Белорусы массово осваивают преимущества биометрических документов

Ключ от цифровых дверей

С 1 сентября прошлого года во всех подразделениях Департамента по гражданству и миграции МВД страны принимаются заявки на изготовление биометрических документов. Особый интерес для многих пользователей представляют ID-карты — это не только удостоверения личности, но и фактически ключи, которые открывают держателю доступ к электронным сервисам государства и позволяют общаться с ними онлайн. Ранее проблема заключалась в идентификации: множество административных процедур имеет юридическую значимость, поэтому очень важно персонифицировать пользователя. Решена она с помощью размещенного на ID-карте средства для генерации электронной цифровой подписи (ЭЦП). Сумели ли белорусы воспользоваться преимуществами, предоставляемыми новым документом? Не возникают ли проблемы при пользовании ID-картой в обычной жизни? Позволяет ли степень развития электронных сервисов удовлетворять их запросы? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Р».


О кабинетной работе

Интерес населения к новым современным документам достаточно высок. Как сообщил Павел Хрищенович, заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД, в период с 1 сентября 2021 года по 7 февраля ­2022-го подано более 40 тысяч заявок на изготовление ID-карт и более 21,5 тысячи — на другие биометрические документы, удостоверяющие личность. Общее количество заявок превысило 64 тысячи.

Для каждого гражданина, который зарегистрирован на территории страны, автоматически заведен «личный кабинет» на едином портале электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (­ОАИС). Именно через него держатель ID-карты может общаться с электронными сервисами государства. Активируется «личный кабинет» с первым же входом с помощью нового пластикового документа.


— За период с сентября ­2021 года по февраль 2022-го активировано 20 020 «личных кабинетов». До ввода в обиход ID-карт их насчитывалось 144 603, а на 31 января 2022 года количество достигло уже 164 623. Таким образом, можно смело предположить, что граждане, получившие ID-карты, активно осваивают цифровое общение с государством с помощью своих многофункциональных документов, — отметила Светлана Караневич, заместитель начальника отдела электронной коммерции РУП «Национальный центр электронных услуг». — Наибольшей популярностью у них пользуются такие услуги, как информация о принадлежащих конкретному физическому лицу правах на объекты недвижимого имущества, предоставление сведений о датах приема и увольнения физического лица и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы, справка о регистрации гражданина в качестве безработного. Кроме того, для тех, кто собрался заключить договор на оказание любых услуг, будь то дизайн квартиры, ремонт дома, изготовление памятника или клининг, полезна комплексная услуга по проверке деловой репутации. Недобросовестным работникам не скрыть свое прошлое, ведь по любому юридическому лицу имеется информация, агрегированная из семи баз данных.

О скрытых, но нужных данных

Самой востребованной услугой для юридических лиц стало получение недостающих данных на ID-карте: таковых оказано уже около трех миллионов. Это адрес регистрации гражданина, его семейное положение и наличие детей. Дело в том, что такая информация, которая не отображается непосредственно на пластиковом документе, по-прежнему интересует сотрудников банков при выдаче кредитов, магазинов — при оформлении рассрочки, компаний сотовой связи — при заключении договоров и так далее. Как же можно ее оперативно раздобыть?

НЦЭУ ежемесячно оказывает около 1,5 млн электронных услуг.
potashnikov.com

Сведения, отсутствующие на ID-карте, можно запросить в электронном виде из ГИС «Регистр населения» (о семейном положении и детях) и АИС «Учет граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и месту пребывания» (об актуальном адресе регистрации гражданина). 

Три вида комплексных услуг по доступу сразу в оба ресурса доступны с 1 февраля при получении согласия физического лица, без получения согласия физического лица, а также для физических лиц в отношении самих себя. 

Первоначально у некоторых держателей ID-карт возникали проблемы с получением кредита в банке: им отказывали, ссылаясь на то, что нет возможности проверить, действителен ли предъявленный документ, не заявлен ли он утраченным. Теперь этот вопрос решен.



— В целях проверки действительности документа, удостоверяющего личность гражданина, на едином портале электронных услуг с 1 февраля доступна новая электронная услуга 3.40.08 «Проверка легитимности документов, удостоверяющих личность». Результатом услуги является признак действительности документа, удостоверяющего личность, в том числе ID-карты, на основании запроса в ГИС «Регистр населения», — уточнила Светлана Караневич. 

Об идентификации и интеграции 

Одновременно с внедрением ­ID-карт появилась и Единая система идентификации физических и юридических лиц (ЕС ИФЮЛ). Предназначена она для предоставления информационным системам различных государственных органов и иных организаций страны сервиса идентификации и аутентификации, электронной цифровой подписи. Интеграция информационной системы с ЕС  ИФЮЛ предоставит пользователям возможность совершать в информационной системе юридически значимые действия с использованием средств ЭЦП, в том числе для получения зарегистрированной системой дополнительных сведений об идентифицируемом физическом лице.

Пока что для пользования функционалом ID-карты нужны считыватели, но в ближайшей перспективе — адаптация программного обеспечения к мобильным устройствам. 

— В результате аутентификации ЕС  ИФЮЛ передает в информационную систему данные о физическом лице — идентификационный номер, фамилию, имя, отчество, место регистрации, атрибутный сертификат с полномочиями пользователя, сведения о семейном положении и наличии детей, — уточнил Денис Секретарев, ведущий специалист отдела электронной коммерции ­НЦЭУ. — Предыдущая версия единого портала электронных услуг позволяла работать, получать услуги тем, кто вошел как по паролю, так и посредством электронной цифровой подписи. Но лишь той, в качестве носителей которой использовались флеш-карта или sim-карта. С появлением же новых удостоверений личности, где имеется идентификационное приложение и средство для генерации ЭЦП, возникла необходимость дать владельцам ID-карт доступ к порталам и системам. Так появилась Единая система идентификации физических и юридических лиц. Она позволяет владельцу ID-карты попасть в информационную систему, а оператору или организации — при необходимости получить сведения, отсутствующие на этой карте. Системой могут пользоваться любые организации, цель которых — предоставлять услуги клиентам, чья личность удостоверяется ID-картой. Для этого следует скачать и установить специальное программное обеспечение, доступное на сайте ­НЦЭУ. Затем нужно направить в Национальный центр электронных услуг заявку на услуги ЕС ИФЮЛ. Специалисты проведут необходимые работы по подключению их к информационной системе, и ею можно будет пользоваться. При каждом факте идентификации клиента взимается плата. Дополнительные персональные данные предоставляются бесплатно. 

К слову, процедура происходит в соответствии с Законом «О защите персональных данных» — свое согласие на их получение держатель ID-карты подтверждает введением пин-кода.


Интерес населения к новым биометрическим документам достаточно высок.

С 17 января 2022 года Единая система идентификации физических и юридических лиц работает в режиме промышленной эксплуатации. Пользоваться ее услугами уже изъявили желание около двух десятков организаций. Среди них — операторы сотовой связи, РУП «Белтелеком» и прочие предприятия, для взаимодействия с которыми мы привыкли предъявлять паспорт. 

Для того чтобы в полной мере пользоваться функционалом ­ID-карты в домашних условиях, ее держателям следует обзавестись считывателем. Свободно распространяемое программное обеспечение, которое поддерживает их работу, пока что рассчитано только на компьютеры. Ближайшая перспектива — адаптация програм-много обеспечения к мобильным устройствам, чтобы считывателем мог стать любой смартфон. Для цифрового общения с электронными сервисами государства прямо из дома или кабинета с применением ID-карты создана новая версия единого портала электронных услуг, размещенная по адресу platform.gov.by, — АПК «Платформа». Уже сейчас ­НЦЭУ ежемесячно оказывает около 1,5 миллиона электронных услуг на основании запросов в 42 государственных информационных ресурса. Всего же на портале 146 видов услуг. Кроме того, в электронном варианте осуществляется 61 вид административных процедур.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter