Анюховский: в переориентации экспорта кондитерских изделий особо стоит присмотреться к рынку Средней Азии

Командировка в Дубай принесла новые контракты

Имидж белорусской продукции за рубежом сложился, его неизменный показатель — высокое качество, на которое ориентируются потребители. Сегодня фраза «Произведено в Республике Беларусь» — его синоним. Кроме того, немаловажно, что наша продукция конкурентна по стоимости, ведь потребители из-за рубежа, рассуждая над соотношением цены и качества, отдают предпочтение не самым дорогим товарам. Причем речь идет даже не о кондитерской отрасли. Посмотрите, каких успехов достигли наши машиностроители в производстве и реализации на мировом рынке сельскохозяйственной и дорожной техники, карьерных самосвалов, машин для лесной отрасли! Гордость охватывает, когда видишь достойный уровень наших инженерных и конструкторских служб.

На минувшей неделе с командой специалистов СОАО «Коммунарка» находились в ОАЭ, работали на выставке Gulfood 2023. Понимая, что сегодня европейская граница — почти барьер, ищем новые рынки сбыта нашей кондитерской продукции.

Президент всегда ориентирует производителей не зацикливаться на одном направлении, а грамотно распределять усилия по трем: треть продукции продавать в Россию, треть — отправлять по дальней дуге, такую же часть реализовывать в Европе.

В нынешних условиях необходимо оперативно осваивать как направления дальней дуги, так и рынки стран постсоветского пространства. Например, стоит присмотреться к Средней Азии — многонаселенному региону с традиционно большим объемом потребления сладостей. Думаю, излишне напоминать, что шоколад — лакомство, известное во всем мире. Ранее, работая директором ОАО «Красный пищевик», понял, что, скажем, зефир не так популярен. Этот продукт даже в Польше особо не знают. Поставлять шоколад значительно проще: его любят везде, только для каждого рынка нужно отрабатывать рецептуры.

Да и сроки годности позволяют работать с дальним зарубежьем. Приведу в пример тот же зефир, который хранится всего четыре месяца. И если логистика занимает 30 дней, получается, как минимум четверть срока уходит только на доставку. Нужно учитывать следующий нюанс: если продукт в той или иной стране неизвестен, на первом этапе нужно хорошо вложиться в продвижение, а это дополнительные расходы. С шоколадом, повторюсь, таких проблем нет, нужно только отработать фасовки и рецептуры под вкусовые предпочтения региона, где планируем его реализовывать.

Политическое взаимодействие со странами Ближнего Востока налажено, Президент лично участвует в установлении связей, много сил вкладывает в поездки и общение. Планируем активно работать с партнерами из Африки, где мы и так традиционно приобретаем сырье для кондитерской отрасли — какао-бобы. Опыт уже имеется, его нужно только масштабировать.

Что касается стран Ближнего Востока — богатых, густонаселенных, то при правильной работе вполне можно заместить объемы европейского рынка, реализуя продукцию там. Пока мы на этом направлении в полной мере не адаптировались, но на все нужно время.

Командировка в Дубай принесла новые договоренности и контракты. Чтобы грамотно выстроить работу на выставке, специально в команду были включены технолог, специалисты по маркетингу, ВЭД и качеству. Задача технолога и специалиста по качеству — понять местную кондитерскую продукцию, чтобы под полку массового потребления отработать понятные покупателю вкусы и качественные параметры продукта и упаковки. Важны нюансы: в одних регионах больше идет вертикальная подача, в других — горизонтальная. Нужно будет доработать этикетку, а также досконально разобраться в тонкостях местной маркировки.

Что касается мер по защите нашей продукции от подделок, то, откровенно говоря, с подделками сильно не сталкивались. Есть особенности реализации на китайском рынке. Технология входа на него такова: чтобы в Китай завезти продукцию, либо производитель должен создать юридическое лицо и на него регистрировать все права, либо их обязан иметь импортер. И очень важен принцип первоочередности. Поэтому при поставке продукции импортер чаще всего сразу регистрирует права на себя, в противном случае он просто не сможет работать.

Как боремся с подделками? В основном через упаковку: регулярно меняя определенные параметры. Все скопировать, не зная тонкостей (скажем, где мы заложили контрольные меры), нельзя. Кроме скрытой маркировки, понятной только производителю, существуют и другие способы отличить свой товар от чужого, но ими делиться не стану.

В ТЕМУ

Кондитерская фабрика «Коммунарка» на выставке Gulfood 2023, как сообщили на предприятии «Белинтерэкспо» БелТПП, договорилась о поставках продукции в Саудовскую Аравию, Иран, Ирак, ОАЭ, Палестину, Пакистан и Индию. Особый интерес у иностранцев вызвала новинка — протеиновые конфеты без сахара, а также конфеты «Беловежская пуща» в крупном корпусе и горький шоколад с содержанием какао-продуктов более 68 процентов.

Всего же белорусские предприятия на Gulfood заключили контрактов на сумму, превышающую 4 миллиона долларов.

Сергей АНЮХОВСКИЙ, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, генеральный директор СОАО «Коммунарка».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter