«Еще раз про любовь»: фильму, где Татьяна Доронина сыграла свою звездную роль, исполняется 55 лет

«Не линяет только солнечный зайчик…»

Фильм Георгия Натансона по сценарию Эдварда Радзинского для своего времени был по‑настоящему революционным: его герои мучаются чувствами, переживают кризисы на работе, испытывают сомнения, а самое главное – невозможно, немыслимо откровенны. «Еще раз про любовь» – кинематографический гимн шестидесятников, в котором как в зеркале отразились и кипевшие тогда споры о «физиках» и «лириках», и проблема социального неравенства, которое все‑таки существовало в СССР, но говорить о нем было не принято. Ну а то, о чем вовсе нельзя было сказать вслух – отношения мужчины и женщины и то, что далеко не во всяком случае они заканчиваются загсом, а если и заканчиваются, то не всегда к ним применимо сакраментальное «жили долго и счастливо». Впервые с экрана об этом сказала героиня Татьяны Дорониной, сыгравшей в киноленте свою по‑настоящему звездную роль.


История фильма напрямую проистекает из съемок другой картины Натансона – «Старшая сестра», где в главной роли режиссер снимал Доронину. Актриса, чудовищно самокритичная и оттого столь же требовательная к окружающим, просмотрев часть отснятого материала, была в ужасе: ей не нравилась ни собственная игра, ни работа всей съемочной группы. Встал вопрос о том, останется ли Доронина в фильме. Она попросила Натансона показать отснятое некой пожилой женщине, чье мнение для нее является авторитетным. Съемочная группа гадала, что же это за женщина. Возможно, строгая свекровь, с которой актриса боится испортить отношения? Дама оказалась матерью драматурга Эдварда Радзинского, на тот момент мало кому известного. Софья Юрьевна пришла на просмотр вместе с сыном и убедила Доронину продолжать съемки, сказав, что это гениально. А Радзинский, впечатлившись увиденным, буквально атаковал режиссера, требуя поставить фильм по его пьесе «104 страницы про любовь». Пьеса несколько лет шла в театре «Ленком» в постановке блистательного Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой в роли стюардессы Наташи.

Натансон, который был на тот момент одним из известнейших режиссеров Советского Союза, обещал прочесть пьесу, затем посетил спектакль «Ленкома». Под впечатлением от увиденного он загорелся идеей съемок. В главной роли и он, и Радзинский видели только Доронину, которую обожали зрители. Но… в сценарии не хватало сюжетных поворотов, мало того, главная героиня выходила эмансипированной, что для патриархального советского кинематографа было совершенно необычно. Как же, женщина в 30 лет не замужем, работает бортпроводницей, то есть перекати‑поле, идет к мужчине домой на первом свидании, отстаивает свое право выйти не за первого встречного или вовсе не выходить замуж… Председатель Госкино Алексей Романов, который в свое время дал добро на съемки картин «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе», на сей раз встал стеной: безнравственного фильма не будет! Год Натансон ходил как на работу к его первому заместителю Владимиру Баскакову, которому поклялся, что не снимет пошлостей. И Баскаков тайком от Романова разрешил «Мосфильму» постановку.


С главной мужской ролью – физика по имени Электрон – пришлось помучиться. Хотел сыграть Владимир Высоцкий, которого одобрил и худсовет, однако две звезды рядом смотрелись плохо: высокая статная Доронина рядом с жилистым Высоцким выглядела чересчур крупной, даже полной, он же смотрелся слишком маленьким. Артист даже был готов сниматься в специальных ботинках, которые добавляли ему 5 сантиметров роста, но… творческий контакт между ним и Дорониной так и не возник. «И тогда, вспоминал Георгий Натансон, – возник Сашенька Лазарев. И по росту, и по внешним данным, и по юмору все сразу очень хорошо пошло». Кандидатуру Александра Лазарева безо всяких проб утвердил глава худсовета режиссер Иван Пырьев.

Для молодого актера театра имени Маяковского, сбивавшегося с ног и игравшего по 20 спектаклей в месяц, это был шанс. Он сразу сумел вжиться в роль неприступного физика, фанатика науки с желчными шутками, самовлюбленного и ревнивого. Причем Лазарев испытывал пиетет перед прославленной Дорониной, волновался и за пределами съемочной площадки с ней почти не общался. А в кадре… В знаменитой постельной сцене (к слову, первой в советском кино), снятой предельно целомудренно, не видно никаких деталей. Зрителю невдомек, но артист лежит в объятиях своей экранной возлюбленной в брюках и ботинках, которые наотрез отказывался снять, разве что без галстука. «Саша играл очень сильного человека и идеально вписался в образ. А в жизни очень боялся Татьяны Васильевны. К счастью, этого не заметил ни один из многомиллионных поклонников этого фильма», – рассказывал режиссер Натансон.


Доронина и Лазарев так убедительно сыграли любовь, что поверили не только зрители. Жена актера Светлана Немоляева признавалась: «Я не могла даже смотреть фильм «Еще раз про любовь», потому что он там целуется и обнимается с Таней Дорониной. Только сейчас, когда жизнь прошла, смотрю с наслаждением – как же Саша здорово играет!»

Но вокруг красивой бортпроводницы Наташи в фильме несколько мужчин. Беззаветно влюбленного штурмана Карцева играет Олег Ефремов, а вот роль завистливого ученого Феликса по прозвищу Топтыгин досталась Александру Ширвиндту. Это одна из первых по‑настоящему заметных киноролей артиста, причем в нетипичном для него амплуа – рефлексирующего неудачника, сделавшего в жизни неправильный выбор. Именно из его уст мы неоднократно слышим фразу, ставшую крылатой: «Если я неправильно считаю, пусть старшие товарищи меня поправят». Впрочем, есть в фильме и еще одна крылатая фраза, вложенная в уста физика Владика (крохотную роль сыграл Владимир Комратов): «Неплохой человек – это еще не профессия».


Фильм стал лидером советского кинопроката, в 1968 году его посмотрели 40 миллионов зрителей. Татьяну Доронину по результатам опроса журнала «Советский экран» признали лучшей актрисой СССР. Благодаря роли Электрона Александр Лазарев стал знаменитым, зарубежная пресса сравнивала его с Ивом Монтаном, эту роль он называл своей путевкой в большое кино. 
На международном фестивале в Картахене (Колумбия) в 1969 году «Еще раз про любовь» показали вне конкурсной программы, однако жюри, нарушив все писаные и неписаные правила, присудило советской киноленте Гран‑при.

С формулировкой «За мастерство режиссуры и высокие моральные качества». Георгий Натансон выполнил свое обещание: он снял открытую современную картину о любви без единого грамма пошлости.


ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter