Электроскутеры, электромотоциклы и электровелосипеды: коллектив ученых АН разрабатывает линейку малого электротранспорта

Курс молодого творца

Электротранспорт потихоньку завоевывает мир. Те, кому Tesla пока не по карману, приобретают самокаты, моноколеса, сигвеи, гироскутеры и прочие средства индивидуальной мобильности. К ним же относятся электроколяски и скутеры с сиденьями, которые помогают преодолевать большие расстояния без посторонней помощи тем, кто лишен мобильности в силу разных причин. Наши ученые, конструкторы, инженеры, да и просто любители держат руку на пульсе. Они разрабатывают свои новинки техники с приставкой «электро». Буквально за несколько лет в ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» НАН разработаны и изготовлены опытные образцы целой линейки такого транспорта. Достичь этих результатов удалось благодаря использованию различных инновационных решений. Корреспондент «Р» побывала на опытном производстве и узнала, чем молодых ребят привлекает конструкторская работа.

Степан Янкевич, Игорь Хроль, Владимир Булатовский и Алексей Костевич демонстрируют собственные разработки.

Методом проб и ошибок

С молодым коллективом разработчиков мы встречаемся в просторных цехах завода. С 2018 года на предприятии ведется разработка компонентов для легких транспортных средств — контроллеры, мотор-колеса, литиевые аккумуляторные батареи… Именно на этой базе сегодня и создается индивидуальный электротранспорт. По сути, собственная линейка электротехники — это результат совместной работы двух отделов — научно-исследовательского и конструкторско-технологического. Причем большая часть сотрудников — это молодые амбициозные люди в возрасте до 30 лет.

— Мы предпочитаем уходить от классической схемы отношений в коллективе по типу начальник — подчиненный, — встречает нас начальник научно-исследовательского отдела Степан Янкевич.  Субординация, конечно, присутствует, но мы стараемся создать непринужденную атмосферу, не ограничивая, а лишь направляя творческую энергию и запал наших сотрудников в правильное русло. Люди пробуют, ошибаются… И это нормально. Не бывает так, чтобы с первого раза скрутил, сварил — и оно поехало.

Начальник сектора механики конструкторско-технического отдела Владимир Булатовский пришел на предприятие по распределению три года назад и остался. И перспектива стать частью дружного молодого коллектива сыграла в этом не последнюю роль:

— Что я увидел? Парни молодые, творческие. Они не просто просиживают за столами от звонка до звонка, а реально живут этой идеей. Я сразу понял, что здесь можно раскрыть свой потенциал, предложить что-то — и тебя услышат. Это академическая организация, и здесь не боятся новых идей. Таких площадок сегодня не так много.  

Как молодой и прогрессивный коллектив, ребята стараются внедрять перспективные разработки, использовать наноматериалы, пробовать различные конфигурации. Недавно занялись созданием и внедрением в электротранспорт безвоздушных шин. Это самая последняя новинка мира автопрома. Такая технология используется при производстве шин для луно- и марсоходов. Велосипедное колесо спроектировано по технологиям, используемым для космических роверов. Это ли не круто? Не исключено, что скоро такие колеса появятся на белорусских фэтбайках.

— Руководство позволяет экспериментировать, лишь бы были достойные идеи, — продолжает Степан Янкевич. — Да и люди у нас с горящими глазами, потому что понимают: если они что-то спроектировали, то это не останется на бумаге, а воплотится в опытный образец.

В подтверждение своих слов собеседники демонстрируют собственные разработки. Аккуратненько в ряд, словно на параде, выстроились образцы электротехники. Тут и самокаты, и скутеры, и велосипеды, и даже коляски для людей с ограниченными возможностями. Параллельно ребята занимаются переоборудованием техники. Всего за пару недель они запросто превратят ваш велосипед в полноценное, легкое в управлении электрическое транспортное средство.

И пошло-поехало

О необходимости развития электротранспорта не раз говорил Президент. Александр Лукашенко подчеркивал, что сам пользуется различным электротранспортом и активно содействует развитию этого направления в Беларуси. Весной была принята Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы. В нем «Оптрон» фигурирует как разработчик и производитель компонентов индивидуального электротранспорта. Перед коллективом стоит ответственная задача — организовать производственный участок и освоить выпуск продукции.

— Мало кто знает, но уже в 1990-е годы на заводе делали электровелосипеды, — Степан Янкевич хорошо знаком с историей предприятия. — Здесь уже создавали первые прототипы мотор-колеса, когда в мире об этом еще даже не говорили.

Тогда первые наработки в области электротранспорта вылились в создание электрифицированных колясок. Люди до сих пор ими пользуются, время от времени привозят на мелкий ремонт. Новое поколение конструкторов переняло традицию своих предшественников — делать надежную технику, что называется, на века.

Ребята любят в своей работе эту магию, когда нарисованное воплощается в металл.

Инженер-конструктор Алексей Костевич пришел на предприятие около двух лет назад. Он занимается разработкой всевозможной электроники, в том числе силовых блоков управления двигателями:

— Здесь я занимаюсь разработкой электрических двигателей, хотя оканчивал БГУИР по другой специальности. Но университетские знания по электронике позволяют мне контактировать с нашими специалистами. По сути, моя работа находится на стыке двух направлений. Недавно читал интервью одного профессора из Массачусетского технологического института. Он сказал, что очень хорошо учиться в одном из ведущих вузов Америки по технике и технологиям, но успеха добиваются те студенты, которые интересуются чем-то за рамками учебной программы. И у нас все точно так же. Те ребята, которые интересовались чем-то еще, помимо программы, добились большего.

К беседе присоединяется младший научный сотрудник Игорь Хроль. Говорит, больше всего любит в своей работе эту магию, когда нарисованное на бумаге воплощается в металл:

— Я больше материаловед. Все, что касается сварки и металлов, — это по моей части. Мы работаем с мощными элементами питания. Они не должны перегреваться.  

— Коллектив у нас небольшой, человек двадцать. Причем половина техников даже не с профильным образованием. Но они люди интересующиеся, постоянно мониторят рынок, изучают новые разработки, предлагают идеи. Главное, чтобы человек умел и хотел что-то делать. Это намного лучше, чем корочка, — уверен Степан Янкевич.

Педаль в пол

Постепенно коллектив рос, росла и клиентская сеть. Люди привозили на ремонт свою китайскую и европейскую технику. Разбирая и изучая ее устройство, ребята набрались опыта и вскоре создали свои образцы. Пока это опытное производство, создаются единичные экземпляры, но команда и не думает останавливаться. В планах — организовать серийное производство, чтобы выйти на новый уровень. Имеющиеся оборудование и человеческие ресурсы позволяют это сделать.

Проверить технику не на словах, а на деле решаем на парковке предприятия. Парни предупреждают: если умение быстро адаптироваться к новому транспорту — это не про вас, то можно настроить велосипед так, чтобы он ехал с постоянной скоростью 6 км/час. Пять — семь минут на тренировки — и даже у того, кто водил велик только в детстве, все получается. Знакомство с самокатом происходит еще быстрее. Включаешь его — и он как ужаленный рвется с места. Причем практически бесшумно, хотя двигатель отличается большей в два раза мощностью.

Кстати, ребята не только работают, но и отдыхают вместе. Общие вылазки на картинг и мотопрогулки — это отличный способ сплотить коллектив и научиться понимать коллег с полуслова. Напоследок парни делятся со мной секретом дружной команды. Говорят, главное — не обвинять друг друга, когда что-то идет не так, а вместе думать, как это исправить.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter