Что говорят эксперты о воскресных беспорядках

Кто ответствен за провокации

Кто и что стоит за уличными беспорядками, прокатившимися вечером основного дня голосования на выборах Президента? Своими мнениями по этому поводу делятся известные белорусские эксперты.

Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ, кандидат исторических наук:

— Эта провокация готовилась давно. Наиболее радикальная часть оппонентов действующей власти вышла на улицу. Об этом много говорилось в интернете, распространялись своеобразные памятки, как себя вести. Конечно, можно и так сказать: периодически в нашей стране это происходит, примерно каждые пять лет. Потому что оппоненты Александра Лукашенко в электоральной борьбе свергнуть власть не могут, вот и применяются технологии уличной «демократии». В 2010 году была неудачная площадь, в 2006-м попытка организации своего майдана в Минске. Но, как вы видите, не получилось. Главное отличие в том, что сегодня активно работают анонимные телеграм-каналы, а в остальном технологии схожи.

Лично мне видится, что лидеров у протеста нет, четких планов тоже. Скорее, своеобразная попытка устроить хаос в стране. Но события показали, что власть достаточно быстро отреагировала на эти вызовы.

Обращает на себя внимание, что никто из лидеров оппозиции на эти уличные акции не пришел. Людей позвали на улицы, а затем просто бросили. Об организаторах говорить сложно, ведь администраторы телеграм-каналов находятся за границей, и они связаны с различными зарубежными силами. И это нужно обсуждать и даже расследовать.

Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— События воскресного вечера — это апогей реализации технологий и заказа, который выполняла всем известная группа из трех лиц и их помощников. Потому что без такой картинки отработка ими денег не была бы столь существенной. Поэтому они шли в открытую на провокации, насилие со стороны протестующих являлось кульминацией их всех основных действий. Понятно, что это явное уголовное преступление, и те, кто участвовал в этой манипуляции, четко понимали, на что они идут и какие меры по отношению к ним будут применяться. То есть люди шли на эти провокации осознанно.

И даже по европейским телеканалам, которые показывали картинку из Минска, было хорошо заметно: на провокации шла именно агрессивная толпа.

Их действия однозначно надо трактовать как уголовное преступление против общественности и правопорядка. Надо четко понимать, что только государство имеет монополию на обеспечение правопорядка, а не какие-то воинствующие группировки, объявляющие себя неким «мирным протестом». Когда «мирный протест» вырождается в баррикады — это уже открытый переход к действиям, направленным на разрыв нашего белорусского общества и приведение его к полному хаосу и разрушениям.

В свою очередь, действия правоохранительных органов были скоординированными, оправданными и цивилизованными. Применение всех спецсредств является нормальной практикой и в европейских странах, и в других регионах мира. Самое главное, что применение таких средств позволило рассеять толпу и не привести к человеческим жертвам.

Вадим Боровик, политолог, председатель наблюдательного совета Белорусского комитета молодежных организаций:

— Мы — европейское государство. И любые кампании должны проходить у нас цивилизованно, то есть в рамках национального законодательства и с учетом передовых норм международного права. Если какая-то часть общества не согласна с результатами голосования либо имеет иную точку зрения в отношении действий власти, поступки таких групп должны выражаться в законном порядке. Поэтому произошедшее на улицах Минска демонстрирует, что ряд политических сил, экстремистских группировок, используя выборы, пытались дестабилизировать ситуацию в стране. И самое главное, цель у них была не проведение законных честных выборов в интересах белорусского народа, а достижение своих политических амбиций любым путем.

Подобное неприемлемо. Мы должны учиться уважать и мнение большинства, и мнение меньшинства. Когда разрешили ряду граждан провести голосование после закрытия избирательных участков, мы продемонстрировали, что уважаем мнение меньшинства — даже тех, кто, по оценке ряда экспертов, затягивал процесс голосования. К сожалению, меньшинство не демонстрирует уважения к большинству, выходя на улицы.

Мы должны ценить мир, уважать друг друга и проводить выборы цивилизованно — так, как это сделала власть. А вот реакция определенных политических сил является абсолютно нездоровой. Граждане должны воздерживаться от участия в любых незаконных массовых мероприятиях.

Алексей Беляев, политический аналитик:

— События ночи с 9 на 10 августа были ожидаемы. Избирательная кампания в нашей стране изначально стала развиваться не в форме демократической политической конкуренции с уважением мнения соперников, а в виде дерзкого и провокационного противостояния некоторых альтернативных кандидатов действующей власти. Технологии раскачивания ситуации, непарламентские действия и апелляция к улице стали фирменным стилем вначале блогера и его команды, а затем и объединенного штаба.

Настоящая информационная война была развернута в негосударственных СМИ. Обработка протестного электората велась и с помощью новейших информационных технологий: для пропаганды были задействованы все современные мессенджеры, соцсети, популярные видеоплатформы.

Причем занимались они не столько продвижением программы альтернативного кандидата (которой, как уже было сказано, фактически и не существовало), сколько натаскивали будущее «пушечное мясо» из числа своих сторонников (в основном молодежи) на уличные акции.

Хочется обратить внимание, что сидящие в Варшаве, Киеве и Москве «блогеры» и «телеграммеры», назначившие себя координаторами будущих протестов, вели свою пропаганду вне связи с ходом избирательной кампании. Они призывали на «плошчу» задолго до объявления официальных итогов выборов, которые им были абсолютно неважны. В ходе ночных событий эти же находившиеся в абсолютной безопасности провокаторы распространяли лживые сообщения о якобы имевших место убийствах, чтобы распалить толпу и подтолкнуть к еще большей агрессии в отношении правоохранителей. При этом официальный «кандидат протеста» просто пропала до утра из информационного поля, поскольку стала уже и не нужна.

Алексей Дзермант, политолог:

— Случившееся 9-го числа было спланированной акцией. Те, кто это организовал, к слову, изначально заявляли, что не согласятся с итогами выборов в пользу действующей власти. Мы видели, что в определенных СМИ, социальных сетях, анонимных мессенджерах происходила накачка протеста. Людей подготавливали, чтобы они вышли в час икс, что, собственно, и произошло 9 августа вечером. По сути, это была попытка организовать протестную массу людей, чтобы они атаковали правительственные здания в рамках данных несанкцио­нированных мероприятий. Это была первая активная фаза так называемой «цветной революции» или майдана. Если не остановить, то якобы мирные протестующие захватили бы административные здания, чтобы дальше раскачивать ситуацию в стране.

Данный сценарий был сорван силовиками, которые не позволили его реализовать. Протест был немногочисленный, и незаконные и агрессивные действия пресекались. Ведь все такие уличные протесты происходят по одному сценарию. Это мы видели в Украине и некоторых других постсоветских государствах. 

Еще хочу добавить, что протесты управляются извне, отработаны различные способы коммуникации. Есть определенные, назовем их так, командиры, которые заводят толпу. Также есть группы со своей спецификой, например, одни пытаются блокировать дороги, а другие — захватывать административные здания.
Естественно, все режиссируется, видна рука профессионалов, которые желают устроить долгосрочный политический кризис в Беларуси. Хочу сразу подчеркнуть, это сделать не удастся. Власти сейчас нужно не допустить провокаций. А дальше — переходить к позитивной повестке консолидации общества. 
osipov@sb.by

bakun@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter