Можно ли разрешить спор между ЖХК и гражданами?

Мировой посредник для потребителя

Ежемесячно в наши почтовые ящики опускаются жировки на оплату услуг коммунального хозяйства. Один просто смотрит последнюю графу и идет оплачивать, другой тщательно сравнивает с предыдущими квитанциями, стараясь понять, из чего складывается итоговая сумма и почему она меняется.


Ситуация с тарифами на жилищно-коммунальные услуги обсуждается часто: интервью, прямые линии… И понятно почему — люди готовы платить, но и коммунальщики должны гарантировать качество своих услуг. Увы, эти вопросы с повестки дня не снимаются — они по-прежнему в числе самых острых и распространенных на прямых линиях и приемах граждан. Иногда споры разрешаются на местном уровне, но нередко потребители прибегают к помощи «горячей» линии. Говорят, что только так можно повлиять на жилищно-коммунальную службу. Послушаешь обе стороны, каждый по-своему прав. Первая утверждает: тарифы на услуги не покрывают даже затрат на их оказание, не говоря о возможности получения прибыли. К тому же приходится «воевать» со злостными неплательщиками, их не так уж и мало, да и задолженности баснословные. Потребители, в свою очередь, требуют своевременного выполнения работ, за которые они должны платить деньги. Могу и я присоединиться как потребитель: и у меня много претензий, например, на качество питьевой воды. Но подвижки есть, и немалые. Нам идут навстречу, а после эффективной работы прямых линий с руководителями различных уровней число жалоб на качество таких услуг идет на убыль.

Так, для жителей Минской области с 1 января 2019 года открыт единый короткий круглосуточный номер 115, куда переключаются все телефоны диспетчерских коммунальных служб. Доступ к информационной системе предоставили руководителям предприятий-поставщиков ЖКУ районов и руководителям государственных органов. Они могут в любой день увидеть, сколько заявок поступило, из каких домов и на что чаще всего жалуются жители деревень и городов. В компьютерной базе данных фиксируется время обращения, время передачи заявки в районную организацию и статус выполнения. Потеряться такая жалоба не должна, в отличие от бумажной.

Сейчас депутаты готовят к первому чтению проект закона «О внесении изменений и дополнений» в Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Правки, которые планируется внести, должны будут конкретно определить виды оказываемых услуг, критерии их качества, а также права и обязанности поставщиков и потребителей. Это значит, что у нас будет больше возможностей защитить себя. Должен появиться еще один участник для урегулирования отношений между потребителем и исполнителем — компетентное уполномоченное лицо по управлению общим имуществом ЖЭСа, ЖРЭО и так далее. Значит ли это, что оно возьмет на себя роль справедливого регулировщика и поможет быстро решить проблему полюбовно? Время покажет.

В 2019 году планируется снижение затрат на 5 процентов (по сравнению с 2018-м) на предоставление жилищно-коммунальных услуг. За счет чего? Поясняют так: на себестоимость тепла, например, влияет состояние теплотрассы, а трубы каждый год постепенно меняют на новые. Многие котельные комхозов, особенно в Витебской области, работают на местных видах топлива, самые оптимальные из которых — щепа и фрезерный торф. При помощи современных технологий, используя ту же щепу, можно снизить стоимость тепла по сравнению с использованием газа не менее чем на 20 процентов. К тому же на 2019 год намечен план по модернизации более 800 котельных, в перспективе около 100 должны перевести на местные виды топлива.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter