Менеджер – водителем, инженер – кочегаром: почему люди с высшим образованием идут в рабочие

Корочка карман не оттянет

Почему люди с высшим образованием выбирают рабочие специальности и при этом считают, что не зря учились

Беларусь — страна с высоким уровнем образования. Это признано международным сообществом. Причем престиж «вышки» транслировался десятилетиями. С одной стороны, здорово: растет интеллектуальный потенциал общества. А с другой — сегодня на рынке труда вакансии по рабочим специальностям составляют более 60 процентов. И некоторые офисные сотрудники даже переучиваются на профессии, требующие работать руками. Зачем? Узнали у них самих.

Оксана Фирсова.

Женский каприз

Обаятельная блондинка Оксана Фирсова живет в Минске. Она многодетная мать. Младшему сынишке четыре года, среднему — семь, старшему — девять. Поскольку ребятишки появлялись на свет друг за дружкой, декрет получился затяжным. Все эти восемь лет Оксана использовала не только как время полноценной материнской отдачи, но и для личностного развития. Забеременев первенцем, решила заочно получить высшее образование. Поступила в вуз на экономиста‑менеджера. По этой специальности ей прочили многочисленные варианты трудоустройства — от менеджера по продажам и банковского работника до руководителя в любой организации. Но как младшенький подрос, а диплом об окончании Минского филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова был на руках, Оксана Фирсова даже не пыталась трудоустроиться по полученной специальности, а пошла… на курсы водителей троллейбуса.

Такой неожиданный поворот героиня объясняет несколькими причинами.

— У меня неплохой водительский стаж. А во время декретного я сдала на права еще по двум категориям и планирую на этом не останавливаться, — поясняет многодетная мама.  

— Дело в том, что муж у меня занимается дальними грузоперевозками, и мне захотелось доказать, что и я тоже могу управлять крупногабаритным транспортом, в том числе при интенсивном городском движении. Соглашусь, что нелогично с дипломом экономиста сесть за руль троллейбуса. Но как женщина я следую не доводам разума, а своему душевному порыву. Чувства и желания важнее головы!

Мир раскрылся в 4D‑формате

В ноябре прошлого года Оксана Фирсова прошла стажировку в троллейбусном парке № 4, а с декабря водит троллейбус самостоятельно. Теорию, признается, было освоить достаточно просто. А вот практические навыки дались не сразу.

— Начинка троллейбуса — это что‑то! — рассказывает она. — Первое время и со слетающими штангами 

(в просторечии — усами) пришлось немного помучиться, и над изоляцией покорпеть, и колодки заклинивали. Но в итоге все стало получаться.

Водители общественного транспорта — ранние пташки. Они приступают к работе, когда город спит. Поэтому бывшим офисным работникам перестроиться бывает сложно. Оксана Фирсова поднимается в 3:30, но трудностью столь раннее пробуждение не считает. Предположила, что она жаворонок. В ответ смех:

— Я просто многодетная мать. Когда ухаживаешь за детьми, ты и жаворонок, и сова одновременно. Потому что если малыш плачет по ночам — вынужденно бодрствуешь, а днем, если выдалась минутка поспать, выключаешься, как пожарный, на полчаса и за короткое время умудряешься восстановиться. Сейчас я привыкла ложиться спать с детьми по их расписанию — в 9 вечера, поэтому и вставать раньше петухов совсем не проблема — чувствую себя отдохнувшей.

Свой троллейбус по маршруту номер 77 Оксана Фирсова окрестила «президентским», потому что он проезжает мимо Дворца Независимости.

— Всякий раз им любуюсь! — дает оценку рулевая. — Вообще виды из кабины троллейбуса по всему пути следования открываются прекрасные — получаешь удовольствие от дороги.

Возможность видеть разнообразие мира вокруг Оксана Фирсова считает главным преимуществом водительской профессии по сравнению с кабинетной работой. 

Сравнить ей есть с чем. До декретного отпуска довелось несколько лет трудиться специалистом в одной из организаций ЖКХ, а также подрабатывать в частной структуре.

— Находясь в офисе, ты видишь больше документов, чем людей, а то, что происходит за окном, наблюдаешь только по дороге с работы на работу, — говорит она. — А когда водишь троллейбус — мир перед тобой раскрывается в четырехмерном пространстве. Множество пассажиров текут потоком, меняются городские пейзажи, погода всякий раз разная. В общем, всегда новые картинки и впечатления, хоть маршрут один и тот же. И ты при этом должен сохранять внимание и на дороге, следить за посадкой и высадкой… Сложно, интересно и ответственно одновременно.

В зарплате, признается собеседница, со сменой работы выиграла. Хоть труд нелегкий, но по расчетнику видно: чем больше работаешь, тем больше денег получаешь на руки.

Ценю и то, что троллейбусный парк — государственная организация, — называет плюс новой должности собеседница.  

— Здесь все социальные гарантии соблюдаются. Мне как многодетной матери один дополнительный выходной в неделю предоставляют, больничные оплачивают. А я не понаслышке знаю, что частника твои дети и твои проблемы мало волнуют, — выполняй обязанности, и все. Поэтому о том, что пошла водить троллейбус, я ничуть не жалею. Контракт с нанимателем заключила на три года.

Напоследок интересуюсь у водителя Фирсовой, как муж‑дальнобойщик отреагировал на ее профессиональный поворот.

— Зауважал? — предполагаю.

— Да он меня уважает с первого дня знакомства! — улыбается Оксана. — А в том, что я смогу водить троллейбус, он даже не сомневался. Теперь еще больше мной гордится! Можем с ним даже посоревноваться!

Инженер стал кочегаром

32‑летний Евгений Сырокваш живет в Вилейке. Здесь он родился и вырос. Поэтому после окончания Белорусского национального технического университета решил вернуться в свой город. Тем более у него был свободный диплом по специальности «инженер‑электромеханик». Но, вопреки ожиданиям, найти работу по специальности не удалось, а деньги хотелось начать зарабатывать, не ожидая, когда освободятся необходимые вакансии. Поэтому пошел на местное частное предприятие по производству мебели.

Евгений Сырокваш.

Я думал, первое время поработаю здесь, а как что подвернется, сменю на что‑то более подходящее, — вспоминает Евгений и шутит: — Но нет ничего более постоянного, чем временное. На шесть лет там и «застрял».

Может, предполагает, трудился бы и дальше, если бы не ряд семейных обстоятельств. Он женился, друг за дружкой появились трое деток. С господдержкой стали строить дом. Возникла необходимость ухаживать за престарелой бабушкой, у которой совсем стало сдавать здоровье, а она живет в нескольких километрах от Вилейки.

— Девяносто лет нашей Софии, а она переезжать в город наотрез отказывается, поэтому несколько раз в неделю нужно привозить ей продукты, помогать по дому, в огороде, — объясняет собеседник. — А тут как раз мне по работе необходимо было каждый день ездить в Минск. На дорогу уходило несколько часов. Я уставал и толком ничего не успевал. На некоторое время пришлось даже оформиться как лицо по уходу за пожилым в местном территориальном центре социального обслуживания населения.

Как‑то в разговорах с близкими Евгений Сырокваш услышал, что в городе остро не хватает машинистов‑кочегаров и можно через центр занятости переобучиться на него с гарантией трудоустройства.

— Я обратился в центр, и меня записали в группу на переобучение. Было очень удобно: эти курсы организовывались прямо в Вилейке — на базе местного госколледжа, не нужно было никуда ездить. К тому же они бесплатные, и нам даже стипендию платили, безвозмездно оформив банковскую карточку. Две недели теория, а потом практика в одной из котельных жилого микрорайона города. Меня все устраивало.

После окончания курсов стал работать в местном жилищно‑коммунальном хозяйстве. Котельная маленькая — отапливает только детский сад. График — сутки через двое. Зарплата — чуть более 700 рублей.

Деньги, конечно, небольшие, но зато удобное для меня расписание, — делится Евгений. — В свободные дни я посвящаю себя строительству дома, помогаю жене с детьми, успеваю бабушку навестить.

Новоиспеченный машинист‑кочегар рассказывает о своих обязанностях. Котельная на твердом топливе — угле. Труд физический, требует сил. Но и непосильным Евгений его не называет. Нравится, что участок работы у него строго определен, конкретные обязанности, за качество которых он отвечает.

Интересуюсь у дипломированного специалиста‑инженера, не смущает ли его статус рабочего.

— Меня лично — ничуть! — смеется Евгений. — Отца (он у меня руками работает), жену (помощник воспитателя) — тоже. А вот мама, заведующая детским садом с высшим образованием, частенько сетует, что «зря учился».

— Вы, наверное, рассматриваете кочегарку как временную занятость?

— Пока нет, — отвечает он. — Просто сейчас у меня в приоритете семейные вопросы, и такая работа мне позволяет их безболезненно решать. А там посмотрим. Контракт заключен на год. Летом отпуск три месяца: отапливать садик не нужно — предлагают на это время быть здесь же сторожем.

Спрашиваю у Евгения, если бы пришлось второй раз выбирать профессию, пошел бы он опять в технический или другой вуз поступать?

— Конечно! — удивляет ответом Евгений и поясняет: 

—  Технические знания мне помогают при строительстве дома и вообще в жизни. К тому же мне только четвертый десяток, вся жизнь впереди. Возможно, и по специальности своей придется освежить навыки.

Собеседник приводит пример своего знакомого из другого района. После переобучения с «вышки» тот целых 15 лет был рабочим на железной дороге, а в итоге в 50 лет занял руководящую должность. Высшее образование было одним из формальных условий назначения.

35 процентов — с вузовским дипломом

Как рассказали в комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, столичных безработных бесплатно обучают востребованным профессиям: повар, парикмахер, мастер по маникюру, кондитер, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, продавец, контролер‑кассир, слесарь по ремонту автомобилей, электрогазосварщик, оператор станков с программным управлением... На время обучения назначается стипендия, оказывается материальная помощь.

Группы формируются в течение всего года. Стартует обучение по мере комплектования учебной группы в количестве не менее четырех человек. А проходит в учреждениях образования. В процессе учебы люди не только получают теоретические знания, но и закрепляют их на практике. Срок обучения по каждой профессии установлен законодательно и составляет от недели до восьми месяцев. Например, на повара учатся два месяца, на электромонтера — 2,4 месяца, на электрогазосварщика — четыре месяца.

Более 35 процентов направленных в прошлом году на обучение столичной службой занятости имели высшее образование. У этой категории граждан востребованы такие профессии, как водитель троллейбуса, водитель трамвая, машинист электропоезда, парикмахер, мастер по маникюру, а также обучающий курс «Основы предпринимательской деятельности и бизнес‑планирования» для дальнейшего открытия собственного дела.

Выбор есть

По данным комитета по труду, занятости и соцзащите Миноблисполкома, в пристоличном регионе в 2023/24 году специалистами службы занятости на обучение направлено 470 безработных граждан, 111 из которых имели высшее образование. Помимо машиниста (кочегара) котельной, наиболее востребованные профессии (специальности) при переобучении у них — водитель погрузчика, электрогазосварщик и формовщик изделий и конструкций.

Наибольшее количество граждан с высшим образованием направлено на обучение специалистами службы занятости Борисовского, Молодечненского районов, Жодино. Тренд связан с тем, что в этих регионах активно развивается машиностроение, предприятия заинтересованы в рабочих кадрах и предлагают конкурентный уровень зарплат.

— Плюс к этому 86 человек направлены на обучение по программе обучающих курсов «Основы предпринимательской деятельности и бизнес‑планирования», — комментирует начальник управления занятости комитета Сергей Кацко. Им выделяется субсидия для организации предпринимательской и ремесленной деятельности.

ЦИФРЫ

В 2023 году в стране на обучение направлено около 2,5 тысячи безработных. 62 процента из них — по профессиям рабочих. 467 человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности.

ФАКТЫ

Наиболее популярные программы обучения от службы занятости в 2023 году по стране — повар, водитель троллейбуса, водитель погрузчика, слесарь‑сантехник, контролер‑кассир (контролер), продавец, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Освоение содержания образовательной программы обучающих курсов «Основы предпринимательской деятельности и бизнес‑планирования» с выделением государством безвозмездных субсидий дает старт для развития бизнеса.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Широкая, заместитель начальника управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты:

— Государственная служба занятости предлагает обучение не только всем безработным гражданам, у которых нет профессии, но и тем, кто не может трудоустроиться по имеющейся профессии или утратил способность к выполнению работы. При выборе направления обучения учитываются как пожелания граждан, так и их способности и склонности.

Акцент при подготовке сделан на потребностях предприятий и организаций. То есть новые профессиональные знания люди получают «под заказ» нанимателя и после обучения сразу туда трудоустраиваются. Такой возможностью, дающей гарантию последующей занятости, пользуются более 80 процентов безработных, направленных на обучение.

Среди направленных на обучение доля выпускников, получивших высшее образование и зарегистрированных безработными, составляет всего 0,2 процента.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter