Кто рулит на наших дорогах?

Как повысить мастерство и ответственность водителей и автошкол?

Как повысить мастерство и ответственность водителей и автошкол?

На пресс-конференции для белорусских и зарубежных СМИ Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что “автошколы в нашей стране выпускают много брака”. Общество то и дело потрясают новости о страшных авариях на дорогах. Кто виноват, с кого спрашивать и как изменить ситуацию? Вот что думают по этому поводу читатели “НГ”.

Ольга ПОЛИТИКО, депутат Палаты представителей Национального собрания:
— Самое главное, чтобы человек, который решил сесть за руль, осознавал личную ответственность за безопасность на дорогах, а не перекладывал ее на дорожников, инструкторов автошколы, других участников движения. Получение водительских прав не должно быть модным явлением.
А в автошколах надо увеличивать количество практических часов. По крайней мере, мне этого не хватало. В том числе занятий по вождению в темное время суток, в час пик. Возможно, следует пересмотреть возраст получения водительских прав. Есть страны, в которых разрешено садиться за руль не ранее 21 года. К сожалению, нынешние дети более инфантильны по своей природе, и не всегда в 18 лет человек достигает социальной зрелости. 

Сергей ИГУМНОВ, доктор медицинских наук, профессор:
— Эксперты давно доказали, что время реакции водителя может играть критическую роль. В среднем оно составляет 1,2 секунды. Автомобиль со скоростью 70 километров в час успевает пройти за это время 23 метра. А если время реакции в два раза дольше, то авто пройдет уже 46 метров. Эти параметры могут оказаться принципиальными. Исходя из этого, считаю целесообразным проводить психофизиологическое тестирование будущих водителей. Нельзя пускать за руль лиц с психопатическими наклонностями, с тем, что традиционно обозначается как возбудимая психопатия. Это будущие хулиганы за рулем.

Екатерина ЗАБЕНЬКО, ведущая телеканала СТВ:
— Мне кажется, для нормальных людей будет оскорбительно, если их заставят проходить какую-то психологическую экспертизу, прежде чем сесть за руль. У всех есть особенности характера. Думаю, многое зависит от желания самих обучающихся получить какие-то навыки и умения. Потому что, действительно, есть люди, которые родились не очень талантливыми водителями, и они должны заниматься дополнительно. Если же конкретные автошколы не справляются со своими функциями и их выпускники раз за разом проваливают экзамены в ГАИ, возможно, есть смысл подумать об отзыве лицензии в таких школах.

Станислав СОЛОВЕЙ, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь:
— Если человек по жизни ведет себя по-хамски, он так же будет вести себя за рулем. Как показывает практика, большинство водителей с агрессивным типом вождения — это молодые автолюбители, которые пытаются самореализоваться на дороге. Стаж вождения многих нарушителей — от года до трех, когда не наработан еще большой опыт вождения, но водитель чувствует себя асом за рулем. 

Сергей ОВЧИННИКОВ, руководитель школы экстремального вождения:
— Теоретически, наверное, есть люди, которые всегда будут опасны на дороге, и их нельзя пускать за руль. Но мне пока не встречались необучаемые. Есть сложнообучаемые, и им нужно просто больше времени. Надо больше внимания уделять тому, что происходит на дороге, учить водителя прогнозированию дорожных ситуаций, думать на несколько ходов вперед. Кроме того, пора пересмотреть методику подготовки. Скажем, диагональная парковка в том виде, в каком ее преподают в автошколах, почти бесполезна. Не случайно в других странах экзамен по парковке сдают в реальных ситуациях, например, возле гипермаркета.

Вячеслав ГУСАК, председатель Волковысской районной организации “Белая Русь”, директор автопарка № 4:
— Чтобы подготовить хорошего водителя, нужен хороший специалист, которому надо хорошо платить. А у нас получается, стоимость обучения небольшая, и зарплата у инструкторов тоже небольшая. Но если профессионалу мало платят, он просто уходит туда, где будет получать достойный заработок. С другой стороны, наверное, есть смысл поставить зарплату мастера по обучению вождению в прямую зависимость от того, как сдают экзамены его ученики, а также от отзывов учеников.

Владимир СЕРОШТАН, заместитель председателя ЦС ДОСААФ:
— Подготовкой водителей должны заниматься исключительно компетентные организации соответствующего уровня, имеющие профессиональные кадры и необходимую учебно-материальную базу. Сегодня водителей готовят ДОСААФ, Минтранс, Минобразования и частные автошколы. Причем частных автошкол становится все больше. Если проанализировать статистику, мы увидим, что в основном опасность представляют именно те, кто прошел обучение в частной школе, которые, как правило, недостаточно обеспечены техникой, у которых даже нет своих учебных помещений и автодрома — они их арендуют.

Глеб МАЛОФЕЕВ, начинающий водитель:
— Как это часто бывает, многие начинают учиться ездить только после окончания автошколы и получения прав. К сожалению, автошкола не дает уверенности на дорогах. В нестандартной ситуации новичок сразу теряется, зачастую он настолько сосредоточен на управлении автомобилем, что не замечает знаков. Поэтому желательно все же пройти курсы по контраварийной подготовке. Такая возможность сейчас есть, но удовольствие это не из дешевых, и не все могут себе его позволить. Но ведь, согласитесь, здоровье и жизнь гораздо дороже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter