Попытки разделить и переписать историю никогда не доводили до добра

Литва против литвинов

Здрада подобралась к беглым откуда не ждали. Иллюзии разрушены, а наивные мечты повержены в прах. В Литве ведущие политики, включая президента этой страны, делают заявления и предпринимают шаги, задевающие бчб‑эмиграцию за самое больное: собственные догмы и шкурные интересы. И ведь ничего существенного в ответ они предпринять не могут. Оказалось, что в правящих кругах Вильнюса не делят белорусов на «хороших» и «плохих»...


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Сейчас ведется много споров, кто стоял у истоков создания ВКЛ… Язык — наш. На нем же написана Конституция — Статут. Главенствующая вера — православие. Территория — белорусские, украинские и частично русские земли. Причем белорусские земли и белорусский этнос были государствообразующие. Народ — более 80 процентов наш. Это славяне. И все это — территория, народ, язык, культурные традиции — есть основные атрибуты государственности. Нет суверенитета без этих атрибутов. Нашей белорусской государственности. Именно в данный период сформировалась белорусская народность. В то время, когда в Западной Европе господствовало римское право, предки белорусов жили по своим законам, не шли за европейской модой… И кто там кого завоевал, как некоторые говорят? Мы сами были хозяевами на своей земле.

На открытом уроке для студентов вузов и учащихся учреждений общего среднего и среднего специального образования «Историческая память — дорога в будущее», 1 сентября 2022 года.

Антибелорусская кампания

Итак, апрель текущего года. Президент Литвы Гитанас Науседа наложил вето на закон об ограничениях для граждан Беларуси и России, проживающих в его стране. Причина президентского недовольства — белорусов дискриминировали в меньшей степени, чем россиян. «С точки зрения национальной безопасности Литвы нет оснований для разной оценки граждан Беларуси и России», — заключил Науседа. Депутаты сейма оказались не лыком шиты и преодолели президентское вето. Сыграли роль внутрилитовские политические разборки.
Однако официальный руководитель Литвы не унимался. За это беглые между собой стали называть его Гитлерас Непоседа. Обстановка все нагнеталась. В прессе началась антибелорусская пропагандистская кампания.
Сводится она к тому, что сбежавшие змагары как‑то тихо сидят и не борются с режимом. Открывают предприятия, магазины, кафе. И не спешат с автоматом в руках идти свергать власть в Беларуси. Непорядок! А еще белорусы продолжают приезжать в Литву и возвращаются обратно на родину. Как же так? Там же страшная диктатура! Значит, по мнению литовских журналистов, политологов и примкнувших к ним политиков, надо или вообще не выдавать гражданам Беларуси визы, или же заставить их заполнять удивительную анкету на политкорректность.

Вся информационная артподготовка длилась несколько недель. А совсем недавно началась полноценная политическая атака.

Политическая и идеологическая атаки

В начале августа литовский Департамент миграции поделился любопытными данными. С ноября 2022 года 910 граждан Беларуси были признаны угрозой национальной безопасности Литвы. Россиян с подобным статусом набралось всего 254.
Соответственно, были применены и санкции. 337 белорусам было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, 121 его не продлили, у 205 аннулировали вид на жительство, 241 отказали в национальной визе, еще 6 лишились разрешения на проживание в Литве.
Не успели беглые оправиться от полученного шока, как литовские политики начали второй этап наступления, он оказался идеологическим. Целый председатель комитета сейма по национальной безопасности и обороне Лауринас Касчюнас озаботился спорами вокруг наследия Великого Княжества Литовского.
«Мы должны четко провести определенные красные линии. Я не говорю, что это (литвинизм) является какой‑то политической программой, направленной против нас. Нет, мы слышим и представителей оппозиции, которые от нее дистанцируются. Но несмотря на это, все больше появляется тех, кто сейчас об этом говорит, — заявил политик. — Если историей в какой‑то мере делиться, то это нормально. Но присваивать себе историю Литвы — это уже нехорошо». 
Отсюда последовал и вывод: белорусам, приехавшим в Литву, следует расставаться с любыми историческими вольностями. Они должны придерживаться лишь одной трактовки истории, и диктовать ее будут в Вильнюсе. Как говорится, кто заказывает музыку…
И это оказался вовсе не глас вопиющего в пустыне. Тему подхватили и другие литовские политики, в том числе коллеги Касчюнаса по сейму. Так что же это за такая концепция — «литвинизм»?

Коктейль из домыслов и заблуждений

Дискуссии об этническом характере Великого Княжества Литовского ведутся не одно десятилетие. И начали его вовсе не белорусские и литовские историки. Еще официальная историография Российской империи подчеркивала русское влияние внутри того крупного феодального государства. На памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом в 1862 году в Новгороде, есть изображения литовских великих князей Гедимина, Ольгерда и Витовта.
Но литвинисты пошли куда дальше. Опираясь на псевдонаучные изыскания Николая Ермоловича, уже многократно опровергнутые академической наукой, они стали утверждать, что Литва — это и есть Беларусь.
Соответственно, якобы настоящее название нашего народа — литвины. А белорусы — навязанный имперскими властями этноним. Досталось и жителям современной Литвы. Согласно концепции литвинизма, это потомки Жмуди, укравшие «подлинную историю». Поэтому они подчеркнуто называют соседнее государство «Летува», чтобы отделить ее от исторической Литвы.
Вот такой коктейль из домыслов, исторических заблуждений и подтасовки фактов. Страсти вокруг литвинизма разыгрались нешуточные.
В дело даже вмешался Департамент госбезопасности, официальная литовская спецслужба. В официальном заявлении ДГБ констатировал, что идеи литвинизма получили в последнее время определенное распространение. Но все же литовские контрразведчики явно хотели успокоить общественное мнение. По их оценке, деятельность сторонников идеологии литвинизма на данный момент не представляет реальной опасности суверенитету Литовской Республики, конституционному строю и территориальному единству, но идеологические положения, которые они распространяют, могут увеличивать межэтническое напряжение в государстве и активизируют отрицательное отношение к литовскому государству и у лояльной части сообщества белорусов в Литве.

Грызня пауков

А вот насчет отсутствия реальной опасности можно поспорить. Совсем недавно скандал вызвали высказывания Зенона Позняка.
Духовный гуру литвинистов прямо заявил, что рано или поздно Вильнюс (Вильня) станет белорусским. Любой, кто сталкивался со сторонниками данного течения, прекрасно знает, что территориальные претензии к Литве являются одной из их ключевых догм.
И вот здесь мы подходим к самому интересному. А кто же стоит за организованной кампанией? В этой связи интересен случай небезызвестной змагарки Ольги Карач. Она представляет одно из самых экстремистских течений среди беглых, открыто призывает к свержению законной власти в нашей стране, поносит на чем свет стоит Россию. Тем не менее как раз ее также отнесли к лицам, представляющим угрозу национальной безопасности Литвы. Сама Карач недвусмысленно намекнула на возможную причастность к делу «светового кабинета».

Возможно ли такое? А почему бы и нет! Ведь и Карач, и Позняк являются давними не просто критиками, а врагами «кабинета». Сам основатель БНФ заявлял, что света‑котлета должна сидеть в тюрьме. Его сторонники обвиняли Вечерко в срыве визита своего кумира в Вильнюс. Ни для кого не секрет, что «кабинет» напрямую связан с литовскими спецслужбами, находится под их охраной. Так что предположение, что таким образом «светина камарилья» расправляется с конкурентами, очень даже имеет право на жизнь.

Эта грызня пауков в банке вполне закономерна. Достаточно вспомнить, как перессорились деятели БНР, оказавшись в эмиграции. Тогда они публично оскорбляли друг друга последними словами, порой доходило и до рукоприкладства. Естественно, подобным положением охотно пользовались иностранные разведки, в том числе литовская.
После Великой Отечественной войны ситуация повторилась. Бывшие прислужники гитлеровцев схлестнулись в драке за милость и внимание новых хозяев — американских и британских спецслужб. Нынешние беглые лишь повторяют горький опыт своих предшественников. У тех, кто отвернулся от своей Родины, не может быть иной судьбы.
В свою очередь, литовские политики проявили свою подлинную сущность. Их действия представляют собой не что иное, как частный случай ксенофобии. Казалось бы, официальному Вильнюсу выгодно пестовать змагаров, оказавшихся на территории Литвы. Следовало бы отложить до поры до времени исторические споры, политические разборки. Но идеология оказалась сильнее рациональных расчетов. А это один из ярких признаков фашизации политического сознания.

Ну а мы запасаемся попкорном, а лучше — лущим семечки, и следим за этим очень забавным сериалом — «Из жизни беглых за бугром».

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter