Коляда идет - какие народные традиции до сих пор живы на Витебщине

«Сёння у нашай хаце свята, калi ласка, у нашу хату! Гэй, радасць спаткаць, гуляць дык гуляць!». Именно этими словами из песни группы «Сябры» хочется начать рассказ про «Каляды», «Коляды», «Рождество» – двухнедельный праздничный период с 6 по 19 января, который также называют «святые вечера», «святые дни». Узнать о колядных народных традициях мы отправились туда, где их свято чтут и передают из поколения в поколение, – в агрогородок Копти Витебского района.


Жывіце! Любіце! Кахайце!

Участники художественной самодеятельности Коптянского сельского дома культуры ежегодно наряжаются в Козу, Мехоношу и прочих колядных персонажей, берут звезду, символизирующую Вифлиемскую, и отправляются по домам односельчан с песнями и поздравлениями.

– Сколько себя помню, в Коптях ряженые ходят именно 6 января – вечером накануне Рождества, а мои однокурсники из южных регионов Беларуси рассказывали, что у них колядуют только 13 января. Страна одна, а традиции разные, – отмечает заведующая Коптянским сельским домом культуры Витебского района Наталья Соколова.

Раньше в агрогородке колядовали взрослые самодеятельные артисты, а два года назад их сменили дети. Понравилось, признается Даниил Павлов, который в этом году снова исполняет роль Козы:

– Когда я первый раз пошел в костюме Козы, с одной стороны, конечно, было жарко в таком теплом наряде. А с другой  – было интересно танцевать и приятно, что люди радовались, когда к ним приходила Коляда, а я им желал: «Жывіце! Любіце! Кахайце!». К нам домой, помню, тоже как-то приходили колядовщики.

Сотрудница Коптянского СДК Ольга Войтова исполняла роль Козы много лет назад, но до сих пор помнит, как после колядных шествий болела та рука, на которую Коза падала по сценарию в каждом доме.

– Когда смотришь со стороны на то, как ряженые ходят по домам, кажется, что все так весело и легко. Но, прочувствовав на себе, теперь я знаю: ох, нелегкая эта работа, – с улыбкой вспоминает Ольга и помогает Данику надевать костюм Козы.


Три кутьи

Празднование Коляд начинается вечером 6 января. Накануне Рождества в семьях готовят традиционный ужин, который получил название постная или великая кутья. Так как это последний день Рождественского поста и организму нужно еще перестроиться к жирной пище, то на праздничных столах людей верующих блюда еще постные, и обязательно должна быть кутья, ее еще называют сыта, сочиво или канун.

– Мама варила кутью из риса на воде с изюмом и потом добавляла мед. Бабушка, прабабушка вместо риса использовали зерна пшеницы, ячменя, в зависимости от того, что было в доме на тот момент, – вспоминает Наталья Соколова.

Праздничный ужин 6 января начинается сразу после захода солнца, когда на небе появляется первая звезда, напоминающая о Вифлиемской, возвестившей о времени и месте рождения Иисуса Христа. Помните рекламный ролик одного из банков? На вопрос императрицы Екатерины Великой «А что это у нас граф Суворов ничего не ест?» полководец отвечает: «Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждем-с».

После того как на небе воссияла первая звезда и колядовщики начинают праздничное шествие по деревне: стучатся в дома, и тем хозяевам, которые откроют, поют поздравительные величальные песни. В качестве благодарности за выступление и добрые пожелания хозяева одаривают гостей, кто чем может: кто конфет даст, кто ягод каких, а некоторые и что-то более сытное. Все это кладут в мешок Мехоноши, и ряженые направляются к следующему дому. Насобирав полный мешок яств, уставшие, но довольные артисты устраивают себе праздничный ужин из полученных угощений.


Наверно, неспроста в других регионах не только южной Беларуси, но и Витебской области колядуют 13 января. По старому стилю это был вечер перед Новым годом – щедрый вечер. Это пик праздника – вторая кутья. Торжественный ужин для всей семьи определялся обилием блюд, чтобы весь следующий год в доме была сытная еда. Поэтому застолье называют «богатым», «жирным», «вкусным».

Завершающий день Коляд – Крещенский сочельник, 18 января, день строго поста перед Богоявлением. В этот вечер готовят третью кутью, которую называют «постной», «голодной» и «водяной». В некоторых регионах ряженые ходят по домам и в этот вечер.

Традиции живы

В период от Рождества до Крещения у православных христиан удивительно сочетались вера в Бога и магия, были широко распространены магические обряды на урожай и благополучие семьи, гадания о замужестве и личной судьбе девушки. Все ритуалы были направлены на успех хозяйства и благополучие семьи, а традиции предков передавались из поколения в поколение. До сих пор ведь в Крещенский сочельник многие ныряют в прорубь, чтобы «очиститься от заразы» и быть здоровым в течение всего года.

– Коляды – это очень яркая и запоминающаяся страница нашего наследия, традиции которой передаются через игры, обряды, песни, сказки, пословицы. В двухнедельный период, когда деревенская молодежь проводила праздничные вечеринки, обязательной частью программы были традиционные игры «Женитьба Терешки», «Ящур», «Королевич», игры в переодевание – в козла, медведя, цыгана. Эти праздничные вечера для многих одиноких людей одновременно стали знакомством с будущей невестой или женихом, – рассказала директор Витебского областного методического центра народного творчества Надежда Улинович.

Некоторые традиции сегодня возрождены и продолжают жить. В Глубоком народный театр фольклора «Цярэшка» проводит стилизованную рождественскую игру «Женитьба Терешки». Мастер из Новополоцка возродил рождественскую батлейку «Віцебскі жлоб», сочетающую статическую кукольную панораму с движущимся театром теней. Этот тип батлеечного театра был распространен на Витебщине и прилегающих территориях в XIX веке.


Коляды, Гуканне вясны, Купала, Зажынки, Дожынки – все эти обряды ежегодно проводят народные фольклорные коллективы «Медуница» Адаменского СДК Лозненского района, «Криница» Янковицкого СДК Россонского района и участники художественной самодеятельности Коптянского СДК Витебского района.

– Про народные традиции знаем в основном то, в чем участвуем в Доме культуры. Наталья Григорьевна рассказывает нам, что это за обряд, его традиции. Мне кажется, надо и в школе больше изучать белорусскую народную культуру, потому что мы почти ничего не знаем, – признается юная участница коптянских колядных шествий Дарина Шалыга.

alimova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter