Беларусь успешно перестраивает экспортную стратегию

Логика новой логистики

phonoteka.org

Порты дружбы

Удар Запада по нашей логистике задумывался как весьма болезненный. Но мы сумели переориентировать товарные потоки и выйти на экономический рост. Директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов отмечает, что, в частности, экспорт наших удобрений прежде шел в основном через Клайпеду. Однако мы в сложный для нас период достаточно быстро перешли на другие маршруты. В том числе Россия открыла для нас свой рынок. И хотя там есть наши конкуренты, мы не понесли больших потерь от осложнений с калийными поставками (в физическом смысле) на традиционные рынки. Зато благодаря России нашлось решение транзитной проблемы. 

Первый ее уровень — россияне как союзники дали нам возможность транспортировки грузов через свои порты в большем объеме, чем раньше (сегодня Беларусь использует для выхода на внешние рынки свыше 20 портов России). 

Второй уровень — россияне предложили белорусам создать собственный порт. В частности, речь о многофункциональном комплексе «Бронка»— одном из терминалов на Балтийском море в районе Санкт-Петербурга. Регион неоднократно посещали наш Президент и должностные лица страны. Проводится серьезный анализ по портовым мощностям, складским помещениям, подъездным путям. 

Новый Шелковый путь

Для того чтобы развивать экспорт калия и других товарных групп, помимо диверсификации портов в России, у нашей страны есть другой механизм транзита — континентальные перевозки. Западные санкции в отношении Москвы и Минска оказались сопряжены с давлением на Китай, Иран и другие близкие нам страны. Поэтому для Беларуси континентальные перевозки из России имеют особое значение. 

За последние полтора года для Беларуси определились несколько логистических тенденций. Во-первых, мы стали мостом на Великом шелковом пути из Китая в Европу и обратно. Этот транзитный маршрут работает, а мы оказываемся в выигрышном положении, поскольку товарные потоки идут через Беларусь. Это усиливает значение нашей страны как транспортного коридора (кстати, проект «Один пояс, один путь» является глобальным вызовом для Соединенных Штатов Америки). 

Великий шелковый путь набирает обороты, потому что Европа и Китай усиливают торговые отношения. Однако на этот транзитный маршрут оказывает мощное влияние ситуация на Ближнем Востоке. Это означает, что в любой момент «большая война» в азиатском регионе может вновь парализовать Суэцкий канал (это уже было в 1967—1974 годах). Поэтому Беларусь сейчас приобрела особую значимость для Китая и Европы. 

— Конечно, нельзя сопоставлять объемы транзита по Суэцкому каналу и объемы перевалки грузов через Беларусь, — говорит Юрий Шевцов. — Однако по уязвимымым товарным группам их сравнивать можно.

Как известно, участие в глобальном проекте «Один пояс, один путь» дает Беларуси несомненные экономические блага и помогает суверенно развиваться, уверен политический аналитик Вадим Боровик. По его мнению, наша страна подвергается беспрецедентному давлению со стороны коллективного Запада. Участие в данном проекте позволяет нам нивелировать негативный санкционный эффект. К тому же Беларусь и Россия выступают за развитие этой китайской инициативы за счет ее сопряжения с другими международными интеграционными форматами — ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Это помогает Союзному государству решать задачи модернизации своих экономик, создания высокотехнологичных и высокоэффективных производств и достижения технологического и экономического суверенитета.

Китай продолжает свой стремительный рост и углубляет сотрудничество со многими странами. Россия начала очень быстро развивать транспортные коммуникации в направлении Китая и Тихого океана. А это означает, что и Беларусь вовлекается в этот гигантский проект. В глобальной транзитной сфере сегодня идет процесс переориетрации с Запада на Восток, и мы смогли к этому адаптироваться. 

Иранский вектор транзита

С точки зрения транзита для нас важным является то, что Россия и Китай форсируют свои отношения с Ираном. В рамках этого взаимодействия приоритетом сегодня служит проект транспортного коридора «Север — Юг»: Санкт-Петербург — Иран — выход к Индийскому океану. Этот маршрут пролегает вдоль нашей северной границы, поэтому Беларусь сопричастна к нему. Пока через нашу страну проходит новый Великий шелковый путь, мы ключевая точка входа европейских и иранских товаров по континентальной трассе. Кто знает, возможно, со временем по объемам грузооборота это направление для нас станет не менее весомым, чем Шелковый путь. Важно помнить: речь идет не только об Иране, но и о выходе на Пакистан, Индию плюс Южную и Юго-Восточную Азию.

Беларусь заинтересована в развитии транспортно-логистической инфраструктуры в Шанхайской организации сотрудничества. В полную силу также начинает работать транспортно-логистический коридор «Восток — Запад» в Евразии. 

ДОСЛОВНО

Александр Червяков, министр экономики:

— Внешний торговый сектор сбалансирован. Есть определенное замедление со стороны экспорта по отношению к импорту. Здесь основная причина связана с тем, что экспортные цены на внешнем контуре снизились значительно больше, чем цены импорта. В среднем цены экспорта снизились на 15 %, а цены импорта — всего на 8 %. Очень важно, что за девять месяцев получили экспортной выручки на 31 млрд долларов. За последние десять лет это максимальный объем. И это подтверждает то, что, несмотря на снижение индекса средних цен экспорта, все же физические объемы экспорта составили 127 %. То есть мы на 27 % в физическом объеме продали больше.

Мы сохраняем акцент на внешних рынках Российской Федерации и Китая. Но видим, что не совсем активно работаем на рынках Африки, Латинской Америки. Мы начинаем активно прорабатывать вхождение на те рынки, где нас ждут в первую очередь, на те рынки, где у нас есть конкурентное преимущество. Ставим задачу увеличить объемы экспорта в страны Африки в 2,5 раза в следующем году.

В ТЕМУ

Что касается отечественной деловой сферы, то, по словам посла Беларуси в России Дмитрия Крутого, проблемы с отгрузкой продукции через западное направление испытывают сегодня в том числе компании, в отношении которых не действуют санкции ЕС. Дипломат уверен, именно поэтому транспортные коридоры «Север — Юг» и «Беларусь — Дальний Восток» имеют перспективу, они расширяются и масштабируются. Главное, чтобы бизнес признал их надежными и выгодными для себя. Ведь белорусская логистика играет важную роль в этом процессе, переходя от автотранспорта к железнодорожным контейнерным перевозкам. Этот переход — часть глобальной тенденции: контейнеры объемом 40 футов нынче используются для более чем 70 % мирового товарооборота.

savostenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter