Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Простить – не значит забыть». Батюшка рассказал, как развить в себе умение прощать и для чего нам это нужно

Научиться прощать

Погруженные в свои дела, мы порой настолько привыкаем жить «на автопилоте», что утрачиваем чуткость и часто не замечаем, как обижаем близких и, что уж там, незнакомых нам людей. На этой неделе есть хороший повод взять паузу, пересмотреть свои отношения и, наконец, от всей души простить и попросить прощения: 17 марта в православном календаре Прощеное воскресенье. Поговорили с батюшкой минского храма Кирилла и Мефодия Давидом Бобровым о том, в чем смысл этого дня, можно ли прокачать в себе умение прощать и для чего вообще нам это нужно.


– Почему Великому посту предшествует Прощеное воскресенье? У кого надо просить прощения в этот день и как правильно это делать?

– Это древняя традиция: она берет свое начало еще от первых аскетов, которые перед началом Великого поста уходили в пустыню. Они осознавали, что их ожидает: дикие звери, тяжелые условия. И что, возможно, у них больше не будет шанса еще когда-либо встретиться, потому заранее просили прощения друг у друга. Позже эта традиция пере­кочевала в общую Церковную практику, и сейчас мы перед началом Вели­кого поста просим прощения, поскольку хотим войти в него другими людьми. Ты как будто оставляешь старое и вступаешь в новую жизнь. И мы должны отдавать себе отчет, что, прося прощения, мы можем испытывать страх, ведь тако­й поступок сопря­жен с риском быть отвергнутым. Но этот Церковный праздник учит тебя просить прощения из любви к Богу, совершая акт безусловной любви к ближним. Сейчас есть опасность воспринять чин Прощеного воскре­сенья формально, не понимая, что в этом действии есть определенная глубина. Ты словно разделяешь с окружающими людьми то несовершенство, которое есть в тебе и в этом мире. Этот день – повод сказать близким и родным «Прост­и», ведь иногда мы даже не до­гадываемся, что тот, другой, нами обижен, поскольку часто бываем нечут­кими по отношению к ближним. Важно и то, чтобы эта «генеральная уборка» происходила не раз в году. Мы призваны всегда задумываться, где и когда были неправы, как можем изменить свои отношения и что для этого надо сделать.

– Как понять, что ты действительно от всей души простил обидчика? Предположим, я простила, но галочку себе в голове поставила: мол, впредь этого человека нужно обходить за версту. Это искренний подход?

– Мне кажется, такого мерила искренности не существует. Если человек поступил несправедливо по от­ношению к тебе, ты призван простить его из любви к Богу. Но, важная деталь, простить – не значит забыть. Ты не можешь вычеркнуть это событие из своей памяти и своего опыта. Так или иначе оно все равно тебя ка­сается. Ты задумаешься, стоит ли взаимодействовать с обидчиком в будущем. Впрочем, нельзя отрицать и того, что бывают случаи, когда люди идут навстречу друг другу, находят в себе силы и делают этот шаг. Это совершенно иной уровень отношений, не все на такое способны. Церко­вь призывает найти в себе силы и простить супружескую измену. В противном случае муж и жена вправе разойтись. В дружбе тоже бывает так: очень любишь человека и постоянно прощаешь его, но в какой-то момент понимаешь, что идешь навстречу ему не из любви к Богу, а просто потому, что тебе так проще. Ты становишься соучастником саморазрушения человека, который из раза в раз нехорошо поступает. В таких случаях Церковь призывает задуматься, каков твой подлинный мотив. Не ведешь ли ты другого человека к погибели своим попустительством?

– В молитве «Отче наш» есть слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Каждый раз, когда произносишь их, осознаешь, насколько этот идеал далек от тебя. Хотя, казалось бы, все понимаешь и стараешься действовать так, как сказано. Почему же тогда не получается?

– В «Святоотеческом наследии» есть идея о том, что чем ближе человек к Богу, тем больше понимает, насколь­ко он от Него далек. И это на самом деле пре­красно: чем больше ты приближаешься к познанию того, что есть любовь, тем ярче ты видишь, где сам не любил и не любишь, где не принимаешь любовь. По мере духовного роста Господь открывает тебе детали и ты словно выходишь из тумана. А вот живя без Бога, человек утрачивает чуткость по отношению к себе и окружающим, начинает пренебрежительно отно­ситься к здоровью, отношениям, своей душе.

– А как быть, если допустил роковую ошибку и сам себя не можешь простить?

– Очень печально, когда человек, находясь в настоящем, держится за прошлое и из-за этого не может открыться буду­щему. Посоветовал бы в такой ситуации помолиться о себе в прошлом. Перед Богом времени нет. Не­обходимо вверить Ему то событие или обстоятельства, помолиться о себе и другом человеке и попросить, чтобы Он вразу­мил не допускать подобного впредь. Если сейчас, в настоящем, есть нечто, что отдаляет вас от Бога, обязательно приходите на исповедь и поговорите об этом со своим священником. Отдавая прошлое в руки Божьи, вы открываетесь будущему вместе с Ним – а это путь веры и духов­ного возрастания.

– Можно ли прокачать умение прощать, как и любой другой навык?

– Невозможно прокачать одну мышцу отдельно от других. Точно так же нельзя отдельно развить в себе умение прощать. Если хочешь научиться этому, нужно начать учиться христианской любви, знание о которой Церковь хранит во всем своем наследии. Обогащаясь им, мы стремимся любить Бога и ближнего и начинаем более естественно примиряться с другими людьми, делаем это свободно и без усилия.

derzhanovich@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter