Правительство Британии пытается решить экономические проблемы за счет среднего класса

Королевство кривых идей

Об этом редко говорят наши оппоненты, но в западных экономике и обществе сформировались критические диспропорции. И за дворцами не всегда видны хижины. Они пытаются учить нас жить, но сами жить не всегда умеют. Об этом говорит их же статистика. Мы ее начинаем анализировать. Цифры лишены эмоций и слащавых пиар-технологий. На них и посмотрим.
Опять штормит Соединенное Королевство Великобритании. Лиз Трасс подает в отставку, пробыв на посту всего 45 дней. Но за это время она обрушила экономику страны, явив миру свой «гениальный» план экономического роста. Испугавшись будущих преобразований, точнее, их масштабных последствий, фунт стерлингов стремительно рухнул, достигнув беспрецедентного паритета с долларом. А заодно и взбудоражил рынок госдолга. Экстренные меры, предпринятые Банком Англии, снизили накал страстей в среде инвесторов. Обратной стороной медали явился риск роста инфляции и дальнейшего падения уровня жизни рядовых британцев.
коллаж любови царюк

Первая ласточка нового кризисного витка

На фоне ошеломляющих новостей о новой фискальной политике и «поведении» фунта стерлингов крупные игроки рынка гособлигаций начали готовиться к вынужденным продажам. Ожидался неслыханный обвал рынка, банкротство инвесторов и хаос. Под ударом оказались пенсионные и страховые фонды. Чтобы предотвратить крах, Банк Англии прибегнул к «спасательным» мерам: в срочном порядке стал скупать ценные бумаги. Другими словами, включил механизм количественного смягчения, или попросту эмиссии. А это отнюдь не на пользу разбушевавшейся инфляции и страдающим от нее простым англичанам.

Первая ласточка в виде поставленной «на паузу» ипотеки уже прилетела. После рекордного падения фунта, сообщает The Telegraph, ряд банков страны перестал выдавать некоторые виды ипотечных кредитов. Сами банкиры подоплеки своего решения не скрывают: это результат значительных изменений ценообразования на ипотечном рынке. Финансовый сектор в ожидании повышения Банком Англии процентной ставки, которая сегодня составляет 2,25 процента — максимум с 2008-го. Прогнозируется, что в 2023-м ее величина может достичь 6 процентов. А это означает, подсчитали экономисты, что ежемесячные выплаты рядовых британцев по ипотеке увеличатся в среднем на 800 фунтов стерлингов. По оценкам ряда экспертов, инфляция в Великобритании в будущем году может преодолеть 20-процентный рубеж.

В последние десятилетия в Великобритании полным ходом шло классовое расслоение общества, итогом которого стало обеднение его низших слоев. И эта пропасть грозит увеличиться. О чем и предупреждает лондонский Центр экономических и бизнес-исследований: Великобритания рискует столкнуться с самым значительным с 1950-х годов падением уровня жизни. Треть британцев признается, что испытывает сложности с оплатой счетов за электроэнергию, причем среди представителей среднего класса, которые, в отличие от малообеспеченных граждан, не имеют льгот и адресных выплат, таких почти четверть.

Из-за повышения стоимости жизни британцы вынуждены включить режим жесткой экономии, информирует Financial Times. И приводит данные свежего опроса исследовательской компании YouGov: около 24 процентов домохозяйств ограничивают себя в питании, а каждый десятый британец ест пищу холодной, чтобы снизить потребление электроэнергии. The Independent сообщает: предприятия страны ожидает 500-процентный рост счетов за электричество. Из-за сложной экономической обстановки многие предприниматели останавливают работу.

Отмененная самой же Лиз Трасс «стратегия роста», к счастью для британцев, так и осталась только планом, но даже ее презентация сыграла в ухудшении положения жителей Туманного Альбиона не последнюю роль.

Почему заимствованный у Тэтчер план не «выстрелил» второй раз? Как известно, британский премьер Лиз Трасс — страстная поклонница Маргарет Тэтчер. Трасс старается подражать своему кумиру в манерах и стиле одежды. Эта игра в британском обществе воспринимается с иронией и оценивается как плохая пародия, а сопоставимость способностей двух политических леди подвергается сомнению. «Железная леди» возглавила правительство после «зимы недовольства» 1978—1979 годов. Экономическая политика предшественников Тэтчер заключалась в конвульсивном «тушении пожаров» то в одной области, то в другой. Другими словами, системностью не отличалась. В принципе, ситуация схожа с нынешней. Премьер-министр Великобритании решила перекроить экономические подходы коренным образом. В числе прочих нововведений можно отметить изменение фискальной политики, повышение учетной ставки, сокращение объемов бюджетного финансирования государственных предприятий и снижение расходов на социальную сферу. В конечном счете непопулярные меры принесли свои плоды. Инфляция отступила, наметился рост ВВП. Идеи неоконсерватизма вывели Великобританию на новый уровень экономического развития. Существенное преобразование претерпела отраслевая структура экономики: промышленность уступила место сфере услуг. Соединенное Королевство Великобритании стало вторым после США мировым финансовым центром. Однако за реформы пришлось заплатить стремительным ростом имущественного неравенства.

Вслед за стилем и манерами премьер-министр Великобритании Лиз Трасс решила позаимствовать у «железной леди» и некоторые экономические идеи, используя их как кальку, при этом совершенно не учитывая тот факт, что реалии сегодняшней Британии кардинально отличаются от ситуации 40-летней давности. В «стратегию роста» Лиз Трасс и ее соратника Квази Квартенга, ныне уже бывшего канцлера казначейства, среди прочего вошли пункты о масштабном сокращении налогов, включая отказ от плана повышения ставки корпоративного налога, а также уменьшение социальных льгот для населения. Вместе с тем были анонсированы дотации расходов домохозяйств на электроэнергию, что означало новые заимствования, увеличение и без того немаленького госдолга. Критики проекта сразу же предупредили: больше всего от предложенных мер выиграют самые привилегированные члены общества, а разрыв между богатыми и бедными только увеличится. Готовы ли англичане пройти этот путь еще раз?

Реакция чувствительных к малейшим колебаниям инвестиционного климата финансовых рынков на предстоящие реформы не заставила себя долго ждать. Одновременно с просевшим фунтом резко выросла доходность облигаций британского казначейства, которая меняется обратно пропорционально котировкам. Такая динамика ярко свидетельствовала о нежелании инвесторов владеть долговыми обязательствами. Экстренный запуск программы Банка Англии по покупке госбумаг на 65 миллиардов фунтов вместо запланированной их продажи затормозил процесс падения стоимости облигаций и предотвратил неминуемый крах финансового рынка, но не остановил рост цен на продукты. Британский консорциум розничной торговли констатировал, что после встряски финансовых рынков магазины вновь переписали ценники.

Смятение в политических элитах

После обрушившегося в свой адрес шквала критики и на фоне угрозы вотума недоверия Лиз Трасс признала, что правительство «зашло слишком далеко и слишком быстро». Хотя дело, конечно, не только в Трасс. Ее план «экономического прорыва» лишь обострил имеющиеся в экономике Великобритании проблемы, копившиеся много лет. И падение производительности труда после глобального финансового кризиса, и Brexit, и энергетический кризис… Майкл Хьюсон, главный рыночный аналитик CMC Markets в Великобритании, в комментарии CNN отметил, что страна уже находится в рецессии. Согласно некоторым исследованиям основной причиной высокой инфляции и кризиса стоимости жизни в Соединенном Королевстве Великобритании является Brexit. Инвесторы до сих пор с недоверием относятся к данному шагу и выжидают, выживут ли британские финансовые рынки вне ЕС.

По сути дела, Лиз Трасс и ее предшественнику Борису Джонсону досталась роль антикризисных менеджеров. Безусловно, несколько смущают личные и профессиональные качества кандидатов, которых выдвигают на эту роль. Все чаще можно услышать в СМИ, что британцы устали от «клоунов в правительстве». Ведь рядовым гражданам совсем не весело. Людям надоело смотреть спектакль по пьесе «Некомпетентность, эгоцентризм и фиглярство». Они ждут конкретных решений своих повседневных проблем. И не согласны быть разменной монетой политиков и экономистов-экспериментаторов.

Между тем в ближайшей перспективе падение фунта стерлингов приведет к еще большему удорожанию импорта, что увеличит и без того недешевую стоимость жизни: островное государство импортирует около половины продовольствия и топлива. Создается впечатление, что политические элиты Англии попросту пребывают в смятении, пытаясь переключить внимание электората со счетов за электричество и ценников в магазинах на баталии в правительстве. Налицо политический кризис. Экономические клише больше не работают. А новых идей нет. Только кривые кальки.

t.shchedrenok@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter