Как наш корреспондент покорял Гималаи

На поклон к богине плодородия и... смерти

(Окончание. Начало в № 136, 137)

День одиннадцатый

Интересна жизнь туриста: вчера пробивались по горам, а сегодня с утра уже рассекаем по Биссекару (есть такой городок), наслаждаемся комфортом и континентальными завтраками, грузимся в «махендры» и через несколько часов зубодробительной тряски оказываемся в Покхаре, непальском городе с населением 600 тысяч человек. Смотрится, особенно вечером, стильно, в ресторанчиках кормят вкусно и недорого. Активностей здесь много, и за три дня мы многое увидим и испробуем. И да, это еще не план Б.

 День двенадцатый

К Аннапурне мы почти подобрались по горам, но, увы, не срослось: лишь некоторые ее пики мельком увидели в далекой дымке. И вот надо было спуститься в долину, чтобы именно здесь эта капризная гималайская Гюльчатай открыла свое прелестное личико. Чтобы его увидеть, мы уже в пять утра оказались на смотровой площадке высоко над Пакхарой. И, поверьте, стали свидетелями самого настоящего чуда. Дело в том, что чем ярче разгорался рассвет, тем рельефнее вырисовывались на горизонте массив Аннапурны и Рыбий хвост. Сначала в разрывах низких облаков появлялись лишь их отдельные фрагменты, но чем выше поднималось солнце, тем полнее становилась фантастической мощи и красоты картина. От точки наблюдения до них 40 километров по прямой, так что представьте себе грандиозность зрелища. Я это видел сам и порадовался, что имею в запасе план Б.


 

День тринадцатый

Дорога к храму никогда не бывает легкой. Вот и к этому пришлось 50 минут карабкаться по ступенькам на 1300 метров над уровнем моря. Но оно того стоило. Ступа Будды, к которой мы шли, — одна из мировых святынь буддизма. Говорят, во всех странах таких 28, их предназначение объединять людей. А потому здесь громко не разговаривают, снимают обувь, прежде чем подняться по ступеням храма и совершить несколько кругов вокруг него, погружаются в себя и медитируют. И знаете, кажется, помогает...

Не знаю, как насчет первой беды, но вторая — дороги — имеет место. Как вы думаете, сколько времени понадобилось нашему микрику, чтобы преодолеть 200 с небольшим километров? Девять часов! Девять, Карл! И дело не в крутых серпантинах, по которым мы карабкались, а в том, что каждые 100 метров хоть и дрянного, но асфальта неизбежно менялись километрами бездорожья. Ну да ладно, мы снова в Катманду. Отель выше всяких похвал, еда в здешних кафешках ой-ой-ой при огромных пайках. Так что хвост пистолетом. Тем более что завтра день Х…

День четырнадцатый

День исторический: именно сегодня в 8 утра и ни минутой позже должна была начаться реализация плана Б. Для этого сделано все возможное и даже не очень возможное, но с самого утра что-то пошло не так. Сильно не так. И только через три с половиной часа, крайне нервных, вгоняющих в депрессию, стало понятно, что плану Б быть, и теперь я могу раскрыть его суть. Итак, согласно известной аксиоме, если гора не идет к Михаилу, то Михаил идет к горе. А что делать, когда дойти не удалось в силу обстоятельств непреодолимой силы? Отступить и задать себе вопрос: если к горе нельзя дойти, может, к ней можно... долететь? На вертолете, к примеру. Оказывается, можно. Его-то мы и ждали, однако он, зараза, сломался. Но есть все же Будда на свете, и в это утро он за нас заступился. Мы вылетели.



Больше часа в воздухе над Гималаями — такое зрелище не забыть. Иной раз кажется, что шасси вертолета вот-вот зацепятся за вершину очередного хребта, но маленькая машинка упорно карабкается вверх. И ты понимаешь, что вон те белые пики, а это сплошь шести- и восьмитысячники, не преодолеть никак. А нам и не надо: вертолет садится на пяти с чем-то тысячах метров у… Эвереста. ЭВЕРЕСТА!!! От осознания этого факта, а также некоторой разреженности воздуха, дышать трудно, уши заложило, сердце бухает в груди, но это же Эверест! И что удивительно, на фоне других пиков, а их здесь не счесть, он кажется меньше. Это обман зрения, ибо он находится дальше. Да, осмысление увиденного придет позже, а пока восторг, восхищение и, черт возьми, повод гордиться. Собирался увидеть одну гору-легенду — увидел добрый их десяток: все топ-вершины практически. И пусть не так, как планировалось, но не мытьем, так катаньем... Или летанием. После яркой, но непродолжительной фотосессии, потому как высота без акклиматизации — это серьезно, мы поменяли локацию, переместились к Эверест-отелю. Высота чуть меньше, самого Эвереста уже не видно, но от этого картина менее впечатляющей не стала. Здесь, кстати, довольно тепло, наша тяжелая трекинговая обувь и теплая непродуваемая одежда стали тяготить. Но как же хорошо на такой высоте и в таких интерьерах заходит любимый «джинджер ти»! Как в таких случаях говорил один знакомый, «піў бы і піў».

День пятнадцатый и последний

До вылета несколько часов — и прощай, Непал, прощай, Катманду. Сумасшедший город-четырехмиллионник, где узкие улочки, сумасшедший трафик, однако нет ни одного светофора. Я ни разу не видел, чтобы водители хватали друг друга за грудки и выясняли отношения, как иной раз бывает у нас. А над самим городом, окружая его со всех сторон, царят горы. Какими они бывают, мы, что называется, попробовали на зуб, в чем-то обломались, но все равно остались в большом эмоциональном плюсе.

И если сегодня кто-нибудь спросит, не жалею ли я, что на все это подписался, отвечу честно: жалел бы, если бы не подписался.

Готов ли повторить? Готов, конечно, но отдаю себе отчет, что будет это уже в следующей жизни.

И самый главный из всего увиденного вывод: горы хороши. Но лучше гор может быть только… Припять.


   




   



kuchko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter