— Главная особенность наших караваев — это украшения, или, как мы их называем, «шишки». Поэтому в первые дни мастерицы занимались их созданием: лепили из теста елочки, подковы, бусинки, птичек, колоски, а затем опекали их на пламени в печке. Если изделие предназначалось для свадьбы, то в центре и по краям помещали веточки плодовых деревьев (как правило, яблони или груши), также облепленные тестом. И только после того приступали к приготовлению каравая, вес которого мог доходить до 25 килограммов.
Процесс приготовления павловского каравая заслуживает отдельного внимания. Если это свадебный каравай, то тесто должна замесить семейная женщина, у которой любящий муж и хорошие дети. Причем делать это ей необходимо исключительно пальцами и ладонями, а не кулаками: иначе молодые будут биться и браниться. Также во время выпекания нельзя шуметь и греметь, так как сдоба может не подняться. А если такое произойдет — жизнь у семейной пары не заладится.
— Определенный сакральный смысл украшений. Например, розочки — это символ красоты, подковы — счастливой жизни, птички — к детям, а колоски — к богатству. Так как первую свадьбу в народе называют «зеленой», то каравай обязательно украшали ветками такого цвета. Ту, которая стояла в центре, невеста вырывала и забирала себе. Остальные она раздавала незамужним подругам, чтобы те скорее обрели вторую половинку. «Шишки» предназначались гостям, чтобы, вернувшись домой, они могли угостить своих детей. В итоге весь каравай разносили по деревне, и его должны были в течение дня съесть, чтобы у молодоженов все сложилось, — просвещает Тамара Алексеевна.
Раньше у каждой хозяйки был собственный рецепт такого каравая. В 80-х годах прошлого века жительницы деревни Новики на базе местного клуба создали любительское объединение «Чаровницы-каравайницы». Женщины готовили для себя полноценную смену. Нынешний руководитель коллектива, получившего за это время звание «народный», Елена Жуковская:
— В каравайницы попала совершенно случайно. Пару лет назад переехала сюда из Березовки. Устроилась в центр культуры, стала помогать тогдашнему руководителю Ларисе Мудрецовой. Сама не заметила, как втянулась в это дело и увлеклась приготовлением выпечки. После того как Лариса Викентьевна ушла на пенсию, мне предложили занять ее место.
А в промежутке между этими событиями произошли два больших. Первое — павловские караваи признали историко-культурной ценностью нематериального проявления творчества человека в Беларуси. Второе — по «Программе возрождения и популяризации нематериального наследия Слонимского района» обряд выпечки получил поддержку проекта ООН, финансируемого за счет ЕС. Благодаря чему в Новоселках, куда со временем перебралось объединение, смогли переделать старую библиотеку в каравайную: поставили там русскую печь, воссоздали обстановку старинной деревенской хаты. Теперь «Чаровницы-каравайницы» проводят здесь мастер-классы для школьников, студентов Слонимского государственного профтехлицея, а также пожилых людей из отделения дневного пребывания Центра социального обслуживания населения. Начали проводить фестиваль «Павловский каравай».
— К нам приезжают коллективы из других районов. Например, в Волковысском районе тоже есть объединение, где также пекут караваи. Наши бабушки вкладывали в это дело душу и тепло, поэтому мы должны сохранить и передать подрастающему поколению обряды, — с энтузиазмом отмечает заведующая Новоселковским центром культуры Наталья Стасюкевич.
СЕГОДНЯ благодаря труду коллектива о павловской выпечке знают не только в Гродненской области, но и по всей Беларуси. Более того, периодически каравайницам поступают заказы из стран Прибалтики и Польши, а не так давно местное лакомство добралось даже до Ирана! Но, несмотря на подобную глобализацию, Елена Ромуальдовна отказывается рассекречивать весь рецепт павловского каравая:
— Скажу так, стараемся использовать только натуральные продукты. Молоко прямо из-под коровы, яйца от домашних кур и только красные, чтобы «шишки» блестели. К слову, вот вам еще небольшой секрет: в тесто для украшений мы не добавляем дрожжи.
Заказов, по словам Натальи Стасюкевич, хватает, но каравайницы не могут производить большие объемы: в месяц выходит 1—2 свадебных каравая. Правда, несмотря на это, ни один праздник в районе не обходится без пирогов и булок от «Чаровниц-каравайниц».
— Также будем угощать нашими лакомствами и гостей Дня белорусской письменности, который пройдет в Слониме. Мы хотим и дальше продвигать наш оригинальный каравай с необыкновенными свойствами и показывать на собственном примере, что в нашей стране хватает интересных уголков, которые должны посещать и сами белорусы, и иностранные туристы, — итожит Наталья Михайловна.
banny@sb.by
Фото автора