Как Беларусь и Россия развивают единый рынок логистических услуг

Логика логистики

Находить наиболее короткие и безопасные способы доставки продукции для обеспечения экономии времени и ресурсов — задача, которую должна решать логистика. Этому вопросу президенты Беларуси и России в последнее время уделяют особое внимание. В нынешних условиях движение товаров претерпело сильные изменения. Но в Союзном государстве на санкционные вызовы есть свои ответы. Какие? Об этом «­СОЮЗу» рассказала доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой инновационного развития АПК Белорусского государственного аграрного технического университета, член Консультативного комитета по агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Наталья Киреенко.

— Как известно, взаимодействие в рамках Союзного государства нивелирует эффект от западных санкций. Как происходит этот процесс в сфере логистики?

Наталья Киреенко: Беларусь изучает возможности строительства собственного порта в России.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
— В настоящее время белорусскими и российскими компаниями совместно оптимизируются товарные потоки, рассматриваются наиболее привлекательные и экономически выгодные направления. Выросли инвестиции в логистическую инфраструктуру, сократилось время пересечения границ и количество документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Еще одна тенденция — рост спроса на сборные грузы. Это обусловлено тем, что субъекты внешнеэкономической деятельности переходят к более мелким по объему и частым заказам товаров. Рынок сегодня насыщен логистическими предложениями. В этой связи заказчики начали более взвешенно относиться к планированию закупок и перестали использовать нестандартные решения транспортировки грузов. Идет работа по повышению эффективности биржевой логистики. Здесь активно действует Белорусская универсальная товарная биржа.

Результативность проводимой работы подтверждает опубликованный Всемирным банком в 2023 году индекс эффективности логистики (LPI). Данный индекс не публиковался с 2018‑го из-за пандемии. В 2023 году Беларусь заняла 79‑е место и по сравнению с 2018‑м улучшила положение на 24 позиции. У Казахстана — 79‑е место, России — 88‑е, Армении — 97‑е, Кыргызстана — 123‑е.

Наиболее высокие места Беларусь имеет по развитию инфраструктуры, связанной с логистикой и транспортом, эффективности процедур пересечения таможенных границ и соблюдении сроков доставки. Достаточно весомые показатели также в организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам, качестве и компетентности логистических услуг и возможности отслеживания товара на протяжении всей цепочки поставок.

— Какие новые маршруты поставок продукции открыли для себя Беларусь и Россия в последнее время?

— На сегодня белорусским и российским партнерам удалось переориентировать цепочки поставок в сторону дружественных стран. Крупнейшим международным логистическим узлом для Беларуси и России стала Турция.

Как в прошлом, так и в текущем году, появились и будут появляться новые маршруты и направления. Для экспорта своей продукции на внешние рынки Беларусь много лет использовала порты Литвы, Латвии и Украины. Через них же в страну попадала значительная часть импорта. Теперь фокус сместился на восточное направление. Все больше грузов идет в Россию и через нее в Китай. Наиболее популярными стали маршруты из Беларуси в Турцию, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Армению. При этом растет спрос на перевозки и в обратном направлении.

Специалисты отмечают устойчивый рост перевозок по всем маршрутам коридора «Север — Юг»: по западному — через Азербайджан, по восточному — через Казахстан и Туркменистан и по транскаспийскому. В рамках западного коридора «Север — Юг» сегодня активно рекламируется еще один маршрут — из порта Санкт-Петербурга в индийский порт Нава-Шева.

— У Беларуси есть большой интерес к российским портам. Какие возможности они открывают?

— Сфера морских грузоперевозок в России сегодня — самая крупная и наименее адаптивная к изменяющимся условиям. На данный момент грузы из портов Китая могут доставляться в Россию через порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Новороссийска. В свою очередь, в порт Новороссийска, помимо товаров из Китая, удобно доставлять грузы из Турции, стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки и Средиземноморья.

В то же время для устойчивого развития своей экономики и эффективности внешнеэкономической деятельности Беларуси необходимо строить и расширять собственные терминалы. Известно, что большое внимание ­­Президент Александр ­­Лукашенко уделяет строительству порта. Действительно, в современных условиях Беларусь остро нуждается в собственном порте, через который можно было бы экспортировать как удобрения, так и перегружать контейнеры. Сейчас изучается возможность его строительства в России. В настоящее время ведется работа по оценке эффективности реализации такого проекта. Здесь анализируются не только непосредственно затраты на строительство, но и на доставку продукции из Беларуси разными видами транспорта.
На сегодня удалось переориентировать цепочки поставок в сторону дружественных нам стран
— Исходя из сложившейся на сегодня системы белорусской и союзной логистики, как, на ваш взгляд, она должна совершенствоваться в ближайшей перспективе?

— На сегодняшний день логистическая сфера Республики Беларусь имеет достаточный производственно-технический потенциал для стабильного ее функционирования и эффективного использования при совместной работе с российскими субъектами. В стране сформирован комплекс правовых, организационных, экономических, информационных элементов государственного управления и регулирования, активно развивается государственно-частное партнерство, расширяется рынок логистических услуг. При этом Россия остается главным направлением для белорусских перевозчиков. Она лидер по объемам как в одну, так и в другую сторону. Причем демонстрирует постоянный рост спроса. В настоящее время многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка», входящий в «Большой порт Санкт-Петербург», является базовым для перевалки грузов из Беларуси в России. Сторонами прорабатывается вопрос о передаче данного терминала в собственность Беларуси. Также белорусское правительство ведет переговоры с Россией об участии субъектов хозяйствования нашей страны в каботажных автоперевозках. Принципиальные договоренности достигнуты, сейчас стороны обсуждают сроки вступления решения в силу.

Дальнейшее развитие логистической системы требует принципиально новых подходов, базирующихся на производственно-сбытовой кооперации, торгово-экономическом сотрудничестве и предусматривающих внедрение информационных и цифровых технологий по продвижению товаров на рынок. Все это будет способствовать укреплению национальной безопасности наших стран.

isaenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter