Источник: Знамя юности
Знамя юности

Тьютор Екатерина Лобач рассказала об особенностях своей профессии и поделилась педагогическими лайфхаками

Наставник для особых случаев

Тьютором (воспитателем индивидуального сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра) Екатерина Лобач трудится в средней школе № 5 Минска третий год. Ее работа заключается в том, чтобы сопровождать девятиклассника Андрея: вместе с ним она посещает учебные занятия, помогает пареньку найти общий язык с одноклассниками, находится рядом во время приемов пищи и прогулок на свежем воздухе. Девушка рассказала «Знаменке» об особенностях своей профессии, любви к детям и поделилась некоторыми педагогическими лайфхаками.

Екатерина признается, что всегда любила проводить время с детьми, поэтому после окончания школы выбрала профессию педагога-психолога. Пока училась в университете, поняла: больше всего ей нравится работать с ребятами с особенностями развития. Так возникла идея попробовать себя в роли тьютора, вспоминает Екатерина:

– Моя задача – на­учить школьника с аутизмом быть самостоятельным. Искренне верю, что, несмотря на диагноз, такие ребята способны развиваться и ни в чем не отставать от сверстников. Нередко слышу от коллег, что им проще сделать все самим, мол, так нерв­ы будут крепче. Это не мой случай: всегда работаю на результат. Когда замечаю, что ребенок само­стоятельно справляется с письмом или приводит свое рабочее место в порядок, понимаю, что все делаю правиль­но.

Тьютор выступает связующим звеном между ребенком и окружающим миром, поэтому педагогу очень важно установить с ним тесный контакт, а в идеале стать ему настоящим другом, уверена Екатерина:

– Это не так и просто. Сперва нужно пообщаться с роди­телями и понять особенности подопечного. Ведь кажды­й ребенок индивидуален: кто-то хорошо понимает устну­ю речь, кому-то коммуникация дается гораздо сложнее. В моей практике была девочка, у которой букваль­но начиналась истерика от любого слова, сказанного в повелительном наклонении: иди, возьми, смотри. Методо­м проб и ошибок нашла к ней подход и стала предлагать делать все вместе: давай сходим, давай возьмем, давай посмотрим. Она перестала воспринимать мои слова как приказы – и мы подружились.

Сумела Екатерина найти подход и к шестнадцатилетнему Андрею. За время работы с ним научилась понимать с полуслова и по одному лишь взгляду определять, какое настроение у юноши сегодня. Недавно стала совмещать тьюторство с работой учителя-дефектолога, поэтому теперь сама ведет у подростка часть учебных предметов:

– Андрею нравится учиться. Ему важно качественно выполнять задания и полностью погружаться в процесс, не отвлекаясь даже на перерывы. Стараюсь вносить в обу­чение разнообразие и подавать материал максимально интересно. Конечно, немаловажную роль играет то, мотивирован ли ребенок к учебе. Например, Андрей точн­о знает: если будет хорошо себя вести и сделает все, о чем его просят учителя, сразу после уроков мама по­ощрит его лакомством.

Екатерина признается, что благодаря тьюторству развила в себе много полезных качеств и навыков, помогающих ей справляться с трудностями как на работе, так и в повседневной жизни:

– Научилась стрессоустойчивости и стала более терпимой к себе и окружающим. Когда проводишь много времени с особенными детьми, понимаешь, что нервничать и злиться бесполезно. Нужно просто выдохнуть, набраться терпения, подобрать нужные слова и подождать, пока ребята сделают то, о чем ты просишь. Важно понимать, что все приходит с опытом и всему можно научиться. Главное, вера, желание и упорство.

gorbatko@sb.by 

Фото из личного архива Екатерины Лобач
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter