«Где комбайны на гусеничном ходу? Завод забрал обратно» — это заголовок первополосного материала «СГ» за минувшую субботу. В нем мы писали о том, что Витебщину заливают дожди, что комбайны не могут выйти в поле, приводили слова авторитетных аграриев, которые утверждали, что для работы в таких условиях нужна совсем другая техника. Такая, например, как в прошлом году работала в сельхозпредприятии «Маяк Браславский» Браславского района — комбайны на гусеничном году производства «Гомсельмаша». Работали успешно, но когда мы спросили начальника управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Максима Чагарина, где они сейчас, то услышали вынесенный в заголовок ответ. Эти слова уже в понедельник стали предметом нешуточных страстей на планерке у генерального директора «Гомсельмаша»: заводчане утверждают, что машины остались в Витебской области. Такой вот производственный детектив, в перипетии которого мы немедля вникли.
Заместитель гендиректора — директор департамента региональных продаж ОАО Игорь Дубров точки над «і» расставил сразу: три комбайна в прошлом году проходили на Браславщине испытания. Зарекомендовали себя достойно, и их выкупило сельхозпредприятие «Северный» Городокского района.
Связываемся с его директором Сергеем Титовым: как там комбайны? По проходимости, говорит, нет вопросов. Особенно выручают сейчас, когда частые дожди. Ходовая часть на армированных гусеницах из резинового материала. Они весьма эффективны на труднопроходимом грунте. Комбайн прост в эксплуатации и обрабатывает зерно со скоростью восемь килограммов в секунду. За час заполняет бункер вместимостью до 12 тонн. Топливный бак на 500 литров. Можно работать день без дозаправки. Но все же над качеством машины еще надо потрудиться — много поломок. Чаще всего летят элементы жатки и система гидронасоса.
Комбайны на гусеничном ходу — это модернизированные КЗС-812. Их выпускают около семи лет. Для колесной техники работа в условиях переувлажненной почвы — проблема, для обутых в гусеницы — обычное дело. Правда, большого спроса на них нет. Всего их в хозяйствах страны несколько десятков штук. А жаль, сейчас бы пригодились. Зато много гусеничной гомсельмашевской техники в Амурской области. Здесь она пользуется особым спросом.
И все-таки, будет ли Браславский район закупать технику на гусеничном ходу, которая в условиях «балтийского», как на Витебщине говорят, климата, очень нужна? Максим Чагарин ответил «СГ» неопределенно: мол, подумаем.
Понятно, решать такие вопросы отчасти и не в его компетенции, но судя по тому, что в портфеле «Гомсельмаша» заявок на гусеничные комбайны от отечественных аграриев нет, этим никто вообще не озадачивался. В отличие от российских потребителей.
shevko@sb.by
Комбайны на гусеничном ходу Городок купил. Другим не надо?..
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.