Велодорожка на проезжей части – что демонстрирует эксперимент в Минске

Куда ведет велодорожка

В конце июня в Минске впервые стартовал необычный эксперимент: велосипедистам позволили двигаться по проезжей части улицы Веры Хоружей. Для этого была создана соответствующая инфраструктура: повесили знаки «Велосипедная дорожка», установили специальные светофоры, отделили часть пространства вдоль бордюра сначала желтой полосой, а потом и делиниаторами, ограничили скорость движения остального транспорта. Этот пилотный проект, поддержанный ГАИ и Мингорисполкомом, позволит изучить, насколько удобна для горожан такая форма движения велосипедистов. В случае успеха эксперимента этот опыт планируется распространить и на других улицах, что, по мнению разработчиков идеи, позволит снизить травматизм среди велосипедистов и пешеходов, освободить тротуары от двухколесного транспорта, сделать город более удобным для движения.



Сегодня, спустя полтора месяца, участники «Спор‑клуба» планировали мирно подвести первые итоги новации, но, как обычно, это вылилось в ожесточенный спор. Так все‑таки экспериментальная велодорожка — это излишняя трата денег, создающая дополнительные проблемы? Или прогрессивное решение, за которым будущее наших улиц? Пусть наш арбитр рассудит, чье мнение выглядит более веским.

700 метров проблем

Роман РУДЬ
Каждый день, Виктория, я проезжаю мимо экспериментальной велодорожки. И всякий раз поражаюсь, насколько бесполезно это начинание. Нет, все понятно — в ногу со временем, развитие инфраструктуры, долой автомобили, дорогу экологичному транспорту… Но давай оставим этот словесный треск юным урбанистам и разного рода зеленым  — борцам со здравым смыслом ради спасения деревца. Чтобы взглянуть на ситуацию трезво, разложим ее по полочкам. Путем перечисления всех тех вопросов, которыми я задаюсь каждое утро.

Итак, оттяпали половину проезжей части с каждой стороны, ввиду чего автомобили и общественный транспорт вынуждены двигаться по одной полосе вместо двух. Пропускная способность улицы снизилась вдвое: теперь абсолютному большинству людей требуется немного больше времени, чтобы добраться до работы/домой. Ради чего эти потери? За несколько недель с начала эксперимента я увидел там 5 велосипедистов и 1 самокатчика. Не знаю, может, в другое время они там толпами гоняют, но в утренний час пик дело обстояло именно так. Риторически спрошу: стоил ли комфорт 6 человек неудобств для сотен других людей?

Давно пора бы понять, что Минск не тот город, в котором осуществятся фантазии энтузиастов велодвижения. Столица не пересядет массово на двухколесный транспорт хотя бы в силу нашего климата. Колесить по льду, снежной хляби и грязевым потокам большую часть года, будучи открытым всем ветрам, не очень‑то комфортно. Поэтому фанаты велосипедов, едва закончится недлинный теплый сезон, массово вернутся в салоны автомобилей и троллейбусов. А вот дорожка, уже фундаментально обставленная заборами на тротуаре и делиниаторами со стороны проезжей части, останется и зимой препятствовать потоку пешеходов и автомобилей.

Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть. (Альберт Эйнштейн).

Впрочем, и летом‑то не очень много охотников ездить на работу, крутя педали. Просто потому, что далеко не каждая фирма раскошелилась на душевые кабинки для своих «экологичных» сотрудников. А начинать трудовой день, прости, вспотевшим — такое не понравится ни коллегам велосипедиста, ни ему самому. Почему же в офисах не спешат пойти навстречу любителям ЗОЖ? Потому что считают деньги. К чему им городить огород ради нескольких сотрудников, да всего на 3  — 4 месяца в году? Городской же бюджет у нас, видимо, резиновый…

700 метров эксперимента, проходящего на одной из самых загруженных улиц, порождают конфликты между велосипедистами, пешеходами и водителями. Пассажиры такси, отягощенные тяжелыми сумками после покупок на Комаровском рынке, особо не ищут места для парковки вызванной по смартфону машины. Да и не найдут, даже если постараются: теперь его там просто нет. А в такси, прибывшее по вызову, волей‑неволей упираются двухколесники — оно‑то ведь стоит аккурат у них на пути. Я уж не говорю о том, что в ходе эксперимента наших спортсменистых сограждан вытеснили с достаточно широких тротуаров (по которым они должны двигаться согласно ПДД) поближе к тесному потоку машин. Вот уж наберутся теперь здоровья, полной грудью вдохнув выхлопных газов.

Подведем итог. Минчане двигаются на автомобилях не в силу собственной прихоти: погода вынуждает. Будь мы на широте Марокко, с удовольствием катались бы, вероятно, на лошадях или верблюдах. Но когда при минусовой температуре в лицо летят снежные хлопья, особо не погарцуешь: есть риск, что верблюд замерзнет. Однако большинство горожан почему‑то вынуждено сейчас терпеть транспортный дискомфорт ради небольшой кучки сторонников велодвижения. Так быть не должно! Хватает того, что разного рода другие меньшинства сейчас пытаются диктовать нам правила поведения и учат политкорректности…

Поэтому я надеюсь, что эксперимент со злополучной велодорожкой признают успешно проваленным. И этот печальный опыт не распространится на весь город, жители которого не заслужили того, чтобы с их жизненными удобствами не считались.

rud@sb.by

Настройся на лучшее!

Виктория ПОПОВА
Придется тебя огорчить, Роман, автомобилисты на дороге отнюдь не в большинстве. Согласно данным ГАИ, в Минске зарегистрировано 320 авто на 1.000 человек. А теперь угадай, сколько на ту же тысячу приходится велосипедов? 400! Так кто у нас короли дорог, если следовать логике цифр? И я тебе отвечу: пешеходы. Потому что снующих по улицам граждан в стране 100 процентов. И прежде всего мы вправе озаботиться безопасностью тех, кто ходит по тротуарам на своих двоих. А все транспортные средства, которые катят со скоростью выше 18  — 20 километров в час — велосипеды, электросамокаты, скутеры, сигвеи и другие чудеса — уже травмоопасны для пешехода и должны выехать на проезжую часть. Им там самое место.

Горячо поддерживаю эксперимент в Минске в районе Комаровки, на Хоружей и Куйбышева: у велосипедистов наконец появился намек на свою полосу в уличном движении. Мирное сосуществование велосипедистов и пешеходов на одном тротуаре перестало быть томным: с тех пор как столицу охватил велосипедный бум, одна‑единственная велодорожка от Дроздов до Чижовки протяженностью 27 километров — это мало. Все чаще активные горожане предпочитают использовать велосипед как повседневный транспорт, но докатить из точки «А» в точку «Б» по нашим тротуарам и подземным переходам ну очень энергозатратный квест. Пару раз я пыталась доехать из Каменной Горки в центр на работу, это занимало у меня в два раза больше времени, чем поездка на машине. Однажды рискнула и выкатила на проезжую часть, разумеется, к большому неудовольствию автомобилистов. В окно троллейбуса меня увидела коллега. Назвала потом отчаюгой, но я ехала. Не носила на себе велосипед по подземным переходам, не катила его на пешеходных переходах, а летела с ветерком. Убеждена, для человека с приличным водительским стажем, когда знаешь правила дорожного движения и хорошо представляешь себе весь процесс, не имеет значения, на велосипеде двигать по проезжей части или на машине. Если в результате эксперимента на Комаровке у велосипедистов появится своя выделенная полоса в транспортном потоке — наверняка треть минчан предпочтет двухколесный транспорт всем остальным видам. Меня, например, радует, как лихо молодежь приняла и освоила прокат беспарковочных велосипедов и самокатов. Их желтый цвет, замечаешь, мгновенно заполонил улицы города.

— Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было.  («Трое из Простоквашино»).

Есть изменения в сознании, которые на первый взгляд незаметны, но они происходят благодаря общему вихрю новых веяний, охвативших планету. Сегодня главный тренд — экология. И ничего с этим не поделаешь. Как всякая провинциальная девочка, я, например, всегда хотела жить в центре, присматривала себе квартиру неподалеку от ГУМа, нашла подходящий вариант и вдруг что‑то в воздухе почуяла. ­Выйдя из метро на своей окраине, поняла, что мне легче дышать в Сухарево, намного легче, чем в загазованном центре. Так я передумала переезжать. Следом отказалась от машины. Мое отношение к личному автомобилю в Минске тебе давно известно: пустая трата денег, такси — дешевле.

Думаю, осталось подождать лет пять‑семь, и однажды из окна автомобиля ты с завистью посмотришь на крайнюю правую полосу проезжей части, которая к тому времени будет предназначена исключительно для байков. Самый благоприятный сценарий развития велосипедной культуры — опыт Дании, где в одном только Копенгагене 400 километров велодорожек, при этом они широкие (1,2  — 1,5 метра), на две полосы движения минимум, по обе стороны автомобильной дороги. И светофоры там на велосипедистов настроены — со скоростью 20 километров в час можно спокойно, без пробок, передвигаться в час пик. Сказка! И она обязательно станет у нас былью. А твои взгляды, уж извини, несколько устарели.

viki@sb.by

Брейк!

А я, ребята, тот самый среднестатистический пешеход, об интересах которого вы оба будто бы печетесь. Только Роман, как показалось, не очень искренне, с высоты позиции барствующего автомобилиста. Нет, мне и мне подобным не мешают ни самокаты, ни велосипеды — мешают машины, которые с каждым месяцем все более ограничивают личное пространство. Представляю, как водители нас тихо ненавидят, когда мы возникаем у нерегулируемых пешеходных переходов, и даже регулируемых (иначе бы не проносились по трое-четверо на красный свет!), или пытаемся робко проникнуть к своему подъезду.

Подтверждаю наблюдения Виктории: прокат беспарковочных велосипедов и самокатов народу, как говорится, «зашел». За те 20 минут, что добираюсь до работы, вижу их ежедневно десятки. Катит на них причем не только молодежь, но и вполне себе солидные дяденьки. На днях я даже видела бабушку, летящую на самокате! Значит, действительно мир меняется. Только в отношении бытовых привычек это никогда не происходит быстро. Поэтому, коллеги, запасаемся терпением и ждем продолжения любых прогрессивных экспериментов.

Людмила ГАБАСОВА

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter