Беларусь постепенно переходит к безвозмездному донорству

Кровное братство

По мировым стандартам мы должны заготавливать не менее 20 литров крови на 1 тысячу населения. А у нас показатель — более 25 литров. И не было случая, чтобы кто-то не получил необходимую медицинскую помощь из-за нехватки компонентов крови. Нужны же они ежедневно: для спасения жизней после автомобильных аварий, во время сложных операций, женщинам в родах и онкобольным… ВОЗ призывает все страны сделать донорство крови безвозмездным. Мы тоже двигаемся в этом направлении. В разработке и новый законопроект, который постепенно поможет нам перейти к донорству безвозмездному, но не бесплатному: каждый, кто делает это доброе дело не за деньги, получит целый пакет социальных гарантий. Какие изменения ждут службу крови, мы спросили у экспертов: председателя Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Людмилы Макариной-Кибак, директора РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий Федора Карпенко и заведующего отделением заготовки крови, ее компонентов в выездных условиях РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий Антона Свирского.


Людмила Макарина-Кибак

Федор Карпенко
 
Антон Свирский

Тактика малых шагов

«СБ»: Глобальная цель ВОЗ — прийти к 100-процентному безвозмездному донорству. Наша страна здесь на каком этапе?

Ф. Карпенко: В Беларуси сегодня фактически каждая четвертая донация крови безвозмездная, это порядка 27 процентов. Я бы сказал, что мы пока в начале пути. Но такие изменения одномоментно и не происходят: это долгая работа. Хотя за последние 5 лет здесь видны хорошие результаты.

Безвозмездное донорство не ново для общества, но об этом раньше не так широко говорилось. Мало кто помнит, что с 1995 по 2010 год у нас оно существовало законодательно: донорам предлагалась лишь компенсация в размере двух базовых величин за потерянный заработок за 2 дня и питание после донации. С 2010 по 2015 год донорство крови, ее компонетов было в большинстве случаев платным, но число доноров от этого не возрастало, а, напротив, ежегодно уменьшалось примерно на тысячу человек. Изменения в законе в 2015 году позволили обозначить два направления — безвозмездное и платное донорство. И тогда же в соответствии с международными стандартами мы выбрали свой приоритет — донорство безвозмездное с акцентом на национальные традиции донорства крови. Относительно недавно началась масштабная работа с донорами, агитационная работа, разъяснения людям, почему важно сдавать кровь бесплатно, кому она нужна и для чего.

Число доноров за последние 5 лет увеличилось на 12 тысяч человек. Стало больше и почетных доноров: их сегодня у нас около 70 тысяч (для сравнения: 5 лет назад было 60 тысяч человек). За прошлый год в стране было чуть более 200 тысяч донаций цельной крови, среди которых 26,3 процента — безвозмездные. Все больше и первичных доноров в возрасте до 30 лет: значит, работаем мы в нужном направлении.

Л. Макарина-Кибак: 78 стран более 90 процентов своих запасов крови создают благодаря добровольным и безвозмездным донациям, а в 56 государствах этот показатель составляет почти 100 процентов. Мы тоже держимся этого курса. И новый законопроект призван продвигать такие идеи, чтобы люди добровольно и сознательно сдавали кровь безвозмездно.


«СБ»: Тем не менее новый закон сохраняет возможность сдавать кровь и за деньги. Реально ли нам перей­ти к полностью безвозмездному донорству?

А. Свирский: Наши зарубежные коллеги, с которыми мы тесно общаемся, настраивали нас, что этот путь не будет быстрым, это работа нескольких лет, а то и десятилетий. Важно закладывать идею, менять саму идеологию донорства: не рассматривать это как способ дополнительного заработка, а подчеркивать именно альтруистическую составляющую. Как? Это должно быть большой социальной агитационной кампанией, которая рассказывает о пользе такого доброго поступка, о конкретных пациентах, которым потребовалось переливание. Целенаправленно мы ведем подобную работу относительно недавно, с 2016 года. Начинали со студентов. Именно тогда и пошел такой бум среди безвозмездных доноров.

Ф. Карпенко: Одномоментно взять и отменить платное донорство невозможно, у людей должен сохраниться такой выбор. С одной стороны, кровь — это не способ зарабатывания денег. С другой — каждый донор тратит свое время, в какой-то мере биологические ресурсы, здоровье, это накладывает определенные обязательства: вести здоровый образ жизни, следить за питанием. Поэтому у нас всегда существовали гарантии и компенсации от государства, которые планируется расширить новым законопроектом.
По итогам 2019 года заготовлено максимальное количество компонентов крови за всю суверенную историю страны — 239 404 литра.
Л. Макарина-Кибак: Изменения в существующем законопроекте действительно сохраняют возможность выбора, получать за кроводачу деньги или нет. Тем не менее он призван развивать культуру донорства, стимулировать сдавать кровь безвозмездно. Это один из способов объяснить людям, что важно быть донором не из личных интересов, а по зову сердца. Почему? Прежде всего безвозмездное донорство более безопасное, чем донация за деньги. Такой донор не замотивирован финансовым вознаграждением.

А. Свирский: Да, таков посыл и Всемирной организации здравоохранения. Ведь безвозмездный донор не заинтересован скрывать состояние своего здоровья и тем самым стать причиной каких-либо последствий для реципиента. Если человек болен, он не пойдет сдавать кровь, у него нет финансовой заинтересованности в этом. Такой донор будет придерживаться здорового образа жизни и следить за своим здоровьем.

Конечно, решить вопрос с мотивацией к донорству не за деньги один законопроект не сможет. Но это серьезный шаг к формированию идеи. Служба крови постоянно говорит людям о том, что переливание крови необходимо каждый день. Замотивировать можно именно такими небольшими шагами, а если будет сильная поддержка от государства, то сделать это можно быстрее.

Что нового в законопроекте?

Л. Макарина-Кибак: Главный посыл законопроекта — «безвозмездное донорство не значит бесплатное». Государство всегда брало на себя затраты, понесенные донором. Это и компенсация на питание, и сохранение заработной платы из-за временной нетрудоспособности. Сейчас социальный пакет, которым мы можем поблагодарить безвозмездных доноров, планируется расширить. Вообще, прописаны льготы для двух видов донорства, но акцент — на безвозмездное. К примеру, звание «Почетный донор» сможет получить только тот, кто делает это доброе дело бескорыстно (раньше же почетными донорами могли стать и те, кто сдает кровь платно, необходимо было только большее число донаций). Безвозмездным донорам будет полагаться и внеочередной прием в поликлинике, бесплатное питание до и после донации, новая компенсация на питание в междонационный период, дополнительный день отдыха, компенсация по временной нетрудоспособности... Кроме того, по опыту России мы хотим предусмотреть и ежегодную выплату безвозмездным донорам.

А. Свирский: Когда готовили законопроект, тесно работали с донорами. Мы были готовы услышать все точки зрения, многие предложения отражены в новом законе. К слову, идеи звучали разные: от предоставления бесплатного проезда до сниженных ставок на жилищные кредиты.

Л. Макарина-Кибак: Работа над законопроектом шла почти два года, сейчас она еще продолжается. Изучали мировой опыт, выезжали в каждый регион, встречались и с донорами, и с врачами, и с представителями службы крови. Было очень широкое общественное обсуждение. Просчитали все до мелочей, в том числе и то, как нам действовать во время чрезвычайных ситуаций, какой запас крови должен быть, чтобы вся медицинская служба работала бесперебойно, как восстанавливать организм после кроводачи…
От одной донации можно получить три компонента крови, а значит, спасти три человеческие жизни.
Ф. Карпенко: Это закон не об экономии на донорах. Компенсационные выплаты существенные, их планируется расширить. Наоборот, будут затрачены дополнительные ресурсы, чтобы поддержать тех, кто сдает кровь бесплатно. Тут важно понимать: добровольное донорство не приносит прибыли донору, но задача сделать так, чтобы он не понес дополнительных затрат (на усиленное питание, восстановление после донации, сохранение заработка). Пока конкретные суммы не прописаны, однако разница в компенсациях и тех выплатах, которые получают за платные донации, будет минимальная. Здесь важна сама идеология: и донор, и служба крови должны четко понимать, что его затраты на донацию и компенсации будут эквивалентны. По сути, мы рассматриваем этот закон как своего рода переходный путь к безвозмездному донорству.

ГОВОРЯТ ДОНОРЫ

Павел Белый, сдает кровь 4 года, каждая донация безвозмездная:

— Передо мной даже выбора не стояло, безвозмездно или платно. Для меня это было как-то само собой разумеющееся, такая гражданская позиция. Это помощь обществу, людям, которые в этом нуждаются. А делать это за деньги как-то неправильно. Но хорошо, что в новом законопроекте сохраняется возможность сдавать кровь платно: все-таки разные жизненные ситуации бывают, такой выбор должен оставаться… Какая мотивация? Наверное, должно быть какое-то внутреннее желание, к этому самому надо прийти. За себя скажу: если человек хочет сделать доброе дело, он сделает его и без каких-то дополнительных льгот и бонусов, хоть и приятно знать, что о донорах заботятся. Для нас, кто сдает кровь безвозмездно, уже и сейчас достаточно компенсаций и того, что делает государство.

Михаил Грищенко, донор с 20-летним стажем, последние 6 лет сдает кровь безвозмездно:

— Для меня это никогда не было вопросом денег. Как-то ездил в Боровляны к онкобольным деткам и реально увидел, кому эта кровь нужна, причем нужна ежедневно. Потом случились проблемы у родителей — потребовалось срочное переливание. Подумал: если я и так сдаю кровь не ради денег, то зачем их тогда вообще брать? Человек должен прийти к этому сам. Видно, что наше общество постепенно взрослеет, растет в моральном плане, все чаще проявляет свои лучшие качества. И мы постепенно придем к тому, что за сдачу крови платить больше будет не нужно.

Александр Голота, сдает кровь безвозмездно 4 года:

— Вопрос о безвозмездной кроводаче тоже не стоял — только так. Плюс был пример родителей, дедов — у нас это своего рода семейная традиция. Задача ведь помочь людям, а не заработать. И если ты можешь это сделать, позволяет здоровье, почему бы и нет? Работа по продвижению идей безвозмездного донорства идет большая. Думаю, мы придем к этому.

savitskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter