Конституция, ВНС, физика и лирика: о чем говорили Карлюкевич и Радьков в Могилеве с педагогами и студентами

Председатель Союза писателей Беларуси Александр Карлюкевич и доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и образования Республики Беларусь Александр Радьков сегодня в Могилеве встретились с преподавателями вузов, колледжей, директорами гимназий, школ, общественных организаций и студентами. В ходе информационной встречи на базе государственного университета имени Аркадия Кулешова они обсудили ряд вопросов.


Александр Радьков, посвятивший вузу в Могилеве около 30 лет жизни, говорил о Конституции, сути Всебелорусского народного собрания и их роли в жизни каждого человека.

- Наше общество живет и развивается по законам квантовой физики. А в основе любой науки лежит аксиоматический метод: из простых и понятных постулатов строятся новые положения, новая модель окружающего мира. Конституция – тоже аксиоматика, свод законов, которые все мы должны соблюдать, - провел параллели Александр Михайлович. - Создание Конституции, внесение в нее изменений и дополнений — непростая не только политическая, но и научная задача. У нас была Конституция 1996 года – устойчивая, грамотная, в то время основательно продуманная, которая смогла защитить нас от внутренних и внешних угроз: мы не поддались никаким цветным революциям, не вели себя как агрессоры. Она позволила нам развивать экономику, совершенствовать общество, спокойно растить детей, чувствовать себя достойно. Но время идет, все меняется, и работа над проектом новой Конституции – а я входил в состав рабочей группы – была для всех нас очень напряженной и ответственной. Президента я воспринимал как руководителя научной группы, лидера, выступающего локомотивом, который лучше всех нас чувствует, какая аксиоматика должна работать, поскольку обладает знаниями, опытом, природным чутьем, позволяющим принимать перспективные решения, которые не опрокинут страну. Решения, которые помогут определить правильные векторы: чтобы в этой непростой ситуации наша любимая Беларусь развивалась, чтобы строились новые заводы, в магазинах были товары, чтобы мы лучше жили. Счастье, что у нас такой лидер, которого уважают во всем мире. Заложенными в этом Основном Законе страны принципами и нужно руководствоваться всем нам. Время и современные реалии требуют и большего участия народа в развитии страны — поэтому совершенно естественно возникло Всенародное белорусское собрание – уникальный орган народовластия. Консолидация всех слоев общества необходима для устойчивого развития Беларуси.


На встрече в МГУ имени Кулешова, прошедшей в формате живого диалога, обсудили не только Основной Закон страны. Говорили также о трендах и тенденциях в работе Союза писателей, о том, что сегодня читают белорусы, из каких источников предпочитают черпать информацию и многом другом. Например, сколько книг и брошюр ежегодно издается в стране, кто из присутствующих в зале за год нынешний прочел больше 10 художественных произведений и какие темы предпочитают брать за основу сюжета сами авторы – в МГУ имени Кулешова организовали выставку книг Карлюкевича и Радькова. Молодежь интересовал формат подачи литературных произведений – можно ли, к примеру, «раскрутиться», если публиковать прозу не на бумажном носителе, а исключительно в интернет-пространстве. 

По мнению Александра Карлюкевича, успеха смогут добиться литераторы, которые, сохранив исторические традиции публицистики, традиционные художественные убеждения, не побоятся сочетать классику с новыми тенденциями. И, конечно, писать о том, что действительно волнует, что близко и понятно каждому.


Сегодня в общественное объединение «Союз писателей» Беларуси входит более 700 человек: прозаиков, поэтов, публицистов, драматургов, литературоведов, критиков. В декабре этого года состоится большой пленум Союза, который будет посвящен детскому книгоизданию. В 2021 году в стране издано 9 тысяч 55 книг и брошюр. Из них около 1800 – литература художественная, процентов 60-70% которой ориентировано именно на детей и подростков.

- Есть выразительная проблема – малышам читают взрослые: дома – родители, в детском саду – воспитатели. А по мере взросления, уже после начальной школы, дети все меньше внимания обращают на печатные книги и художественную литературу в целом. На этом этапе и теряется читатель. Причины тому разные: социальные, воспитательного характера… Связаны они и с информационными технологиями, новациями; с тем, что не так много сегодня интересных произведений для подростков, - подчеркнул Александр Карлюкевич. – Значит - надо искать новые подходы, новых авторов, таких, как Анатолий Рыбаков, Аркадий Гайдар, которых любили, книги которых на слуху. Все эти и вопросы и обсудим на пленуме, в котором примут участие библиотекари, книгоиздатели, писатели, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники «Национального института образования». 

kislyak@sb.by







Фото Галины ГАВРИЛОВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter