Макей рассказал, какой миропорядок лучше всего подходит для данной стадии человеческого развития

Проблема с либеральным международным порядком является структурной. Такой вывод в статье, опубликованной в журнале «Россия в глобальной политике», сделал Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси.   

Фото из архива "СБ"

Министр напомнил, что история показывает: мировые порядки (или, скорее, региональные порядки, если рассматривать их в исторической перспективе) процветали тогда, когда их поддерживали государства-гегемоны: 

– Современный мир находился в гегемонистской фазе примерно с «падения Берлинской стены в 1989 году до падения Lehman Brothers в 2007 году», как выразился американский экономист Джозеф Стиглиц. Действительно, это была эпоха триумфализма США, однополярный момент. Политически этот момент закончился с имперским перенапряжением Соединенных Штатов в Ираке, Афганистане и других местах, в то время как экономически конец ему был положен глобальным экономическим и финансовым кризисом, вызванным рыночным фундаментализмом, безраздельно господствовавшим в Соединенных Штатах Америки. Сегодня мы живем в постгегемонистскую эпоху. 

Владимир Макей задает вопрос, какой порядок лучше всего подходит для данной стадии человеческого развития:

– История показывает, что в негегемонистские периоды преобладали региональные и реже идеологические порядки. Подходит ли регионализм (или идеология) для современного мира? Безусловно, это довольно жизнеспособный вариант. Действительно, гораздо легче добиться эффективного сотрудничества на региональном уровне, чем на глобальном, потому что регионы представляют собой более сплоченные политические, экономические и культурные единицы, чем глобальная структура. В каждом регионе есть явные гегемоны в «грамшианском» смысле, способные влиять на формирование региональных порядков. Более того, политические мейнстримы во всех регионах, похоже, поддерживают такую эволюцию. Например, Президент России Владимир Путин несколько лет назад выступил с идеей построения «Большого евразийского партнерства», направленного на укрепление и обеспечение еще большего сотрудничества и интеграции этой части света. 

Министр иностранных дел приходит к выводу, что таким образом вполне возможно создать мировой порядок, который будет представлен и реализован посредством региональных порядков, связанных друг с другом через эффективное сотрудничество.

– Однако дебаты на Западе в основном говорят в пользу сохранения нынешнего либерального международного порядка. Очень поучительна в этом отношении недавняя статья под названием «Последняя лучшая надежда: последний шанс Запада построить лучший мировой порядок», опубликованная недавно в журнале Foreign Affairs. Опираясь на речь президента США Байдена в марте 2022 года, в которой он сказал, что «Запад сейчас сталкивается с битвой между демократией и автократией, между свободой и репрессиями, между порядком, основанным на правилах, и порядком, управляемым грубой силой», авторы предложили идею создания группы G12 в целях консолидации стран Запада. Они утверждают, что новая группа должна быть не разрозненной ад-хок-группой, подобной G7, а эффективным механизмом для того, чтобы «помешать российскому реваншизму и конкурировать с Китаем». Они видят в своей идее последнюю надежду на спасение либерального международного порядка. 

Владимир Макей отмечает, что то, что предлагают эти авторы, не то, что они на самом деле имеют в виду:

– Фактически они предлагают укреплять региональный евроатлантический или, как его можно иначе назвать, идеологический «демократический» порядок. Рецепт, который они предписывают, – больше демократии для мира – наверняка не сможет спасти либеральный порядок как международный феномен. Наоборот, в случае реализации эта идея фактически забьет последний гвоздь в гроб ЛМП, потому что консолидация Запада лишь заставит других ускорить темпы их собственной региональной или идеологической консолидации. Таким образом, существующий разрыв между демократическим и автократическим лагерями будет только увеличиваться. Региональные или идеологические порядки, которые возникнут при таком сценарии, будут в большей степени вовлечены в соперничество, чем в сотрудничество друг с другом.  Либеральный международный порядок как целостное явление не может быть спасен по той простой причине, что он не отражает факт многообразия мира. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter