Перемены назрели: речной туризм в Витебске не должен сесть на мель

На теплоходе музыка играет?

Восемь лет назад в Витебске стали курсировать два теплохода. На то время «Северная столица» и ее корабль-близнец «Витебск» обошлись бюджету в общую сумму под миллион долларов. Когда окупятся эти деньги, вопрос, скорее, риторический. Рентабельность минус 70 процентов — итог в том числе и до боли «заезженного» судами маршрута. Потому новость о том, что витебские теплоходы смогут ходить до Здравнево, обнадежила многих любителей речных прогулок. А быть ли курсу на перемены, узнавала корреспондент «Рэспублікі».

Прогулочный теплоход «Витебск».

Вид с реки

О возможном обновлении маршрута многие могли сделать вывод после статьи в местном СМИ: сообщалось, как недавно специалисты в области морского и внутреннего водного транспорта из стран СНГ приезжали оценить самый мощный в Беларуси судопропускной шлюз. Открытый в ноябре прошлого года на Витебской ГЭС, он впечатляет своими масштабами. Бонусом для участников встречи стала речная прогулка от шлюза до бывшей дачи Ильи Репина в Здравнево. В музее-усадьбе знаменитого живописца определенно есть на что посмотреть не только белорусам, но и иностранцам.

Олег Пашкевич, начальник участка по перевозкам водным транспортом «Гордормоста», на балансе которого находятся теплоходы, не отрицает — и к ним поступали звонки от потенциальных клиентов. Спрашивали, когда ждать круиз в Здравнево. Станет ли такая прогулка общедоступной — вопрос открытый. Дело даже не в более высокой по сравнению со стандартным маршрутом стоимости поездки, уверяет собеседник:

— Водная дорога займет не меньше шести часов в одну сторону. Можно наблюдать город с реки максимум час-полтора, а что делать дальше?.. Нужны профессиональные аниматоры, программа — все в комплексе. На борту работает кафе, но нет камбуза. Все моменты важно учитывать.

В том, что при желании и финансовой поддержке реально все, у Олега Сергеевича сомнений нет. «Витебску» и «Северной столице» не привыкать к насыщенной культурной программе. На теплоходах устраивают целые шоу, правда, о свадебных прогулках и пиратских вечеринках заботятся заказчики. Однажды прогулочное судно поучаствовало в необычном квесте для детей. С рассветом мальчишки и девчонки поднялись на борт с рюкзаками и палатками. Нынешние выпускники немного завидуют тем, кто окончил школу лет пять назад. Ведь они могли буквально попасть с бала на корабль, встретив первый в жизни взрослый рассвет под плеск волн. Круиз отменили, решив, что это небезопасно. На предприятии «Гордормост» до сих пор надеются, что власти пойдут навстречу и в городе появится яркий праздник, сродни санкт-петербургским «Алым парусам».

Капитан теплохода «Витебск» Виктор Хвастовский.

Безопасный фарватер

В беседу включается начальник планово-экономического отдела «Гордормоста» Наталья Пшелынская:

— Теплоход «Витебск» на 55 посадочных мест начал курсировать по Двине с 2010 года, 80-местную «Северную столицу» спустили на воду годом позже. Маршрут — от причала на площади Победы в сторону парка имени Советской Армии, или Мазурино. Остановки там нет, судно разворачивается и идет снова в центр города.

Раньше «речные трамвайчики» курсировали семь раз в неделю начиная с апреля и, если позволяла погода, до середины осени. Сегодня пассажиров ждут в пятницу, по субботам и воскресеньям. В праздничные дни действует режим выходных. Каждодневный маршрут приурочивают разве что к фестивалю «Славянский базар». Это привязка к небесной канцелярии, платежеспособности населения и закону спроса и предложения, настаивает Наталья Анатольевна:

— Четыре года не меняем стоимость билетов для индивидуальных прогулок. Для детей от 5 до 10 лет — 3 рубля, старше 10 лет и взрослых — 5 рублей, а малыши до 5 лет могут путешествовать бесплатно. По коллективным заявкам турне возможно в любой день, и при заказе с каждого последующего часа — скидка. Сложа руки не сидим, есть комплекс мероприятий по снижению себестоимости услуг. К примеру, три последних года теплоходы зимуют не в речном порту, а в Мазурино, создана собственная караванная служба.

Почему же количество пассажиров в 2017 году было заметно меньше (под 7 тысяч), чем в 2016-м, когда «Витебск» и «Северная столица» перевезли больше 10 тысяч человек? По словам Олега Пашкевича, многое зависит от уровня воды в реке (хватит ли ее, чтобы не сесть на мель) и погоды. Когда солнце вовсю припекает, как это было на нынешнее 9 мая, клиентов хватает. Тогда в 10 утра теплоход уже был на пристани и «пропыхтел» до самых сумерек, продолжает Олег Сергеевич:

— Представьте, 9 мая сделали 11 рейсов и выручку двух выходных. Еще важно, чтобы наша капризная, почти горная по характеру река пропускала суда. В засуху при всем желании с этим проблемы. Фарватер Двины тоже далек от идеала. Если всерьез рассматривать увеличение протяженности маршрута — над этим предстоит поработать. Здесь надежда на речников, только они могут обеспечить безопасность прохождения своих и наших судов.

Начальник шлюза Дмитрий Демешкевич.

Круиз — в долгий ящик?

Большим шагом вперед стали бы водные экскурсии в Полоцк и Новополоцк. Впервые уникальную возможность полюбоваться родиной Евфросинии Полоцкой, Всеслава Чародея, Франциска Скорины с нового ракурса предоставили туристам в 2015 году. Тогда предложение проводить водные прогулки на Полотчине поддержало руководство района. Перспективы у маршрута были: исторические места, живописные виды и неизбитая для региона тема — все складывалось удачно. Жаль, идею о круизах до Софии придется отложить в долгий ящик. При возведении Полоцкой ГЭС не построили шлюз. Это серьезная брешь не только для туризма, но и для «Витебскводтранса» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». Из-за того, что судам нет хода до Полоцка, Новополоцка, предприятие существенно теряет в выручке. Конкретные цифры начальник филиала «Витебскводтранс» Анатолий Леонов не спешит озвучивать. Оптимист по жизни, он вообще убежден: все будет хорошо, если приложить силы, подойти к делу с умом. Он активно продвигает мысль об использовании нового шлюза под Витебском:

— Габариты шлюзовой камеры (ширина — 13,5 метра, длина — 94 и глубина — 2,5 метра), разводной мост над ним рассчитаны на курсирующие по Западной Двине баржи, теплоходы и катера. Река удвоила свои судоходные возможности, стала привлекательнее для наших и зарубежных туристов.

Новый экскурсионный маршрут до Здравнево — дело хорошее. Стоит поднимать этот вопрос в СМИ, считает Анатолий Васильевич. При достойной организации путешествий, на его взгляд, не обойтись без турфирм (не только местных, но и российских), предпринимателей, способных сделать прогулки насыщенными, с богатой развлекательной программой. Речники готовы взять на себя безопасность маршрутов.

Минтранс тоже заинтересован в активизации использования шлюза пассажирскими судами, обозначает заместитель начальника управления морского и речного транспорта — начальник отдела речного транспорта министерства Александр Захаренко. На актуальный для речников и не только вопрос, ждать ли появления запланированного ранее шлюза на Полоцкой ГЭС, Александр Евгеньевич отвечает сухо:

— Все, как всегда, зависит от финансирования.

В том, что не стоит бежать впереди теплохода в Здравнево, убежден начальник управления спорта и туризма Витебского облисполкома Василий Захаревич:

— Прежде чем приглашать народ в путешествие, нужно собраться представителям турфирмы, «Гордормосту», руководству музея и переговорить, посчитав резон от таких прогулок.

К серьезному маршруту — серьезный подход. Лишь бы за долгими совещаниями неплохая идея не ушла под воду.

naumova@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter