Публичные издевательства над людьми в масс-медиа и интернете

Кислая мина веселья

Все чаще приходят новости о скандалах вокруг медийных проектов...

Все чаще приходят новости о скандалах вокруг медийных проектов, которые специализируются на розыгрышах. То шоумены кошмарят обывателей «девочкой–привидением» в лифте. То пугают стариков актерами, изображающими оживающих покойников. Одна из самых свежих вестей такого рода: лучшим ди–джеем австралийской радиокомпании Southern Cross Austereo признан Майкл Кристиан. Тот самый, который в начале декабря прошлого года стал косвенным виновником самоубийства медсестры лондонской больницы. Тем не менее теперь ему вручены корпоративный приз и поощрительная поездка в Лос–Анджелес...


Некоторые подробности трагедии вам напомнит зачинщик очередных дебатов в рубрике «Спор–кадр». Однако известие из Австралии стало причиной полемики журналистов «СБ» не только о ситуации с несчастной медсестрой, но и о самом жанре розыгрыша. Уместны ли публичные издевательства над людьми в масс–медиа и интернете? Не пора ли правосудию всерьез заняться циничными охотниками за рейтингами и шальными гонорарами? Эти и другие вопросы задает своему оппоненту один из авторов нашей полемической рубрики. В ответ получает серию достаточно взвешенных доводов и дельное предложение — шире взглянуть на обсуждаемую проблему. Впрочем, мнение спорщиков может не совпадать с точкой зрения читателей. Что ж, продолжайте дискуссию на злободневную тему в эпистолярном формате либо на форуме сайта sb.by!


Выпускники школы злословия


Счастливо удостоенный приза и поездки в Америку австралиец Кристиан не совершал профессиональных подвигов в горячих точках, не расследовал факты коррупции. И кенгуру не спасал. Однако в наше смутное время признание коллег можно получить за форменное издевательство над людьми, потому Майкл стал в этом черном деле просто чемпионом!


Напомню, что в начале декабря прошлого года этот ди–джей и его коллега по молодежному шоу Мел Грейг позвонили в лондонскую больницу, где находилась беременная герцогиня Кембриджская. Грейг притворилась королевой Елизаветой II, позвонившей узнать о состоянии супруги принца Уильяма. Медсестра Джасинтха Салданья поверила имитации и соединила ди–джеев с палатой Кейт Миддлтон. Трубку там сняла другая медсестра, которая рассказала, что герцогиня изволит почивать. Во время розыгрыша Майкл Кристиан пародировал принца Чарльза и лай королевских собак элитной породы вельш–корги.


...О розыгрыше заговорил весь мир. Спустя несколько дней медсестра Джасинтха Салданья уединилась дома и повесилась. Кристиан и Грейг вышли сухими из воды. Вот, казалось бы, и все... Если бы в драме, которая началась с нездорового смеха в эфире, не была (хотя это, возможно, плод моей фантазии, шока от новости о триумфе Кристиана) замешана другая королева. Не ныне правящая британская, а Снежная, сказочная. Каждый знает, как было у Андерсена: тролли разбили зеркало — и осколки попали доброму мальчику Каю в глаз. Пацан стал злым и холодным. Но ему на последних страницах книжки Ханса Кристиана, считай, повезло — его выручила из плена Снежной королевы добрая девочка Герда... Впрочем, хеппи–энд — для детей. А для взрослых у меня есть своя версия, субъективная: бомбардировки стеклом троллей продолжались многие годы. И не всем ребятам повезло — сказалась нехватка героинь вроде Герды. И злые мальчики подросли. Многие из них стряпают программы розыгрышей, живут по принципу: «Сделал гадость — душе радость...» Другие же с удовольствием их смотрят и слушают.


Боюсь, это стало всемирным увлечением: подставлять, обманывать, «разводить», делать людей всеобщим посмешищем. Каверзные любители начинают с подглядываний, подсматривания, обнародования гнусных роликов в интернете. Профессионалы с телеканалов, всевозможных шоу действуют тоньше. Хотя, по большому счету, чем ТВ–розыгрыши, их сетевые и радиоаналоги отличаются от «тупой ржаки»? Разве что титрами и рекламными паузами. А так — все то же, родом из детства. Взрослые люди, словно жестокие подростки, гогочут над робеющими при виде «злых зайцев» прохожими, над пенсионерами, испуганными актерами–полуманьяками. А, может, создатели шоу розыгрышей некогда сами были жертвами издевательств одноклассников? И сейчас, перейдя на новый уровень, увы, некомпьютерной игры, жестоко мстят.


Ты видел, как в латиноамериканской программе «приколов» заставляют трястись от ужаса пассажиров лифта? Гаснет свет, откуда–то появляется девочка–зомби и орет. Неужели кому–то смешно? Но ведь на месте подопытных мог оказаться каждый. И лично я не уверен, что героически выстоял бы в одном помещении с вываливающимся из гроба покойником. Потому и не смеюсь вместе с закадровыми актерами испаноязычной программы. Не тороплюсь восторгаться сомнительным креативом, а думаю о том, что все это хоть и безобразно, но по нашим временам, к сожалению, вполне естественно.


Вот посмотри популярные нынче комедийные сериалы... В «Кухне», «Интернах», «Универе» сюжеты построены на «подставах», «кидалове», оскорблениях, насмешках. Режиссеры и актеры талантливо убеждают нас, что это весело и нормально. Герои симпатичны, им сопереживаешь и сочувствуешь. Но и как персонажи культовой «Бригады», ставшие кумирами подростков, доктор Быков и шеф–повар Баринов стали учителями престижной у современной молодежи школы злословия.


А кто ее выпускники? Кроме ди–джеев вроде «триумфатора» Кристиана, газетные репортеры новой волны. Им же главное обсмеять, унизить героя публикации, им важно, чтобы не заподозрили в симпатиях к представителям власти, «колхозникам», «воякам». Еще хлеще — пранкеры (от английского prank — выходка, проказа, шутка)! Звонят, как в австралийско–лондонском случае знаменитостям под видом других звезд, и провоцируют скандалы.


Ты знаешь, я рад, что на белорусских телеканалах не злоупотребляют розыгрышами. Наверное, потому что у нас в СМИ еще доминирует старая добрая школа. В Институте журналистики БГУ, как и прежде на журфаке, учат не «лажать» героев публикаций, а сопереживать им, проникаться чужими проблемами, принимать близко к сердцу чужую беду. Может, кому–то из тинейджеров программы о хороших людях, профессионалах, «соли земли» покажутся занудными? Ну и пусть! Зато земляки не смеются над героями таких телерепортажей, а гордятся ими.


...А злым мальчикам из программ розыгрышей советую обратиться в редакцию трогательной и доброй передачи «Жди меня». Может, отзовется Герда, которая спасет трусливых циников не только от холодных чар бездушия, но и от неминуемой судебной перспективы?


Юмор должен быть ядовитым


Однажды я остался без ресниц. Ну, не так чтобы совсем, но моргал какими–то редкими белесыми волосками, да еще завитыми спиралью. Спасительных очков тогда еще не носил, и друзья угостили взрывающейся сигаретой из «магазина приколов». На вид самое обычное, как говорят товароведы и таможенники, табачное изделие. Не знаю, что именно напихали в начинку сигареты неизвестные пиротехники, но грохнуло знатно. Примерно на третьей затяжке. Следом грохнули хохотом веселые товарищи, с любопытством наблюдавшие мою ошалелую реакцию на такой сюрприз.


Разумеется, я имел законное право возмутиться столь жестокой шуткой. Сказать, что эти хулиганы чуть не лишили меня зрения и дара речи. Думаю, никто бы не спорил: петарда в табаке оказалась мощнее, чем все ожидали. Вместо этого я, придя в себя, рассмеялся вслед за зрителями. Потому что представил, как выгляжу со стороны: выпученные глаза, распахнутый в ужасе рот, бумажные ошметки в дрожащих пальцах... Шутка оказалась продлевающей жизнь, причем не только смехом: после нее я очень надолго отказался от курения.


Рассказываю это к тому, что организаторы «злых» и будто бы жестоких розыгрышей, о которых ты говоришь, смеются вовсе не над конкретными людьми. Они помогают человечеству избавляться от комплексов, страхов, грехов и пороков, высмеивая их. Заодно и штампы масс–культуры. Точнее, нашу подверженность стереотипам, навязанным Голливудом. Прекрасно осведомленные, насколько популярна тема «живых мертвецов» в сонме киноподелок, устроители наглядных шуток пугают обывателей «восставшими из ада» и прочими «зомби». Нормальный человек со здоровой психикой усмехнулся бы подобному маскараду, но телерозыгрыши показывают, что здоровых осталось немного: большинство «испытуемых» ведут себя точь–в–точь как герои фильма ужасов — заполошно вопят, машут руками и вообще ищут пятый угол. Выглядят они при этом, понятно, по–идиотски, что и вызывает смех аудитории. Зрителя не только побаловали уморительной картинкой, но еще и показали ему, насколько надуманны и беспочвенны наши страхи. Честное слово, как у детей, боящихся темной комнаты.


Ты излишне драматизируешь, смешав в кучу троллей, малолетних садистов, пранкеров и юмористические телепрограммы, да еще обвинив режиссеров в затаенной озлобленности. На самом деле нужно отделять явные издевательства от беззлобного подтрунивания, жестокие и абсолютно несмешные поступки — от врачующего высмеивания. Теле– и радиорозыгрыши, на мой взгляд, — это реинкарнация старой доброй сатиры. Так что, предадим анафеме Пушкина за его резкие эпиграммы? Забудем мрачную иронию Лермонтова? Заклеймим «троллями» Гоголя, Аверченко, Зощенко, жестоко высмеивающих нравы своего времени? Зачастую юмор должен быть «беспощадным, желчным и ядовитым», иначе он не возымеет действия. Не пробьет стену всеобщего равнодушия. Не зацепит. Об этом еще критики писали, анализируя творчество Салтыкова–Щедрина.


Впрочем, больше не буду давить авторитетами. Вспомни обычный кошелек на прозрачной рыболовной леске и не говори, что в твоем детстве не развлекались, подбрасывая эту пухлую приманку под ноги прохожим. Кошелек, подтягиваемый за леску, будто сам собой убегал от жадного гражданина, тот потешно поспешал за «законной находкой», а где–нибудь за углом покатывались от смеха малолетние проказники — будущие зрители и режиссеры телевизионных розыгрышей. Так на примитивном уровне высмеивалась чужая алчность, и объект шутки нередко вместе с шутниками смеялся потом над собой. Если был человеком с чувством юмора. В противном случае бедолага всерьез расстраивался, кричал, что его чуть не довели до инфаркта, пытался нагнать и наказать обидчиков. За нами, помню, два квартала шпарил... Теперь тот нелепый мужичок напоминает мне сегодняшних жертв розыгрышей, заявляющих, будто крайне страдают от того, что весь мир увидел на телеэкранах их всамделишный испуг от ненатуральных, выдуманных жизненных ситуаций. Ну и немножко тебя, призывающего кары небесные на головы организаторов таких развлечений.


По–моему, мстить за то, что над тобой посмеялись, стоит только той же монетой. Собственным смехом или... шуткой своего сочинения. Скажем, обиделся ли актер Шон Пенн, когда его разыграл друг Вуди Харрельсон? Тот прицепил себе косматую бороду и ворвался в комнату приятеля, размахивая устрашающим пистолетом. А потом быстро сфотографировал ошарашенного Пенна, который мямлил: «Пожалуйста, сэр, не стреляйте!..» Несчастная жертва этого поступка не стала возмущаться. Когда история забылась, Пенн пригласил Харрельсона подышать воздухом — на вечернюю поездку по живописным окрестностям. Дело было в Австралии. Усадив друга в джип и отъехав примерно на несколько десятков километров от цивилизации, Пенн заглушил мотор и попросил Вуди немного подтолкнуть машину. Как только Харрельсон вышел из джипа, Пенн сорвался с места и исчез в клубах пыли. Всю ночь бывший «разбойник» изучал австралийскую глушь. Лишь утром его подобрали аборигены.


Вот это, как по мне, достойный ответ. Так что жертвы розыгрышей — лишь жертвы отсутствия чувства юмора. Люди, не умеющие смеяться ни над собой, ни над другими.

 

Советская Белоруссия №104 (24241). Суббота, 8 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter