Беларусь и Россия подписали дорожную карту по совместному развитию станкостроения

Машины будущего

Документ предусматривает формирование благоприятных условий для установления и поддержания прямых связей и развития кооперации по реализации совместных проектов между производителями станкоинструментальной продукции двух стран, создание совместных производств для нее, а также подготовку предложений по разработке мер государственной поддержки производителей станкоинструментальной продукции Союзного государства. 

Драйвер экономик

Реализация межправительственного соглашения в области развития станкоинструментальной промышленности открывает новые возможности для роста экономик Беларуси и России. Заместитель министра промышленности Александр Ефимов отметил, что дорожная карта стала продолжением документов, подписанных ранее:

Это и межправительственное соглашение о единой промышленной политике, межправительственное соглашение о взаимном признании технологических операций, межправительственное соглашение о взаимодействии в области развития станкоинструментальной промышленности. Сама дорожная карта — это уже более детальный документ, план конкретных мероприятий, который позволит нам развить важные с точки зрения развития технологического суверенитета направления в рамках Союзного государства. 


По его словам, в документе учтены такие мероприятия, как составление отраслевой карты по распределению компетенций между предприятиями Беларуси и России. Кроме того, закреплены конкретные модели обрабатывающего оборудования, распределены компетенции в области производства компонентов для создания станочного оборудования. 


  — Результатом реализации дорожной карты станет еще одно важное направление — разработка научно-технической программы Союзного государства, которая позволит нам из бюджетных средств Союзного государства профинансировать научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по созданию как готовых изделий, так и узлов, компонентов, требующихся для производства станочного оборудования, — подчеркнул Александр Ефимов. 

В дорожную карту включена реализация проекта «Союзный станок», направленного на создание станка из комплектующих, произведенных на территории Союзного государства. Для производства было определено три предприятия — ОАО «Станкостроительный завод «Красный борец», ОАО «СтанкоГомель» и Гомельский завод станков и узлов. В рамках дорожной карты российская сторона выбрала свою головную организацию, которая распределит такие же задачи по своим предприятиям. 
— Уже в следующем году на выставке «Металлообработка-2024» в Москве мы планируем показать несколько ключевых моделей станков, основных их типов. Они будут практически на 100 процентов состоять из комплектующих, выпущенных в Союзном государстве, — поделился замминистра. 
По его словам, Министерством промышленности Беларуси и Минпромторгом России будут определены головные организации, что даст возможность в ближайшее время обеспечить выпуск необходимого объема обрабатывающего оборудования, чтобы отрасли Союзного государства получили тот технологический суверенитет, на который рассчитывают:

Технологический суверенитет любого развитого государства определяется в том числе развитием станкостроительной отрасли. Несмотря на то что в ВВП даже самых развитых стран станкостроение занимает не более процента, вместе с тем это очень важное направление, потому что оно самое инновационное, технически и технологически передовое. По этой причине этой отрасли мы сейчас уделяем самое пристальное внимание, чтобы в ближайшие годы попытаться выйти на выпуск локализованных на 100 процентов станков в рамках Союзного государства. 

Инвестиционные проекты

Уже сейчас в рамках дорожной карты начата реализация двух инвестиционных проектов, акцентировал Александр Ефимов: 

Два наших предприятия получили согласование паспортов проектов с российской стороной. ОАО «СтанкоГомель» создаст многофункциональное обрабатывающее оборудование. Проект уже кредитуется Россией в рамках межправительственного соглашения. В ближайшее время мы завершим внутригосударственное согласование по еще одному проекту в ОАО «ВИСТАН». Это инновационное зубообрабатывающее оборудование, вся его линейка будет производиться на витебском «ВИСТАНе». Эти станки нужны для производства деталей с зубчатыми элементами, которые необходимы для машин, трансмиссий, коробок передач и не только. Это очень важный проект с точки зрения выпуска в дальнейшем собственной компонентной базы для машиностроительных конвейерных предприятий.

Александр Ефимов также рассказал, что с министерством промышленности и торговли России прорабатывается соглашение в сфере развития подшипниковой продукции, ведь это ключевое направление, так как подшипники используются практически в каждом продукте, выпускаемом на машиностроительном заводе: 

Часть подшипниковой группы мы не производили ни в Беларуси, ни в России, это был чистый импорт. Планируем реализовать такие проекты, как «Подшипники роликосферической группы», «Кассетные подшипники». Также целый ряд направлений будет прорабатываться в дальнейшем в рамках формирования единой промышленной политики. Еще два инвестпроекта у нас находятся в завершающей стадии согласования с российскими коллегами — проект ОАО «Кузлитмаш» по выпуску кузнечнопрессового оборудования, линейки прессов, штамповки с усилием до 2,5 тысячи тонн. В самое ближайшее время мы приступим к его реализации. Также будет согласован с Россией проект ОАО «Станкостроительный завод «Красный борец» по созданию дополнительных мощностей по выпуску оборудования шлифовальной группы.

В свою очередь заместитель министра промышленности и торговли России Михаил Иванов подчеркнул, что дорожная карта подписана в продолжение курса, взятого на ускоренное развитие станкоинструментальной промышленности России и Беларуси:

— Документ предполагает формирование предложений для включения в программу Союзного государства, реализацию совместных проектов по производству новых видов продукции, расширение сотрудничества между организациями в поставках оборудования.

semenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter