Мир не терпит вакуума

Во вторник на фоне острых и, как многим кажется, неразрешимых противоречий в Нью-Йорке открылась Генеральная Ассамблея ООН — площадка, которую многие лидеры используют для изложения своих взглядов и донесения их до максимально большого числа коллег.

Одна из главных интриг нынешней сессии — встретятся ли на ней (пусть «на ногах», пусть как будто случайно) президенты США и Ирана Дональд Трамп и Хасан Роухани. Как мы помним, Иран уже заявлял, что переговоры с США вести не будет, но встреча-то, просто встреча — это ведь что-то иное, правда? Трамп, как известно, верит в магию личного общения и, похоже, уверен, что может обольстить любого (хотя, кажется, его самого обольстил менее всего подходящий на эту роль Ким Чен Ын), уволил советника по национальной безопасности Джона Болтона, пропагандиста максимально жесткой линии в отношении Ирана, так что может показаться, что путь к личной встрече президентов открыт. 

Хотя в некотором смысле ООН не самое подходящее для этого место. По той простой причине, что Трамп, мягко говоря, не любит многостороннюю дипломатию и многосторонние соглашения, из которых целенаправленно выводит свою страну. И в этом он, кстати, очень похож на уволенного Джона Болтона: несмотря на то, что тот несколько лет был послом США при ООН, саму организацию он считал неэффективной и даже не слишком нужной. А вот для Ирана, наоборот, важна именно многосторонняя дипломатия: это его, считай, единственная надежда на сохранение ядерной сделки и прекращение санкций. Другая его надежда на падение влияния США в мире. Вернее, это уже и не надежда, а свершающийся на глазах факт, даже Госдепартамент за закрытыми дверями (но недостаточно закрытыми, раз журналисты Foreign Policy все-таки проведали) это констатирует: влияние США в мире, и в частности в международных организациях, падает. Во время президентства Дональда Трампа США вышли из Совета ООН по правам человека, Фонда ООН по народонаселению и агентства по палестинским беженцам. 

Но свято место, как известно, пустует недолго: место крупнейшего международного «инфлюенсера» (от английского influence — влияние, влиять) тихо, медленно, но настойчиво занимает Китай. А в некоторых вопросах и Россия. 

Возьмите, к примеру, вопрос кибербезопасности, один из самых актуальных сегодня. Для борьбы с киберпреступлениями существует международная (и, конечно, многонациональная) Будапештская конвенция, в разработке которой США принимали активное участие. Китай и Россия к конвенции не присоединились, но призывают разработать и принять под патронажем ООН глобальный договор, который регулировал бы ведение расследований киберпреступлений. В прошлом году на ГА ООН была принята инициированная Россией и поддержанная Китаем резолюция по киберпреступлениям: она требовала, чтобы Генеральный секретарь ООН собрал мнения стран и представил доклад о дальнейших действиях. В США видят эту резолюцию как первый шаг к заключению нового договора, на содержание которого они будут иметь куда меньше влияния, чем на Будапештскую конвенцию. 

В июне этого года США оказались бессильны предотвратить избрание заместителя министра сельского хозяйства Китая Цюй Дунъюя директором Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, несмотря на то, что американские представители разослали циркуляр, призывая голосовать «за любого, способного победить китайца». Китайский кандидат набрал 108 голосов из 191 и победил уже в первом раунде. 

Еще в июне прошлого года министр иностранных дел Германии Хейко Маас вопрошал: «Президент Трамп и его политика изоляционизма оставили огромный вакуум во всем мире. Кто его заполнит?» В недавнем докладе, подготовленном для Европейского совета по международным отношениям, его авторы Ричард Гован и Энтони Дворкин пишут: «Два самых больших вызова для многостороннего порядка сегодня — это относительный упадок американской силы и превращение Китая в конкурирующую силу в глобальных организациях».

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter