Источник: Знамя юности
Знамя юности

Консультируется ли режиссер с драматургом во время постановки пьесы и что делать, если талант ушел в отпуск? Драматург Влада Ольховская отвечает на вопросы о своей работе

Королева драмы

Консультируется ли режиссер с драматургом во время постановки пьесы и что делать, если ничего не придумывается и талант «ушел в отпуск»? Драматург Влада Ольховская отвечает на вопросы о своей работе.


1. Итак, хочу стать драматургом. С чего начать?

– Попробовать написать пьесу. Но не бежать сразу к клавиатуре – это шаг третий. Второй шаг – разобраться, как вообще выглядит пьеса, как она оформляется, какого объема должна быть. Ну и конечно, перечитать хотя бы тот минимум пьес, который считается классикой, а лучше и с современными ознакомиться. Может оказаться, что снизошедшую на тебя гениальную идею уже давным-давно кто-то воплотил.

2. Орфографию с пунктуацией знать обязательно?

– Это то знание, которое вообще по жизни не раз пригодится. А драматургу все это особенно нужно: пьеса – произведение небольшое, тут каждое слово должно быть к месту. Что же до знаков препинания, то ими вы не только радуете своего школьного учителя, но и передаете интонацию, а это способно в корне поменять смысл предложения. Но если вы прочитали все пьесы, о которых я говорила выше, должно быть полегче. 

3. Как все придумать?

– Оно само придумается, тут главное – не мешать. Идеи – это та зыбкая территория, за которую отвечает талант. А вот за то, чтобы они были правильно оформлены, несет ответственность мастерство, его как раз-таки и нужно развивать.

4. Что делать, если ничего не придумывается? 

– Значит, у таланта отпуск, а никто из нас не любит, когда его беспокоят в отпуске. А если серьезно, то драматург – это не аппарат по выпуску текстов. Если ничего не придумывается, нужно сосредоточиться на новых знаниях и впечатлениях. Чем больше их у драматурга, тем ярче будут тексты. 

5. Хорошему слогу можно научиться?

– Это даже несложно: читать побольше и прислушиваться к критике. Причем это постоянный процесс, здесь нет конечного пункта, когда можно возгордиться, надеть корону и ничего не делать. Здорово, когда есть врожденное чувство языка, вот как у некоторых музыкальный слух. Но работать над собой все равно придется.

С артистами Белорусского государственного молодежного театра

6. Чем банальнее сюжет пьесы, тем она популярнее у зрителя?

– В Молодежном театре идет спектакль по моей пьесе, где по сюжету в психолога вселяется трикстер – дух хаоса. Подозреваю, что в жизни это случается чуть реже, чем никогда. А зрители этот спектакль все равно очень любят. Суть хорошей пьесы – показать вроде как знакомую ситуацию, в которой слоями скрыты тайные смыслы. И чем умнее зритель, тем больше смыслов он отыщет. 

7. Вас зовут на репетиции?

– Да, и я это очень люблю. Мне интересно общаться с артистами и видеть, как они воспринимают историю, как превращают ее в нечто новое.

8. Бесит, если актеры плохо играют?

– Мне кажется, если актер себя хоть чуть-чуть уважает, он не будет играть абы как, даже если не любит или не понимает пьесу. А уж как он работает над созданием роли, насколько стремится понять персонажа – на его совести. Мне особенно приятно, когда актеры (таких очень мало) сами связываются со мной, чтобы обсудить внутреннюю мотивацию героя и его историю, которые остаются вне сцены. 

9. Кто главнее: драматург или режиссер?

– Кто может палкой дотянуться до актеров, тот и главнее. Но это шутка, конечно. На самом деле драматург может находиться в другой стране и вообще не видеть, что там сотворил режиссер. Забавное: по закону об авторском праве нельзя менять текст пьесы, не согласовав с автором. Но если сказать об этом режиссерам, многие из них сделают большие глаза и за­явят, что были не в курсе. 

10. Драматург может командовать режиссеру и наоборот?

– Режиссер может попросить как-то изменить пьесу. Драматург может попросить режиссера не менять жанр и не выкидывать половину текста. Но, опять же, кто в театре – за тем и последнее слово. Тут важно понимать, что спектакль – это далеко не всегда просто воплощение пьесы. Чаще всего это совместное творчество драматурга, режиссера и каждого из актеров.

Влада Ольховская с мамой, известной писательницей Анной Ольховской

11. Если в пьесе много персонажей, выписываете их имена на отдельную бумажку?

– Эта бумажка потом размещается в начале пьесы с заголовком «Действующие лица». А вообще, стараюсь не придумывать слишком много персонажей, мне важнее раскрыть каждого из них, сделать их пусть и придуманными, но людьми, а не живым предметом, который настоящему герою во втором акте кофе выносит. 

12. Сколько пишется одна пьеса?

– Пишется быстро – 1–3 дня. А придумывается неделями или даже месяцами.

13. Если зритель не идет на спектакль, кто виноват?

– Чтобы прийти на спектакль, сначала нужно узнать про него. Если театр не занимается рекламой, первые показы могут быть полупустыми, а вот дальше сработает (или нет) сарафанное радио. Если зритель упорно игнорирует спектакль, если отзывов нет (кстати, дорогие зрители, пишите отзывы, это важно!) или они только негативные – придется признать, что спектакль не получился, и провести работу над ошибками. 

14. Какой карьерный рост у драматурга?

– Когда каждый зритель знает, на чью пьесу идет, это уже успех. Как ни странно, многие вообще не смотрят на имя драматурга, но потом, если спектакль понравился, выясняют, кто все это написал. У меня после каждого показа в Беларуси начинаются скачивания соответствующей пьесы с сайта. Да, награды, премии – это все очень приятно, лестно и здорово. Но лично для меня настоящая любовь зрителя остается на первом месте. 

СПРАВКА «ЗН»

Влада Ольховская – писатель, драматург, сценарист, переводчик. Родилась в Минске в семье писателя Анны Ольховской. Первые повести и рассказы начала сочинять еще в школе. В 14 лет написала первый роман. Окончила Минский государственный лингвистический университет. Дебют в литературе состоялся в 2011 году, когда в издательстве «Эксмо» вышла ее первая книга «Смерть в черном конвертике». Сегодня Ольховская – автор нескольких десятков книг, среди которых «Свет мой, зеркальце, соври!», «Улыбнитесь, в вас стреляют», «Магнолия мадам Бовари», «Предсказания покойника». Спектакли по ее пьесам идут в Молодежном театре («Трикстер клуб», «6 утра, американо»), Минском областном драматическом театре («Хайп»), а также в Санкт-Петербурге, Миассе, Самаре и Рязани.

leonovich@sb.by

Фото из личного архива Влады Ольховской.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter