Череда циклонов держит дорожные и коммунальные службы страны в режиме повышенной готовности

Надо убрать снег — сделаем!

Последние дни осени преподносят белорусам экстремальные сюрпризы. Вызвавший обильные снегопады в начале этой недели черноморский циклон «Фил» сменился другим — начавшим путь с Балканского полуострова и через Украину проследовавшим в нашу сторону. Белгидромет предупреждает: сегодня в Беларуси вновь сложные погодные условия. Снег, мокрый снег, в дневные часы по юго‑востоку республики мокрый снег с дождем. При сильном порывистом ветре местами обещают метели. Явно не обойдется без гололеда. А это значит, что дорожникам и коммунальщикам вновь придется поднапрячься. Кстати, с первыми снегопадами, как свидетельствуют наши корреспонденты, профильные службы справлялись с должным профессионализмом. Например, на дорогах Минска в пиковые нагрузки после первого снегопада было задействовано до 700 машин и 800 уборщиков территории, во дворах работали почти 1,9 тысячи работников ЖКХ и около 80 единиц техники.

Машины спешат на помощь

В Могилеве в понедельник выпало более 10 сантиметров осадков — это 80 процентов от декадной нормы. На улицы города выдвинулось сразу три колонны крупногабаритной снегоуборочной техники: 12 машин для обработки дорог, еще 16 — для их очистки. В одну из них напросились и наши корреспонденты. За годы практики Дорожно‑мостовое предприятие (именно оно отвечает за городские артерии) наработало 15 маршрутов. Первые на очереди, конечно, магистральные улицы.

— Выезжаем минимум на пять часов, в сумме намотаем километров 500, — заявляет заместитель директора Евгений Якубов и садится в головную машину. Первый выезд в сезоне, поэтому лично контролирует процесс.

Движемся в составе шести снегоуборщиков, возглавляемых экипажем Госавтоинспекции. Первый идет в левой полосе, каждый следующий чуть позади от предыдущего со смещением вправо — так растягиваемся до самого тротуара.


За рулем нашего «вип‑такси» Владимир Вежиков:

— Идем вторым «плугом», попутно посыпая дорогу противогололедным составом. Технология применения средств механизации и песчано‑соляной смеси наиболее эффективная. Материалы при снегоочистке препятствуют уплотнению и прикатыванию снега. За спиной у меня тонн 12 — 15, этого хватит примерно на 30 километров. Потом посыпать станет кто‑то из коллег. Удобно, не надо на «дозаправку» ездить.

Владимир Вежиков.

Владимир Александрович за рулем уже 37 лет, но на снегоуборщике только второй год:
— Несмотря на опыт, волнительное дело: нужен глаз да глаз. Во‑первых, борозду держать, во‑вторых, не зацепить чей‑нибудь автомобиль у обочины. К слову, машины эти очень мешают. Немало и тех водителей, что лезут под нашу колонну, хоть и идем с ГАИ впереди. Всю смену нужно быть предельно сконцентрированным. Сложно!
Зеленая волна. Мчим!

Заглядываю в путевой лист: напротив графы «первая очередь посыпки» указаны улица Челюскинцев, конный манеж, путепровод‑дублер, Воровского, Быховская. Это уже сделано. Потом побывали на Первомайской, Ленинской, Кутепова, проспекте Мира и движемся на Сурганова.


Водители снегоуборщиков работают по 12 часов в две смены — круглосуточно.

— Ну что, спасли город от снега? — звонит Владимиру коллега из ночной смены.

— Вам ночью работы не будет, ничего не оставим, — разговор идет на громкой связи, телефон брать в руки нельзя — обе должны быть на руле.

За дело болеют все, поэтому хотят знать, что и как. Вежиков докладывает обстановку: непросто, снега намело столько, что при разворотах машину серьезно тянет в сторону.

— Справимся, — это уже он мне. — Сделаем все качественно и своевременно. С наступлением холодов у нас, наоборот, — горячая пора. За прогнозом я особо не слежу, самое надежное — утром посмотреть в окно. Сегодня вот выглянул и понял: работы будет через край. Но нисколько не расстроился. Надо убрать снег — сделаем!


Только за одно Владимир Александрович переживает: как могилевчане оценивают их работу.
— Что говорят: плохо чистим или хорошо? Мнение жителей очень важно. Ведь для них стараемся. Просто не всегда результат удается закрепить надолго. Сегодня вот с неба не так и много сыплется, но сильный ветер все заметает. Плюс успеть сразу можем не везде. В идеале здесь всем вместе работать надо: мы на дорогах, горожане — во дворах. И большая просьба — не ставить машины у обочин.

Берем лопаты в руки

МАЗ — машина большая, не везде может заехать, поэтому во дворах, в переулках и на мелких улицах городов работает техника меньших размеров. В Гомеле, например, уже четвертый день чистят дворы от снега 14 единиц малогабаритной техники. Автопарк планируется пополнить еще пятью мини‑тракторами, рассказывает заместитель генерального директора Гомельского городского ЖКХ Евгений Новик. Их закупят для каждого из пяти коммунальных ремонтно‑эксплуатационных предприятий областного центра.


Разработаны план уборки и маршрут движения малогабаритной техники — ежедневно снегоуборочный транспорт успевает побывать во всех районах города, работают до 22:00. Проблемы с чисткой снега возникают лишь в узких или заставленных машинами проездах, отмечает Евгений Новик:
— Тогда наши работники берут в руки лопаты и чистят территории. Приятно, что и сами жители дружно выходят на уборку снега.

Дворы коммунальщики начинают чистить с 05:00 — чтобы проезды к социальным объектам к началу рабочего дня были свободны. Повышенное внимание и к остановочным пунктам: людям должно быть комфортно, ведь общественный транспорт ожидают не только взрослые, которые легко обойдут сугроб, но и старики, маленькие дети, женщины с детскими колясками.

— Наши улицы — это лицо города, — отмечает Евгений Новик. — Поэтому все должно быть в порядке.


soloveva@sb.by

severyanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter