Почему многовекторность — объективный залог устойчивости

На те же барьеры

Интеграционные процессы в мире объективно обусловлены, но беспроблемных союзов нет

Беларусь не дружит с кем-то против кого-то, а придерживается многовекторности и предсказуемой внешней политики. Между тем торговые конфликты перетекают в политическую и военную плоскость, становятся фактором развития внутренней дестабилизации в отдельных странах. Об этом говорил Президент, обращаясь с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Глава государства обратил внимание, что Беларусь сегодня находится на этом геополитическом разломе. Живущая своим умом, наша страна оказалась единственным спокойным звеном в центре Евразии. И причина тому — взвешенная внешняя политика, которую в свое время Минск твердо взял за основу.


В  современных условиях практически ни одна страна не может эффективно развиваться, не взаимодействуя с другими державами. Государства объединяются исходя из своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов. Сегодня в мире насчитывается около 300 действующих региональных торговых соглашений, включая соглашения об экономической интеграции, образовании таможенных союзов и соглашения с частичной областью действий, распространяющихся на определенный перечень продукции.

Развитие процессов интеграции во всем мире объективно. Их цели, принципы создания необходимых условий имеют общие закономерности независимо от географического положения и экономического уровня государств, образующих объединения. 

При этом аналитики указывают на любопытный момент. Практически не существует интеграционных структур, в которых были бы сняты все имеющиеся барьеры, отменены все ограничения и отсутствовали бы изъятия или исключения.

Решения о ликвидации барьеров и либерализации перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы имеют ценность не сами по себе, а в качестве условий для обеспечения эффективного взаимодействия в тех отраслях и секторах экономики, сотрудничество в которых способствует экономическому росту, да и просто развитию стран — участниц интеграционных объединений. Например, при заключении соглашения о зоне свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией таможенные пошлины были отменены только на 60 процентов товаров.


Свою негативную для интеграций роль играют порой и геополитические аспекты. Яркий пример тому — сложности в белорусско-российском союзном госстроительстве. Начальник аналитического отдела Постоянного Комитета Союзного государства профессор Александр Стоппе констатирует:

— Союзное строительство ведется в непростых условиях. Белорусско-российскую интеграцию испытывают на прочность глобальная экономическая нестабильность, всеобъемлющий кризис доверия в международных отношениях, обострение информационных войн и другие факторы.

При этом современный период развития международных экономических отношений демонстрирует переплетение двух некогда противопоставлявшихся тенденций: глобализации и регионализации. Данные тенденции не просто сосуществуют, они дополняют друг друга, делая мировую экономику более устойчивой.

Зато существенным испытанием на прочность как интеграционных объединений, так и национальных экономик стала в 2020 году пандемия коронавируса. Причем, как указывает аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Екатерина Речиц, пандемия лишь усилила те тенденции экономического спада, которые сформировались ранее:

— Сегодня сила удара экономистами оценивается как наибольшая, чем все кризисы за последние 20 лет. При этом если мы проанализируем прогнозы международных аналитических структур, то увидим, что практически все они пересмотрены. Это связано с ожиданиями более сильных падений по текущему году, чем предполагалось ранее.

Для Беларуси ключевой вопрос заключается в том, будет ли обвал глобальных рынков существенным для нашей страны или же он будет компенсирован устойчивостью внутренней системы. И здесь выводы аналитика, высказанные «НГ», внушают оптимизм:

— В целом система управления белорусской экономики в высокой степени пригодна для решения поставленных задач в условиях мировой рецессии. Главной задачей государства в течение ближайших нескольких лет является обеспечение перехода общества на очередной этап экономического развития, адаптация к жизни в изменяющихся условиях. В этой ситуации наше государство сохраняет рабочие места, не бросает своих граждан в беде.

Во многом способствует тому и весьма взвешенная позиция Беларуси на международной арене, полагает директор Информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александр Шпаковский:

— Находясь на цивилизационном фронтире, мы испытывали и будем испытывать на себе давление и западной, и восточной цивилизаций. Так сложилось, что все значительные конфликты в Европе в той или иной степени затрагивали и нашу территорию. Это обуславливает необходимость для нас строить миролюбивую политику и стремиться к тому, чтобы максимально сглаживать острые углы, а не создавать проблемы. Именно поэтому Беларусь заняла такую позицию в украинском конфликте, заручившись кредитом доверия со всех сторон. Мы всем странам предлагаем дружбу — дружить во имя и за, а не против. А вот принцип «или-или», когда нас заставляют выбирать (да так, чтобы при любом выборе оказаться в конфронтации с какой-либо страной), мы не приемлем.

В разговоре с журналистом «НГ» эксперт особо подчеркнул главное, что не мешало бы усвоить каждому:

— Независимость стоит дорого. Но эту цену стоит заплатить. В первую очередь потому, что зависимость всегда обходится еще дороже.
Одним из перспективных проектов межрегиональной интеграции является создание общего экономического пространства между ЕАЭС и ЕС — единого евразийского экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
МНЕНИЯ

Владимир Макей, министр иностранных дел:

— В минувшем году международные связи Беларуси активно развивались. Наша страна на уровне Главы государства предложила новые важные для международного сообщества инициативы по созданию атмосферы доверия и содержательному наполнению нового глобального диалога по вопросам безопасности «Хельсинки-2». Не снижалась активность в работе по реализации других получивших международное признание белорусских инициатив. Страна продемонстрировала значительный потенциал в обеспечении эффективной работы интеграционных объединений — ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, а также международных и региональных организаций, прежде всего — ООН и ОБСЕ.

Сергей Рачков, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности:

— Я не вижу глобальных внешних угроз для Беларуси. Это, в частности, благодаря той миролюбивой внешней политике, которую мы проводим последние десятилетия. В этой сфере мы достигли значительных результатов, успехов. Нас стали больше узнавать, нам стали больше доверять, нас более справедливо оценивают извне. И факты тоже есть. 2018 год, 2019-й — серьезнейшие мероприятия внешнеполитического характера проводились в нашей стране. Здесь я соглашусь и поддержу полностью Президента, что если есть угрозы, то они внутренние. В первую очередь это экономика. Мы открытая страна, экономика у нас тоже открытая. В мире сейчас экономическая турбулентность, а мы — экспортно ориентированное государство. Конечно же, нас не могла не задеть эта ситуация.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter