Прыжок с 15-метровой вышки, освобождение заложников, марш на БТР: наш корреспондент два дня служила в 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде

Красота, спасающая мир

Шаг. На одну ступень ставлю обе ноги. Крепко держусь за поручни. Стараюсь не смотреть вниз, о высоте напоминает лишь сильный ветер. Из-под шапки вырываются волосы. Контролирую дыхание: вдох-выдох. Помогает сосредоточиться. Наконец поднимаюсь на верхний уровень. Подхожу к краю вышки. Знаю: внизу 15 метров. Запрещаю себе смотреть на землю. Инструктор предупреждала: это может напугать. Капитан командует: «Пошел!» Слегка медлю, собираюсь с мыслями. Повторяю себе: «За спиной есть купол, он поможет мягко приземлиться». Пора. Прыжок…

Штопор и косметичка

За несколько часов до этого... 

В клубе 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады собираются пять журналисток, включая корреспондента «Р». Все работают в ведущих республиканских СМИ страны — БЕЛТА, издательский дом «Беларусь сегодня», ОНТ, Белтелерадиокомпания, СТВ. Ближайшие два дня мы проведем как солдаты бригады. Ночлег в казарме, распорядок дня строго по уставу. Впереди — обучение «десантуре» по всем канонам: прыжок, огневая подготовка, перестрелка и подрыв заряда. Это совместная акция телекомпании «ВоенТВ» и Сил специальных операций — «Женский десант». У нас сразу несколько задач на ближайшие 48 часов. Во-первых, не подвести командира и удачно пройти короткую по времени службу. Во-вторых, не забыть о работе корреспондента даже в самых стрессовых ситуациях. 

Как у истинных девушек, двухдневное испытание у нас началось с обновления гардероба. Для каждой подобрали военную форму подходящего размера. На мой 44-й размер и рост 172 сантиметра неплохо сел костюм «Горка» 44–2. Смотрится ничего. Мои боевые подруги не упускают момент для записи первого стендапа. Звучит отчетливая команда: «Становись!» Замолкаем. 

Первым делом на полигоне получили экипировку. На наше счастье, она оказалась легкой.

На улице наш командир — начальник информационного центра бригады гвардии капитан Эрнест Юпатов — произносит звучное: «Равняйсь! Смирно!» Подбородок слегка тянем вверх. «Напра-во!» Как одна поворачиваемся в указанном направлении. «Шагом марш!» Старательно тянем носок, поочередно поднимаем согнутые в локте руки до уровня солнечного сплетения. Раз-два, раз-два… 

— Левое плечо вперед! — отдает приказ командир. 

Этой команды мы не знаем. Командир объясняет: «левое плечо вперед» — поворот направо на большой градус. «Правое плечо вперед» — поворот налево. Наука несложная, схватываем быстро. Бодрым строевым подходим к воздушно-десантному комплексу (ВДК).


Рассматриваем тренажеры: высотный макет самолета Ил-76, стапели для подвесных систем, 15-метровая вышка. Экипировка — около 17 килограммов. Снаряжение на плечах — для основного парашюта, впереди — для запасного.

— Разбейтесь на пары, чтобы помочь товарищу надеть макеты парашютов, — ставит задачу Эрнест Юпатов.

Мы с корреспондентом СТВ Юлией Мычкой быстро находим общий язык. Помогает то ли созвучие фамилий, то ли веселый нрав у обеих. В слегка запутанном алгоритме действий по креплению многочисленных карабинов снаряжения девушка-журналист всегда найдет способ запомнить последовательность. Сначала подаю Юле нижние карабины: закрепляем так, чтобы сидело плотно, но не пережимало. Затем регулируем боковые ремни, фиксируем крепления в области живота. Переходим к запасному парашюту. 

— Сумка с ним похожа на косметичку. А крепления для нее — на штопор, — проводит аналогию Юля. Косметичку вставляем в штопор, поворачиваем — вуаля! Девичий подход себя оправдал. Остается только подтянуть «косметичку» так, чтобы та плотно сидела к телу, и можно продолжать тренировку. 

Бег с утяжелением 

Экипированные, проходим вводный курс десантника. Наши инструкторы — военнослужащие миротворческой роты Анастасия Смирнова и Юлия Тихонова. У Юлии за спиной шесть прыжков с парашютом. Высота — 800 и 600 метров. Девушка делится опытом: в первый прыжок десантник очень сконцентрирован, поэтому для него все происходит быстро и без наслаждения полетом. Кстати, перед прыжком с неба десантник не обязан тренироваться на вышке. Он проходит полноценную подготовку на остальном ВДК. Главное требование — не менее пяти прыжков с высотного макета самолета Ил-76. 

Прыжок — самая волнительная часть первого дня в армии.

— Сначала распределяем вес на обе ноги, отталкиваемся правой. Прыжок. 501, 502, 503. Кольцо, — инструктируют военнослужащие и выдергивают красное кольцо с левой стороны экипировки. — 504, 505. Купол. Есть купол. Осматриваю купол. Осматриваю воздушное пространство, определяю направление ветра, разворачиваюсь по ветру. Готовлюсь к приземлению. 

Чтобы мягко встретить землю, «сесть» нужно на сомкнутые, слегка согнутые ноги. Их к моменту приземления нужно взбодрить: ударить одну о другую. После нескольких тренировок капитан командует: «За мной бегом марш!» Под давлением 17 лишних килограммов пробежка, мягко говоря, затруднена. Хорошо, что финиш оказывается близким. Перед нами высотный макет самолета Ил-76. Полноценное моделирование ситуации при прыжке в небо. В дополнение к обмундированию получаем плюс один лишний килограмм — каретку. Она поможет спуститься из Ил-76. 


— В шеренгу становись! — из-за роста первой буду я. Закрепляю каретку. Подхожу к краю самолета, готовлюсь. — Пошел!

На скорости съезжаю вниз. Ошибаюсь: слишком подгибаю ноги, потому и приземляюсь на колени. Спорное удовольствие. Такую же ошибку делают еще несколько девушек. Поэтому проходим тренажер еще раз. Теперь — более успешно.

Следующий снаряд — стапели для подвесных систем. Этот тренажер — для отработки и тренировки всех действий в воздухе с момента отделения от самолета до изготовки к приземлению. В том числе развороты по ветру с помощью свободных концов. Это, кстати, нелегко. Нужно с силой руками развести свободные концы в разные стороны. 

Занятия на стапелях помогают отработать действия в воздухе.

Время совершать прыжок

После почти двухчасовой тренировки с тяжелым снаряжением возможность освободиться от 17-килограммового груза — как подарок. Благо для прыжка с вышки нужна другая экипировка. Она легкая, вес почти не чувствуется. Парашюта в ней нет, купол крепится в раскрытом состоянии наверху вышки. 

Шаг. На одну ступень ставлю обе ноги. Крепко держусь за поручни. Стараюсь не смотреть вниз, о высоте напоминает лишь сильный ветер. Из-под шапки вырываются волосы. Контролирую дыхание: вдох-выдох. Помогает сосредоточиться. Наконец поднимаюсь на верхний уровень. Подхожу к краю вышки. Знаю: внизу 15 метров. Запрещаю себе смотреть на землю. Инструктор предупреждала: это может напугать. Капитан коман­дует: «Пошел!» Слегка медлю, собираюсь с мыслями. Повторяю себе: «За спиной есть купол, он поможет мягко приземлиться». Пора. Прыжок…

Чувствую, что падаю. Все происходит очень быстро. Меня резко дергает вверх: сработал купол. Пора действовать. В полете пытаюсь развернуть себя по направлению ветра — направо. Не получается. Чувствую: скоро земля. Обиваю ноги друг о друга, слегка подгибаю. Приземление. Устоять не удалось, падаю. Из-за сосредоточенности насладиться чувством полета не успела. Решаю совершить прыжок еще раз. Снова поднимаюсь на вышку, повторяю тот же алгоритм действий. Развернуться почти получилось, но взялась за свободные концы слишком низко. Обидно. Правда, в этот раз приземлилась точно на ноги. И это успех. 

Отхожу от вышки и слышу чей-то визг. Летит Юля Мычка.

— Когда была наверху, повторяла: «Зафиксируйте, пожалуйста, купол получше. У меня двое детей и кредит», — смеется она.

Запахи борща и мяса перебивают еще не остывшие эмоции от прыжка. Берем свои большие ложки, вилки, вооружаемся подносами — обед! Суточная норма калорий у бойцов — 3000. Сладким здесь не балуют, максимум — подслащенная булочка и чай или компот. Во всех частях в определенный день рацион солдат состоит из практически одинакового набора продуктов. Но конечное меню — результат фантазии местных поваров. На прием пищи — 20 минут. Отсчет — от захода в дверь столовой на первом этаже до выхода на улицу. Кто не успел дожевать котлету, прощается с сегодняшним обедом под звучную команду: «Сдать подносы!» Нам местная кухня пришлась по душе, особенно выделился слегка кисловатый, но очень наваристый борщец. 

Соревнования на АКС

После обеда — прямиком на занятия. За милой улыбкой наших инструкторов — умение четко и быстро управляться с оружием. Урок правильной сборки и разборки автомата ждал и нас. От частоты и чистоты действий слегка перехватывает дыхание. Выглядит просто. Опытная ведущая телеканала ОНТ Катерина Круталевич решается на дерзкий шаг: соревнуется на время с инструктором Анастасией Смирновой. На «дуэль» навыка и веры в себя находим и секунданта. Он командует: «Начали!» Задача — разобрать автомат Калашникова за короткий срок. Анастасия работает на «автопилоте». Отсоединяет магазин, проверяет на разряженность, спуск в безопасном направлении, отсоединяет шомпол и дульный тормоз-компенсатор. На финишной прямой отсоединяет крышку ствольной коробки, возвратный механизм, затворную раму с газовым поршнем, затвор от затворной рамы и снимает газовую трубку со ствольной накладкой. Все готово за 18 секунд! Катя очень старается, но, не дойдя до середины, понимает: дела плохи. На секундомере минута 28 секунд, а разборка автомата застряла где-то между отсоединением шомпола и крышки ствольной коробки.

Многие девушки впервые видят такой арсенал оружия.


— Отдайте мне его на ночь. Я потренируюсь и завтра все будет отлично! — проявляет настойчивость характера журналистка.

На ночь обустраиваемся в казарме. Между солдатами ее называют «карантин». Сюда расселяют новобранцев, проходят краткий курс молодого бойца. Сейчас места пустуют — непризывной период. Капитан Эрнест Юпатов не дает расслабиться: получили белье — марш застилать кровать по всем армейским правилам. И про выравнивание углов плашкой тоже не забудь!

В 22:00 долгожданный отбой. Насыщенный день не оставил сил.

Укротить броню «Каймана»

Второй день начинается в 6:00 с зарядки. Аты-баты, мы теперь солдаты. Убрать кровать, умыться и почистить зубы удается по приходе в казарму. Есть время и чтобы накраситься, чему мы очень рады. 

В половине десятого получаем экипировку на полигоне Лосвидо. Впереди занятия по тактике и огневая подготовка. Первым делом учимся «разговаривать» с оружием: сменять магазины, ставить на предохранитель, выбирать режим стрельбы очередью или одиночными, готовить автомат к осмотру. Затем подъезжает наша техника на сегодня: БТР-80 и «Кайман». Выбираю новенький бронеавтомобиль. Он, кстати, появился в распоряжении бригады относительно недавно, около полутора лет назад. 

На полигоне Лосвидо удалось отразить атаку противника и подорвать заряд.

В бронежилете, с автоматом наперевес взобраться на военную технику непросто. Мы с Юлей изобретаем схему: она отдает свое оружие мне, залезает на броню «Каймана», я передаю оба автомата ей и тоже взбираюсь на бронеавтомобиль. С нами и наш командир — инструктор Юлия Тихонова. Она предупреждает: во время марша на нас могут напасть с земли, поэтому держим ухо востро. По команде быстро спускаемся и ведем огонь из укрытия. Мотаем на ус. А тем временем «Кайман» начинает движение. Трясет очень активно. Всеми руками хватаемся с Юлей Мычкой за поручни. Забываем про автомат… Девушки.

Слышим выстрелы. «Кайман» тормозит. Быстро спускаемся с брони, начинается перестрелка. Противника не видно, но по затихающей стрельбе понимаем: победа за нами. Гордые собой, продолжаем марш. Пункт назначения — килхаус. Задача — освободить заложников.

— Вас ждет задание для отработки элементов боя в городе, осмотра и зачистки здания, — посвящает в нюансы Эрнест Юпатов. — В доме могут быть различные психологические эффекты: звуковое сопровождение, окровавленные манекены и так далее. Вам нужно разделиться на две огневые группы. Работаете по разным сторонам здания. Одновременно исследуете все комнаты, чтобы равномерно осматривать и зачищать помещение. 


Становимся друг за другом. Одной рукой держим автомат, вторую кладем на впереди идущего. Медленно подходим ко входу. Бросают шашку. Взрыв. Заходим внутрь. На каждого по два холостых патрона. Первый и последний бойцы прикрывают колонну. Когда два выстрела сделаны, четко произносят: «Пустой». Следующий сменяет. Прижавшись к стене, аккуратно продвигаемся вперед. Зачищаем здание, если видим противника. Звуки не дают расслабиться: стрельба, тяжелое дыхание, крики. Эта «симфония» выходит из колонок. Они закреплены вверху комнат, за балками, и со своей функцией справляются на отлично. Полностью погружаешься в атмосферу. Шаг за шагом прочесываем здание. Впереди виднеется свет — выход. В последней комнате нас поджидали. Выстрел — противник сражен. Можно праздновать победу. 

Колечко на пальце

«Кайман» везет на стрельбище. В распоряжении каждой 35 боевых патронов. Среди них — патроны калибра 5,45 миллиметра со стальным сердечником и несколько трассирующих. Они оставляют после себя световой след, по нему видна траектория полета. 

— Упражнения по стрельбе выполняем из АКС-74 (автомат Калашникова со складывающимся прикладом. — Авт.), от огневого рубежа до мишеней примерно 150 метров, — доводит диспозицию Эрнест Юпатов.

Принимаем позицию лежа. Присоединяем магазин к автомату, снимаем с предохранителя, устанавливаем одиночный режим. По команде начинается стрельба. Уши заложило после первого же выстрела. Дальше, слегка оглушенная, продолжаю огонь. Прицелиться трудно. Чтобы не дергать оружие при выстреле, задерживаю дыхание. Помогает плохо. Но как минимум половина выпущенных пуль попадает по мишеням. По-моему, неплохо. 

Продолжаем постигать военное дело на месте подрывов элементов конструкций. В нашем случае бревна.

— Перед вами заряд из тротиловой шашки с 1 килограммом 200 граммами взрывчатого вещества, — объясняет Эрнест Юпатов. — Чтобы произвести взрыв, помещаем зажигательную трубку промышленного изготовления в заряд. Фиксируем его подручными средствами. У нас это скотч. На капсюль-детонатор закручиваем механический взрыватель. Переводим его в боевое положение и выдергиваем чеку.


Повторяем действие на бревне. Перед выдергиванием чеки слегка медлю: «Точно выдергивать?» После утвердительного ответа решаюсь. Резкое движение — и кольцо на пальце. На эвакуацию с места подрыва есть 360 секунд. Мы не медлим, уносим ноги. Спустя время раздается несколько громких взрывов. С задачей справились успешно!

Последний марш — на полевую кухню. Здесь угощают ароматной армейской кашей и сладким горячим чаем. Красота! Наши армейские будни подходят к концу. И, как говорит наш капитан Эрнест Юпатов, из всех испытаний женский десант провалил только заправку кровати. 

Последний марш — на полевую кухню. Здесь угощают ароматной армейской кашей и сладким горячим чаем.

tychko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter