Майский вальс яблоневого сада

В последние годы не было случая, чтобы упустил возможность пропеть оду своему любимому месяцу. Май этого заслуживает. Какой бы тяжелой и долгой ни казалась зима, с ее уходом мы облегченно вздыхаем и каждой клеточкой приветствуем нежную свежесть Первомая. Потом — День печати и праздник Великой Победы. За ними мой личный — день рождения. Как тут заскучаешь?

Теперь вот появился еще один, «рукотворный». Дачники, люди в возрасте со мной согласятся: посадить в землю семена самых разных растений, а затем наблюдать за их ростом — своего рода праздник. Долгий, тихий, спокойный… Дожди и солнце делают это время наиболее счастливым для души и полезным для здоровья.

А старт такой благословенной поре дает все тот же май.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Справедливости ради скажу, ощущение праздника пришло ко мне в этот раз несколько раньше. Сидел за своим дежурным кофе в уютном кафе, и вдруг мое внимание привлекла девушка за соседним столиком. Она пила чай и ела пирожное. Как же она была хороша! Заметив мой взгляд, приветливо улыбнулась, а я смущенно отвел глаза. Проходя мимо ее столика, неожиданно для себя произнес: «Вы сама весна!» Незнакомка еще раз улыбнулась. Все.

Нет, не все… На вечерней прогулке девушка Весна вновь встретила меня, но на сей раз мысленно и в несколько ином обличье. Это была та самая Галя из нашей студенческой группы, с которой дружил, а потом расстался при теперь уже смутно памятных обстоятельствах. Правда, через несколько лет случайно встретились. Я шел с армейским термосом за плечами на соседнюю «точку», а она ехала в машине со своим женихом. Теперь эта сценка на лесном перекрестке выглядит на удивление зримо и ярко, несмотря на то что минуло с той поры немало лет. Это тогда я был немногословен, а сейчас многое мог бы рассказать той замечательной майской девчонке в легком ситцевом платьице, с красивыми, всегда несколько удивленными глазами. Прежде всего попросил бы прощения…

И вот сейчас эти две девушки — одна из кафе с пирожным, другая в ярком ситцевом платье на зеленом перекрестке — слились воедино. В образе Весны, которая все еще, несмотря на годы, не покидает меня. Потому и говорю ей тихое спасибо.

Май — праздник еще и потому, что именно в те дни, когда полыхала сирень и трепетной нежностью дышала молодая листва, я влюбился в тихий озерный край и стал проводить там отпуск. А когда окончательно отошел от дел, и все теплое время года. Свободного времени хоть отбавляй. Хватает и на рыбалку, и на то, чтобы заниматься любимым делом: рассказывать читателям о чарующем крае и его людях, беседовать с ними о житье-бытье, о сложных и замысловатых сюжетах наших судеб.

День выдался нежарким. Свежо было и в салоне моего внедорожника. Позади три с половиной часа пути, но никакой усталости. Замечал и раньше, что предчувствие хорошего отдыха уже само по себе придает сил. Еще впереди три с лишним километра по ухабистой лесной дороге — такой сделали ее в весеннюю распутицу лесовозы. Но даже если бы эта часть пути была асфальтированной, на ней не разгонишься. По обе стороны серьезный лес, в котором полно разной живности. Того и гляди на «променад» выйдут грациозные косули, дикие свиньи, а то и сам сохатый. Лоси здесь какие-то особенно красивые — крепкие, уверенные в себе.

Еще сидя в салоне автомобиля, предчувствую, как скрипнет дверь моего рыбацкого домика и, войдя в него, вдохну странный, непередаваемый запах перезимовавшего и дождавшегося хозяев жилья.

Май хорош еще и тем, что возвращает к подвижности и своеобразной физкультуре разнежившихся за зиму дачников. Работы хватает, прежде всего связанной с наведением порядка. Мне так точно придется попотеть. Еще зимой, когда был сильный ветер и большие снега, позвонил сосед Павел и сообщил, что разрушился навес у бани, где храню дрова. Раньше, когда вокруг усадьбы был старый деревянный забор, каждую весну приходилось восстанавливать несколько пролетов. Теперь у меня новенький, из сетки, потому обзор из беседки, где люблю пить чай, а иногда и легкое вино с сыром, когда приезжают гости, стал более объемным. Есть куда кинуть взор! Справа луг, слева озеро, позади лес. От ветров с Балтики защищают растущие по краям усадьбы высокие липы и ясени. Удивительным образом примкнул к этой компании и раскинувшийся в углу участка куст черемухи. В мае он придает какое-то особое торжество всей картине и источает неповторимый аромат. Едва волшебный белый шар освободится от своего наряда, как ему на смену приходят мои молодые еще яблоньки. Они подхватывают весеннюю мелодию. Если заглядеться на них, то не сразу поймешь: закружилась голова от такой красоты или деревья в весеннем вальсе.

Из всех условно материальных существ, окружающих наши угодья, самое живое, на мой взгляд, озеро. Усадьба моя рядом с берегом. Понятно, что значительная часть моих приключений связана с водной гладью. Несколько раз помогал тонущим рыбакам, а тот из них, что при странных обстоятельствах выпал из резиновой лодки, едва не увлек за собой на дно и меня. Разумеется, за долгие годы хорошенько изучил наше немаленькое озеро и знаю все его потаенные места. Это помогло мне спасти от верной смерти немолодую женщину, заплывшую рыбачить в непогоду.

Так вот, оживает наш водоем, как, разумеется, и соседние, во время великого таинства — нереста. Самая значительная часть его как раз выпадает на май. Еще действует запрет на рыбалку, но выходить на берег с одной удочкой разрешено. Как говорится, и на том спасибо. Теплолюбивого карася можно найти и здесь. Однако я из терпеливых фанатов рыбалки и в эту пору больше занимаюсь подготовкой снастей и моей «Маркизы». Замечательная посудина, хотя молодой ее уже никак не назовешь. Вот и приходится все дольше по весне готовить ее к водным процедурам.

Чтобы полюбоваться хищником, далеко ходить не надо. Немного постояв у берега, вы обязательно увидите, как окунь охотится за икрой других рыб. Ничего удивительного: кто откажется от такого деликатеса?
Светлое тепло разливается в душе, когда, вернувшись после зимней «спячки» в столице в этот благословенный край, вижу, что успешно перезимовали и мои, как я их теперь называю, новые земляки. Особенно рад за Генриха, смотрителя местного Дома охотника, о котором не раз упоминал в своих повествованиях. Поздней осенью он нежданно захворал, и дочь забрала его в райцентр. Немолодого «мэра» нашего поселка, как его здесь в шутку кличут, выходили. Сейчас под родным деревенским солнцем он наверняка окрепнет еще больше.
Если нам всем повезет и через пару лет будем в строю, то обязательно с помпой отметим девяностолетие в прошлом лучшей доярки района бабы Мани. На торжество наверняка позовем бывшего лесничего и моего хорошего приятеля Николая Синицу. Он исполнит перед микрофоном одну из моих любимых песен «Сиреневый туман».

Завершить эти заметки мог бы вполне законно словами великого Тютчева: «Люблю грозу в начале мая…» Это правда. Люблю. Несмотря на то что однажды просто чудом вовремя ушел с рыбацкого мостика, когда над озером вспыхнула череда молний и раздался гром. Мостик потом пришлось переделывать, так как на него упала стоявшая рядом осина. Но и сейчас, когда многие прячутся от грома, не тороплюсь в укрытие. Рискую? Конечно. Однако не настолько наивен, чтобы не понимать: от судьбы не убежишь. Тем не менее было бы нечестно не упомянуть, что даже в таких божественно красивых местах небезопасно, а потому всегда надо быть бдительным.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter