Духовность государственного масштаба — быть страной

Наш белорусский дух

Всеобщая консолидация национального духа позволяет нам создавать микрочипы, самые большие карьерные самосвалы и держать продовольственную марку. А главное — быть страной

Духовность — нематериальный ресурс. Но это фундамент для любого государства: чем глубже и основательнее, тем выше и крепче можно будет построить само здание. Белорусский дом мы продолжаем возводить. Фундамент позволяет. Вечером 9 января во Дворце Республики было особенно светло: ярче иллюминации сияли улыбки гостей торжества. Страна по традиции в эти рождественские дни отмечает соотечественников, которые внесли вклад в развитие нашего культурного суверенитета. Это понятие должно войти в лексику государственного управления, как, допустим, понятие «импортозамещение» или «диверсификация». Это термины сугубо экономической формации, но именно культурный суверенитет позволит сохранить в этом пестром мире всепоглощающей глобализации свое лицо.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы никому не позволим разрушить то, что веками создавалось и вырабатывалось поколениями белорусов. Наши традиции, наша духовность и самые высокие чувства основаны на прошлом. И разрушать его нельзя. Излишне предавать политике тоже не стоит. При этом мы открыты для мира, уважаем обычаи и традиции других народов, восприимчивы к новым идеям. Но при одном условии: всё, что приходит в нашу жизнь, должно резонировать, соответствовать нашим национальным ценностям, духовному миру и обогащать нашу нацию культурно.

На церемонии вручения премии «За духовное возрождение», специальных премий деятелям культуры и искусства, спецпремии «Беларускi спартыўны Алiмп», 9 января 2024 года.


Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Культурный суверенитет

На торжественной церемонии награждения Александр ­­Лукашенко определил черты духовного образа государства: «Вам не надо объяснять, как важно удержать в своих руках наш культурный суверенитет. Он, естественно, начинается с бережного отношения к чистоте родной речи (русской и белорусской), приоритета традиционного содержания творческих проектов и праздников, традиционного оформления нашего национального продукта и всего жизненного пространства».

Может, эта мысль будет разить ретроградством, но после того как слух привыкает к Jingle Bells, разум легче будет поддаваться пленению «голосом Америки». Та же атлантическая культура не плоха и не хороша, она другая.
У нас свои культурные коды, но как только мы начинаем сверять время с циферблатом Биг-Бена, мы начинаем жить по англосакским правилам. И уже все, что создано до нас, хочется разрушить.
Неужели в Минске мало своих башен с часами: камерная Ратуша — олицетворение независимой Беларуси, известные «небоскребы» советского периода — городские ворота у железнодорожного вокзала. Коль говорить о духовном фундаменте архитектуры нашего государственного стиля, то он формировался столетиями и на него оказывали влияние разные эпохи и культуры: гротескная посполитовская, помпезная имперская, стальная советская...

Культурное пространство — не дорожная площадка для экспериментов, когда нужно выдирать булыжники времен Стефана Батория ради того, чтобы мостить плиткой времен Екатерины Великой или заливать асфальтом соцреализма.
Наша история впитала многое, как самые замысловатые узоры неглюбских рушников или слуцких поясов. Не вырвешь. Потянешь за одну нитку, расплетется вся вышиванка. Зачем же на наших национальных одеждах дырки? Уже находились в лохмотьях.
Но ведь пытаются политические лузеры и предатели белорусского национального пространства разорвать страну именно на создании культурных противоречий. Тем самым фактически объявив войну своей культуре и своему народу. Мы, белорусы, по сути, созидатели, подчеркнет Глава государства: «Мы издревле живем своим умом, поэтому и сохранили уклад, культуру и духовность в самые сложные периоды развития. Это очень важно. Многие сегодня, особенно наши беглые, гвалтом кричат про «заняпад» духовности и культуры. Никакого «заняпада» не будет, если мы будем являть нашему народу шедевры этого творчества. Никто никого душить за творчество не будет. Такого никогда не было в нашей новейшей истории и никогда не будет».

Напишу непопулярную, а для многих и скептическую вещь. Дух творит формы. Поэтому именно от внутреннего стержня зависят видимые, осязаемые показатели. Божья искра не сможет загореться у того, у кого внутри зябкая трясина. И опять же, диктатура западных ценностей от комфорта до падения нравов отражается и в декадансе сферы искусства. Ничего духовного, а капитализация даже крипты культурных дивидендов не приносит.
Уже то, что в нашей стране вручение премии «За духовное возрождение» — это не какой-нибудь кулуарный междусобойчик с фуршетом, а событие государственного значения, подтверждает: Беларусь на правильном пути.

Поднять до нравственных вершин куполов

Авторами этой доброй рождественской традиции в свое время стали Александр ­­Лукашенко и митрополит Филарет. Его светлую память мы отмечаем тоже в дни Святок. Не грешно было бы и премию в честь владыки учредить, а присуждал бы ее ­­Президент, что было бы весьма справедливо и символично. Во-первых, исходя из личности нашего молитвенного заступника, во-вторых, с учетом того, что Глава государства и первый Экзарх Белорусской православной церкви были друзьями и основателями многих добрых инициатив современной Беларуси.
Не только по традиции и протоколу наш ­­Президент и нынешний предстоятель БПЦ вместе появляются на подобных мероприятиях. По-церковному это называется «симфония»: когда светская и церковная власть идут в одном направлении. Мировая история помнит такие примеры. Именно в эти периоды государства достигали особого «звучания». Но что важно, каждый исполняет свою партию.
Есть глубинная святоотеческая фраза: «Когда Бог на первом месте, все остальное на своих местах». Истоки духовной премии забили из церковного родника. Но в итоге мероприятие вылилось в событие государственного масштаба. Дело ведь в чистоте белорусской нации. В том, что не угасают в наших людях искры талантов.
Награждают тех, кто действительно вносит большой вклад в развитие национальной идентичности. «В каждом наградном листе сегодняшних лауреатов — история всей нашей жизни, история страны», — подчеркнул белорусский лидер.
Создатели храмов и патриотической музыкальной мозаики, творцы театральных подмостков и победители спортивных арен, хранители памяти и законодатели медийных трендов. Все они формируют Беларусь настоящую. Как во временном контексте, так и в смысле действительности. Беларусь, которая стремится к вершинам нравственности. Эта премия словно тот самый колокольный благовест для национального самосознания и духовного пробуждения. В зале, как и на площадях белорусских городов, представлены все мировые авраамические религии, все они мирно уживаются на белорусском пространстве.

Где белорусский Иерусалим и что общего с Вифлеемом?

Не зря же Ивье называют белорусским Иерусалимом. Прямо в сердце центральной площади — памятник всем религиям.

Вот этот главный посыл официального Минска — лучше на тракторе, чем на танке, — одинаково важен и для внутренней повестки, и для мировой дипломатии. Уничижительный тон по отношению к нашему миролюбию умолк.

Канонады войн окутали нашу планету, всадники апокалипсиса гонятся за человечеством, как некогда воины Ирода за душой Богомладенца.

— Для нас очевидно: мир — это важнейшая ценность. Для любого народа, особенно белорусского. Потому что мы знаем его цену, — сказал белорусский лидер. — Кто-то когда-то посмеивался над этим: «Вот, опять эти белорусы: «лишь бы не было войны». Сегодня уже не смеются. Потому что если война — все. Ни о какой культуре, ни о каком производстве, о качестве речи быть не может.

А сколько раз наши предки были преследуемы в своем же доме? Наши дети укрывались в болотах и под лохматыми лапами ельников, в подземельях разрушенных городов и в запечье сожженных деревень. Это была своя Вифлеемская пещера общенародного масштаба. Вообще, Вифлеем переводится как «город хлеба». И одна из духовных премий именно за хлеб. Каравай-фест «Бацькава булка». Духовные посылы и трудолюбивый характер замесили в Свислочи Гродненской области. Это и хлеб, и гастрономический фестиваль.
Бережное отношение к хлебу и земле, на которой он растет. Мы — нация хлеба. И наши праздники про это. Про сопричастность к земледельческому календарю.
«Наша память — гарантия мира в будущем. Забудем дорогу к храмам и памятникам той войны — ждите войны. С чувством гордости и уверенности в своем завтра мы смотрим на преемников поколения победителей — патриотов, надевших погоны», — скажет Александр ­­Лукашенко.

Среди награжденных много людей в погонах. Они не подходили, маршировали. Мужество и сила. И не важно, ты кадет из Полоцка, боец роты почетного караула или музыкант военного оркестра.
Это еще и лицо Беларуси. Эти мужчины представляют нашу страну на самых важных мероприятиях. Посмотришь на них — и станет понятно: эта страна под чужую дудку плясать не будет.
У нас есть умельцы по созданию музыкальных инструментов, талантливые исполнители от «гарэзлiвых» «Сябрынак» до голоса оперного искусства Анастасии Москвиной.

Чем чище событие, тем грязнее пытаются его опошлить экстремистские медиа и телеграм-каналы. Среди множества награжденных была и автор двух сотен песен Анна ­­Лукашенко. За что именно поэтессе дали премию, телеграмные горлопаны обошли стороной. Зато сконцентрировались на фамилии. Ничего святого, ничего нового — это методы работы адептов постправды. Но дело в том, что легитимность духовной премии обеспечивает народное признание. А когда вся страна поет «Беларусь — это мы», то премия лишь констатирует народное признание.
Такая вот всеобщая консолидация национального духа позволяет нам создавать микрочипы и самые большие карьерные самосвалы, входить в мировой клуб молочных держав и держать продовольственную марку. А главное — быть страной.
Евгений ПУСТОВОЙ, политический обозреватель.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter