Воин-интернационалист Анатолий Шичко о роли афганцев в патриотическом воспитании молодежи

«Наша сила — в правде»

Открытая в этом учебном году средняя школа № 5 в Смолевичах впечатляет не только масштабом. Ее фишка также музейная комната патриотической славы. Одним из инициаторов создания музея стал старший преподаватель факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Анатолий Шичко, который с энтузиазмом занимается пополнением своего детища новыми экспонатами, приобщая к поисковой работе школьников:  


— Музейное движение в современных школах обязательно должно быть! Особенно сегодня, когда идет манипулирование прошлым, искажение истории в угоду чьим-то интересам. И бороться с этим можно только неоспоримыми, задокументированными фактами. Поколение ветеранов уходит, и воины-интернационалисты приняли у них эстафету общения с молодежью. Но все мы помним рассказы наших отцов и дедов. Мой папа был членом легендарного Минского подполья, много рассказывал о тех временах. И сейчас как никогда понимаешь ценность этих свидетельств. 
Наша встреча не случайно состоялась в преддверии 34‑й годовщины вывода советских войск из Афганистана — офицеру, побывавшему на той войне, есть чем поделиться.

— Анатолий Владимирович, поменяв столицу на Смолевичи, вы активно влились в общественную жизнь района, в том числе работу с молодежью, и продолжаете преподавать в БГУ. Не обременяет такая нагрузка?

— Скорее воодушевляет. Во-первых, доволен тем, что переехал из каменных джунглей сюда. Моя столица мне дорога, но жить в городе-спутнике комфортнее. Я много лет отслужил в отдаленных гарнизонах, и в памяти навсегда остался Минск моего детства. Его патриархальные дворы с палисадниками, где все друг друга знали, остались в прошлом. А здесь в Смолевичах мы с женой нашли ту самую атмосферу размеренности с пригородным уютом. За окном квартиры озеро, летом наблюдаю, как лебеди плавают. Красота! Во-вторых, рад, что бывший редактор районной газеты Марина Меркуль, с которой дружу еще со времен, когда при Мининформе курировал региональную прессу, вовлекла меня в общественную жизнь края. Она же, будучи первым директором этой школы, предложила поучаствовать в создании музея. Изначально предлагал сделать комнату афганца, но по совету руководства райисполкома решили рассказать эту историю через что-то более глобальное — показать в целом героизм, характер, путь и выбор уроженцев района на разных переломных этапах жизни страны. Глава района Андрей Ратомский и кураторы из отдела образования, спорта и туризма нас всячески поддерживают. 

Мне удалось добыть и оцифровать видео со встречи ветеранов в 2005 году. А ведь если бы эта кассета пролежала еще пару месяцев, ее содержание исчезло бы. Собирая по крупицам этот ценнейший материал, мы отдаем дань памяти людям, благодаря которым живем. Очень важно привлекать к этой работе детей. В свободное от преподавания в БГУ время веду кружок юного журналиста-поисковика. Школьники учатся брать интервью, искать сведения для пополнения музея. Приобщение к таким делам — необходимая часть патриотического воспитания. 


— Какие памятные ценности уже собраны?

— Мы только в начале большого пути, но уже есть уникальные экспонаты. Сенатор Валерий Гайдукевич, помощником которого являюсь, передал музею автомат, подаренный ему министром обороны. Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане предоставил муляжи оружия, книги из своих коллекций. Удалось собрать полный комплект формы и снаряжения афганца — архаичный, неудобный, но таким он реально был. Из личного — мой талисман, фляга, побывавшая со мной на высоте 4911 метров, а это выше Монблана. Работаем над экспозициями партизанского движения и геноцида на территории района. Сейчас через местных корреспондентов бросили клич в народ, чтобы собрать больше материала о земляках. А что может сильнее растрогать, показать силу человеческой воли, как не живое письмо солдата матери. И в нашем музее все это можно потрогать, сфотографировать, прочувствовать, а не просто посмотреть через стекло. 

— Чему учит молодежь афганская тема в судьбе вашего поколения?

— Те, кто видел войну, увечье и смерти товарищей, с которыми укрывались одним одеялом и ложку делили, по-другому осознают цену мира. Мы были молодыми, даже в тех условиях часто беспечными. У нас в полку было 12 женщин, а в горах в марте расцветали тюльпаны. И мы к 8 Марта умудрялись пробираться туда, чтобы охапками цветов удивить боевых подруг. Думаете, не было страшно? Было. Еще как! Но гораздо страшнее кому-то, даже себе, в этом признаться, ведь на миру и смерть красна. Понимали и чувствовали свою уязвимость. Особенно когда приезжаешь домой, видишь красиво одетых людей, спешащих по делам и не оглядывающихся по сторонам, чтобы выжить. А надо было возвращаться… Но мы это преодолевали, потому что верили: так надо. 
Преодоление ради чего-то — в этом основной посыл патриотизма. И это было тогда главной идеологической скрепой. А разве понятие Родины изменилось? Наши дети должны понимать, что Родина — это все родное вокруг нас: люди, семья, друзья, земля. И если ты для них делаешь что-то полезное, в том числе и через преодоление, то ты патриот. 
Об этих, казалось бы, понятных и незыблемых ценностях для нашего поколения мы часто забываем напоминать детям, приводить примеры. Думаем, как одеть, накормить, выучить, устроить на тепленькое местечко, и опекаем еще многие годы взрослой жизни, но забываем вложить что-то в голову и душу. А ведь диалог между поколениями в нашей ментальности и культурной традиции всегда существовал. Помню военные парады, на которые в детстве меня водил отец. Время этих людей забрало, а сейчас и поколение воинов-интернационалистов редеет. Как-то во время возложения цветов на Острове слез в Минске всмотрелся в лица боевых товарищей и поймал себя на мысли, что мы не заметили, как стали ветеранами. И то, что многие афганцы находят желание и силы подключиться к воспитательной работе, очень ценно. 



Считаю, чтобы работать в школе руководителем патриотического воспитания, совсем не обязательно иметь педагогическое образование. 
Учить юное поколение любить Родину должен человек прежде всего с колоссальным жизненным опытом, положительный в своих делах и открытый для молодежи. Лаконично и четко об этом сказал Президент: патриота должен воспитывать патриот. Как? Собственным примером, примерами других патриотов.  
Не нужно здесь изобретать велосипед. При этом мы не перекричим семью, где рождаются базовые ценности личности. Родители — главный авторитет, зачастую они учат ребенка видеть только две стороны: белую и черную. А так не бывает. Наш главный инструмент в борьбе за умы и сердца тех, кто будет завтра строить нашу страну, — правда. Правда о прошлом и настоящем. 

— А какие планы строите для себя?

— Наполеоновские. Планирую побороться за депутатское кресло в Палате представителей. А почему нет? Работать парламентариям есть над чем, а мой жизненный опыт очень даже кстати. Взять, например, закон о ветеранах. Определенные противоречия есть. У кого-то много боевых операций и ни одной царапины, а у кого-то ранение, возможно, по собственной беспечности, и он — герой, имеет право на льготы. Таких нюансов немало, просто эта тема мне ближе. Да, уже не молод, но здоровьем, слава богу, не обижен. Время сегодня непростое. Новая Конституция требует серьезной работы в законотворчестве, чтобы создать комфортные условия для функционирования экономики и развития гражданского общества. И они должны быть понятны каждому. Нужна не только цель, но и инструмент для ее достижения. В Парламент должны вливаться цепкие, принципиальные, упорные в своих устремлениях люди. В этом вижу свою сильную сторону. Уверен, что меня земляки поддержат. 








zakharov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter