Какая ситуация на международном рынке говядины

Костная квота, или Почему корова не курица

✓ Есть ли гарантия востребованности белорусской говядины на международном рынке?

✓ В чем дело: экспорт говядины в целом растет, а в Россию — падает?

✓ Кому надо заниматься диверсификацией поставок?

✓ Из-за чего дорожает мясо?

✓ По какой причине необходимо увеличивать сроки хранения продукции для экспорта в страны дальнего зарубежья?

МИРОВЫЕ цены на еду выросли в ноябре, побив почти шестилетний рекорд, и достигли самого высокого значения с 2014 года, сообщила Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Среднее значение индекса продовольственных цен достигло в ноябре 105 пунктов, что на 3,9 процента больше, чем в октябре. Это также на 6,5 процента выше аналогичного показателя прошлого года. Стоимость растительного масла выросла за месяц на 14,5 процента, зерновых — 2,5, сахара — 3,3, а мяса и молока — 0,9. В ООН заявили, что мировой продовольственной безопасности угрожает не только пандемия, но и ураганы в Центральной Америке, а также наводнения в Африке. Около 45 стран нуждаются в продовольственной помощи. Это значит, что продукция АПК Беларуси, значительная часть которой экспортируется, по-прежнему будет востребована на международном рынке. Обратимся к одному товару — говядине.


Начнем с ее производства. За 10 месяцев реализация КРС на убой в живом весе в сельхозпредприятиях Беларуси выросла на 4,4 процента к соответствующему периоду прошлого года. А выпуск говядины — на 5,6 процента. Внутреннее потребление давно устоялось. Колебания в несколько десятых процента не в счет. Поэтому прирост идет преимущественно на экспорт.

По данным Белстата, за январь — сентябрь экспорт свежей и охлажденной говядины вырос на 1,8 процента и достиг 62,5 тысячи тонн. Поставлено ее на 217,6 миллиона долларов. На долю российского рынка пришлось 60,3 процента. Отгружено 37,7 тысячи тонн мяса — на 18,5 процента меньше, чем год назад. Экспортеры заработали 139,2 миллиона долларов — минус 18,9 процента.

Почему произошло столь существенное падение? Весной прошлого года Россельхознадзор в рамках получения официального статуса Международного эпизоотического бюро как страны с контролируемым риском по губкообразной энцефалопатии КРС запретил поставки говядины на кости и живого крупного рогатого скота из стран, не имеющих такого статуса, в том числе из Беларуси. Это сказалось на экспорте говядины в целом. Если в 2018 году за рубеж ее поставили 150 тысяч тонн, то в 2019-м — на 10 тысяч меньше.

Из-за ограничения экспортерам приходится менять подходы к структуре продукции. В этом году экспорт замороженной говядины за девять месяцев вырос на 22,3 процента — до 47,4 тысячи тонн. 70 процентов приходится на Россию — 33,4 тысячи тонн (рост почти 12 процентов). Выручка поставщиков — 113 миллионов долларов (плюс 6,6 процента к прошлому году).

У нас активно занимаются диверсификацией поставок. Например, в этом году реализация свежей или охлажденной говядины в Армению выросла в 24 раза, Кыргызстан — 6, Украину — 2. Говядины замороженной Узбекистану поставлено в 58 раз больше: в прошлом году было всего лишь 75 тонн, а в этом — 4,3 тысячи, на 26 процентов выросли продажи в Китай.

В целом же по результатам работы за три квартала говядина отнесена к товарам, по которым произошло наиболее существенное увеличение стоимостного объема поставок. Если за этот период 2019 года ее продали на 351,5 миллиона долларов, то сейчас — не 377,8 миллиона (плюс 26,3 миллиона, или 7,5 процента). Но при этом говядина попала в категорию экспортных товаров, по которым произошло наиболее существенное сокращение стоимостного объема поставок в Российскую Федерацию: с 277,8 миллиона долларов до 252,3 миллиона (минус 25,5 миллиона, или 9,2 процента).

Как складываются дела у конкретных экспортеров говядины? Директор ОАО «Калинковичский мясокомбинат» Геннадий Курлович сообщил: в начале года были определенные трудности, связанные с запретом поставок в Россию мяса на кости. Зато этого вида продукции стали больше поставлять в Казахстан, где ему зеленый свет. Одновременно наращивали выпуск бескостной говядины для поставок соседям. В результате за три квартала общий экспорт говядины вырос примерно на 3 процента. Руководитель видит резервы роста продаж в Россию за счет увеличения сроков хранения охлажденного продукта.

И вот последние оперативные данные. Как сообщила заместитель начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ксения Мелешко, за 10 месяцев экспортировано 123,7 тысячи тонн говядины — на 8,5 процента больше, чем за соответствующий период 2019-го. Есть все основания полагать, что прошлогодний показатель будет превзойден.

Как специалисты оценивают сегодняшнее состояние мирового рынка говядины? Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ФАО опубликовали совместный глобальный сельскохозяйственный прогноз в части производства говядины. Главный вывод: спрос на нее во всем мире будет по-прежнему расти. Прибавление населения планеты и числа домохозяйств остается основным фактором, способствующим увеличению мирового потребления мяса, которое, по прогнозам, будет повышаться в среднем на 1,2 процента ежегодно в течение следующих 10 лет.

Многие страны с высоким уровнем дохода достигают насыщения с точки зрения потребления мяса на душу населения, при этом колебания потребительских предпочтений приводят к диверсификации источников белка. Качество — ключевой фактор, который будет приобретать все большее значение для потребителей в странах с высоким уровнем доходов, поскольку покупатели стремятся к вкусу, а не к объему.

Между тем рост доходов в развивающихся странах будет стимулировать дальнейший спрос на мясо, поскольку их увеличение открывает ряд возможностей для потребителей. Этот рост означает, что потребление говядины в Азии, как ожидается, повысится на 2,7 миллиона тонн в течение следующих 10 лет — самый большой плюс среди регионов мира. В Азии ключевые рынки импорта — Вьетнам и Индонезия, при этом объем импорта говядины, по прогнозам, вырастет на 24 и 34 процента соответственно.

Экспортные цены на говядину поддерживались высоким спросом, вызванным АЧС. В течение следующих нескольких лет они будут оставаться на высоком уровне, сохраняющемся благодаря ограниченному предложению в основных азиатских странах — производителях мяса.


Что касается производства говядины, то ожидается, что мировые тяжеловесы — Бразилия и Соединенные Штаты — к 2029 году увеличат его объемы чуть более чем на полмиллиона тонн каждый. Однако их доля в мировом производстве не изменится, поскольку ряд небольших стран, таких как Пакистан и Южная Африка, намерены увеличить свою.

Ожидается, что на Латинскую Америку по-прежнему будет приходиться самая большая доля экспорта говядины благодаря продолжающемуся увеличению производства в Бразилии и Аргентине.

Для белорусских экспортеров, несмотря на диверсификацию внешних поставок, важнейшим по-прежнему остается российский рынок. Как дела у тамошних производителей? Если в 2017 году при общем объеме рынка 2 миллиона тонн ими поставлено 1,56 миллиона, то в 2019-м — 1,62 миллиона. Такую информацию приводит компания «БелБизнесКонсалтинг» в проведенном исследовании российского рынка говядины. Рост хоть и небольшой, но все же есть. Каковы его слагаемые? Увеличение доли мясных пород КРС. В 2019 году их поголовье достигло 2,4 миллиона (в 2011-м — миллион). Основная динамика прироста отмечается в фермерских хозяйствах, в которых содержится две трети таких животных. Рост количества мясного скота позволяет увеличивать объемы поставок за счет повышенного убойного выхода и улучшения показателей на откорме.

Потенциал роста в данном направлении огромный: мясные породы КРС в России составляют лишь 13,2 процента от общего поголовья, а подавляющая часть говядины получается от коров молочных пород. В то время как в странах, лидирующих по производству мяса КРС, доля мясных пород доходит до 50 процентов.

Увеличение эффективности работы с молочными породами. Раньше бычки от них рассматривались как побочный продукт. Молочные фермы нередко продавали их или вырезали в молодом возрасте. Однако в 2018—2019 годах стала прослеживаться тенденция рачительного отношения к шлейфу молочных пород. Производители мяса запускают проекты по откорму бычков молочных пород с применением новых технологий, строятся специализированные откормочные площадки. 

Повышение привесов на откорме. С 2013 по 2019 год средний суточный привес на откорме КРС в России увеличился на 21 процент — с 520 до 630 граммов. Средняя живая масса скота, реализованного на убой, — 409 килограммов. Несмотря на это, привесы остаются на низком уровне, что ограничивает рост производства говядины в России. Эталонный показатель, к которому стоит стремиться, — увеличение веса на килограмм в день.

А вот последняя, декабрьская информация от восточных соседей. Она будет весьма полезной нашим экспортерам. Сейчас килограмм говядины в России стоит в 3,6 раза дороже курицы. Но, как уверяют производители, чтобы разведение коров было рентабельным, цены должны еще вырасти хотя бы на 15 процентов. Этому может способствовать отмена тарифных квот для импортеров.

В этом году цены на говядину установили новый рекорд, рассказали РБК в Национальном союзе мясопереработчиков России. По его информации, производственные цены на мясо крупного рогатого скота за девять месяцев 2020-го увеличились на 17,5 процента. Стоимость говядины поступательно росла весь 2019 год, небольшая коррекция наблюдалась с февраля по май 2020-го, во время первой волны пандемии, после чего цены снова взлетели и к концу сентября превысили уровень января, уточняет исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков Екатерина Лучкина.

Оптовые цены на говядину у производителей действительно подросли, свидетельствуют данные Минсельхоза. Оно в своих материалах указывает, что средневзвешенная стоимость полутуши говядины у сельхозпроизводителей по состоянию на 25 ноября составила 243,87 тысячи российских рублей за тонну, что почти на 6 процентов больше, чем в конце ноября 2019-го, и на 8 — чем в конце ноября 2018-го.

Последние доступные сведения Росстата о розничных ценах также говорят о подорожании говядины. В октябре килограмм (кроме бескостного мяса) стоил в среднем 356,8 рубля — на 3 процента больше, чем годом ранее. Цена бескостной говядины в рознице — 503,4 рубля за килограмм, что также на 3 процента выше. Это максимальные значения по крайней мере с 2017 года.

Почему дорожает мясо? Это связано в том числе с подорожанием импортного из-за девальвации рубля, указывают в Национальном союзе мясопереработчиков. При этом собственное производство говядины в России растет медленно: по оценке Национальной мясной ассоциации, в 2020-м в стране будет произведено около 1,65 миллиона тонн говядины, что лишь на 1,5 процента больше, чем в прошлом году.

Собственное производство говядины не закрывает потребности страны: годовое потребление оценивается в 2 миллиона тонн, большая часть импорта поступает из Беларуси, отмечает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. В январе — сентябре 2020 года в Россию завезено, по информации Федеральной таможенной службы, 192,1 тысячи тонн свежего, охлажденного и замороженного мяса КРС, из них Беларусь поставила 71,8 тысячи, Парагвай — 51,3, Бразилия — 40,2.

В России половина поголовья крупного рогатого скота сосредоточена в личных подсобных хозяйствах, количество которых сокращается, отмечает Юшин. По его словам, крупные агрохолдинги неохотно идут в эту отрасль из-за того, что производство говядины более затратное, чем птицы или свинины, сроки окупаемости длиннее (10—12 лет для проекта с нуля), а текущие цены не позволяют сделать его достаточно рентабельным. Чтобы производство стало привлекательным для инвесторов, ее стоимость должна вырасти минимум на 15 процентов, уверены в Национальной мясной ассоциации.

Будет ли говядина в России дорожать дальше? Увеличению цен может способствовать изменение таможенного регулирования для импортной говядины. В начале ноября правительственная комиссия одобрила отмену с 1 января 2022 года тарифных квот на ввоз в Россию мяса КРС и введение «плоской» ставки таможенной пошлины 27,5 процента.

Тарифные квоты на мясо крупного рогатого скота введены в 2003 году, что позволяло завезти установленный его объем по льготной ставке. В 2020-м квота на ввоз говядины — 570 тысяч тонн, но поскольку в отношении ряда стран (весь ЕС, США, Украина и другие) введено продэмбарго, всего остальные государства могут завезти в Россию 417 тысяч тонн говядины по льготной ставке в 15 процентов. При ввозе сверх установленных объемов продукция облагается пошлиной по ставке 50 процентов. При этом развивающиеся страны пользуются преференцией и при ввозе мяса по тарифной квоте платят только 75 процентов ставки, то есть около 11,25.

Инициатором пересмотра тарифной политики выступила Национальная мясная ассоциация. Как объясняет Сергей Юшин, государства, имеющие квоту, не выбирают ее полностью: в этом году будет завезено около 200 тысяч тонн импортной говядины, а поскольку импорт снижается, механизм квот неэффективен.

Решение об отмене тарифных квот и введении «плоской» пошлины будет вынесено на обсуждение совета Евразийской экономической комиссии, уточнили в Минсельхозе. Инициатива России об отмене тарифных преференций для мяса, ввозимого из развивающихся стран, уже находится на рассмотрении в комиссии, добавляет представитель Минэкономразвития. Оба министерства считают, что переход от квотирования к «плоской» пошлине будет способствовать росту отечественного производства и стимулировать импортозамещение.

Но в Национальном союзе мясопереработчиков предупреждают: изменение в таможенно-тарифном регулировании приведет к увеличению цен на говядину, которые и так выросли в этом году из-за девальвации рубля. Отечественное производство КРС необходимо развивать, но отменять тарифные квоты следует только после достижения целевых показателей по развитию отрасли, считает Екатерина Лучкина. По ее словам, квоты на импорт говядины создают подушку безопасности, давая возможность поддерживать на рынке необходимый объем предложения и, как следствие, приемлемый уровень цен для потребителей.

Поскольку для Беларуси, входящей в ЕАЭС, пошлин нет, то нам надо по-прежнему постоянно мониторить ситуацию у соседей и стремиться продавать там говядину с максимальной выгодой. Одновременно пристальное внимание нужно уделять диверсификации. Прошедшей осенью на выставке «Белагро-2020» начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов заявил, что белорусским предприятиям необходимо увеличивать сроки хранения мясо-молочной продукции для экспорта в страны дальнего зарубежья. Уже сейчас некоторые предприятия выпускают говядину в вакуумной упаковке с 30-дневным сроком хранения, однако и его можно увеличить до 45—60 дней. Беларуси на китайском рынке в сегменте замороженного мяса сложно конкурировать с говядиной из Южной Америки, где из-за благоприятной погоды дешевле себестоимость ее производства. А вот в сегменте охлажденной продукции конкуренция намного меньше.

gedroiz@sb.by

Фото pixabay.com

Инфографика Кристины ПОЧЕБУТ-НОВОХРОСТ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter