Какие возможности в сфере промышленного туризма упускают в Гомельской области

Холодный прием в цеху

Промышленный туризм в мире дело уже почти рутинное. Производственники быстро поняли, что, показав процесс изнутри, можно неплохо заработать и сэкономить на рекламе. Так что туристы во многих странах уже привычно варят сыры, лепят авторские фигурки из шоколада и наблюдают за сборкой продукции мировых лидеров автопрома. У нас промышленный туризм пока в начале своего становления. В Гомельской области, к примеру, показывать производственный процесс официально готовы всего лишь 25 предприятий. Вот только легенды о грандиозных промышленных экскурсиях в регионе никак не разлетаются не то что по миру, но даже по стране.

Экскурсии на Туровском молочном комбинате проводят через день-два
Фото Марии АМЕЛИНОЙ

Тест-драйв  комбайна

А посмотреть в стране есть на что. На «Слодычы» научат правильно замешивать тесто. В Жодино стоит отправиться даже только ради фото рядом с самым большим самосвалом в мире, а тракторы МТЗ научились танцевать. На борисовской фабрике покажут, как делают глазированные сырки и мороженое, а в Березовке — как на свет появляются изящные хрустальные бокалы. К слову, увидеть производство пенного напитка приглашают целых три пивзавода.

В топ-списке на ведущих туристических порталах и Туровский молочный комбинат. Менеджер по качеству Анастасия Базаревская экскурсии для нас проводила не единожды и весьма охотно. Посетителям на предприятии очень рады, особенно школьникам. Через стекло дети наблюдают за пыхтением современных производственных линий и появлением рикотты, маскарпоне, моцареллы. На завод, внешне напоминающий альпийскую деревню, экскурсии водят через день-два. Такую ситуацию предусмотрели еще на стадии строительства объекта — сразу спроектировали смотровую галерею. Комбинат заключил договоры с 18 туристическими компаниями, потому в год принимает около 3,5 тысячи экскурсантов.

На оригинальные фишки делает ставку еще один из лидеров промышленного туризма в регионе — «Белоруснефть». Туристы как дети радуются, когда им предлагают обмазаться самой настоящей нефтью во время условного посвящения в профессию. В тематическом кафе на черных тарелках подают черные макароны и угощают фирменным коктейлем «Нефтяной», а в санатории за доплату проводят нафталанолечение.

В прошлом году активно начал зазывать посетителей и «Гомсельмаш». Здесь желающим не только показывают производственные линии и предлагают сфотографироваться на фоне уборочной техники, но и дают поучаствовать в сборке комбайна. А сейчас прорабатывается еще одно развлечение: туристам планируют предоставить возможность провести тест-драйв комбайна на испытательном полигоне.

Молочные  реки

По данным управления спорта и туризма Гомельского облисполкома, встречать посетителей готовы 25 производств из 13 районов. Учитывая, что только промышленных предприятий в регионе больше двухсот, цифра далека от идеала. Некоторые производители всерьез о такой необходимости еще не задумывались, другим на раскачку нужно время. Специалисты по туризму давно делают ставку на шоколадного лидера региона — предприятие «Спартак». Пока туристам туда путь заказан, но заместитель генерального директора по производству Александр Чернецов обнадежил:

— Туристический маршрут планируем открыть с 1 апреля, нужно было время, чтобы все проработать. Покажем новую линию, расскажем, как делают вафли, мюсли, шоколад. Пока не могу раскрыть подробностей, но дегустация обязательно будет.

Представителей молочной отрасли часто пугают сложности с санитарно-гигиеническими требованиями. В ОАО «Милкавита» готовы и к этому: на гомельском заводе есть смотровая галерея, редкие посетители проходят санобработку и получают спецодежду. Проблема другая. Чтобы запустить интересный туристический маршрут, в него нужно вложить средства. Заместитель генерального директора по идеологической работе Елена Лапова признает — на это нет денег:

— Очень хотелось бы сделать маршрут, музей молока. Ищем финансовые возможности. А пока проводим экскурсии для учреждений образования по заявкам самих школ.

Без  азарта

Приливная электростанция во французском Рансе ежегодно принимает 300 000 туристов. В Англии шоколадную фабрику «Кэдбери» посещают 400 000 человек, а завод BMW в баварском Вольфсбурге — 260 тысяч в год. 9 ноября 2017 года БелАЗ посетил 40-тысячный турист. По предварительным подсчетам, за прошлый год в производственных экскурсиях в Гомельской области поучаствовали около 10 тысяч человек. Причем в эту статистику включили и школьные экскурсии, которые, конечно, дело благородное, но дохода не приносящее.

Между тем некоторые предприятия вместо того, чтобы развивать работу с туристами, наоборот, теряют здесь хватку. Жлобинский гигант — Белорусский металлургический завод — в 2016 году принял 124 туриста, в  2017-м его посетили лишь 89 человек. Объяснимо, если учесть, что экскурсии проводятся в основном по заводскому музею, а в огромные мощные цеха нога туриста почти не ступает. Гомельский жировой комбинат за 2017 год ограничился тремя группами гомельских и могилевских студентов, ювелирный «Кристалл» провел одну экскурсию-семинар, Чечерский филиал Гомельского винодельческого завода за весь год принял 30 туристов, а Лоевский комбинат строительных материалов и «Гомельобои» и вовсе приостановили туристическую деятельность из-за производственной необходимости.

Почему же стопорится перспективное направление, которое может приносить доход? Думаю, дело даже не в плохо продуманных маршрутах или в том, что на предприятиях нечего посмотреть. Чаще всего о возможности таких экскурсий просто-напросто не знают сами туристы. Обзваниваю местные турфирмы: в общей сложности разные специалисты предлагают совершить около 10 промышленных экскурсий, причем первыми всегда предлагают БелАЗ и пивзаводы. И если о Турове в итоге вспомнили многие, то в ответ на мое желание посетить тот же «Кристалл» почти все туроператоры удивленно ответили:

— А там водят экскурсии?

КОМПЕТЕНТНО

Денис Езерский, начальник управления спорта и туризма Гомельского облисполкома:

— Мы активно рекомендуем внедрять такую форму работы всем предприятиям. В частности, работаем с БМЗ, «Спартаком», деревообрабатывающими производствами, которые прошли модернизацию, молочными компаниями. Разъясняем, что это еще одна статья дохода. Да, к этому надо готовиться, к этому нужно подходить взвешенно, у некоторых есть ограничения по посещению, санитарные и технологические ограничения. Свою фишку можно найти на каждом предприятии. Главное, чтобы руководитель понимал: это можно и нужно делать.

Мы в прошлом году посетили несколько российских выставок, где практически каждый день к нам подходили представители туристических компаний с вопросом: «А как можно посетить ваши перерабатывающие производства?» Российские фирмы готовы возить туристов на наши предприятия. Особенно в рамках образовательных программ, которых сегодня в России множество и для школьников, и для студентов.

То, над чем еще стоит работать, — это реклама. Предприятия пока не в полной мере поняли необходимость вкладывать деньги в раскрутку. Многие действуют по старинке. Мало кто знает, что сегодня можно прийти с экскурсией на «Кристалл», Гомельский жировой комбинат. Скажите, неужели людям будет неинтересно посмотреть, как, например, идет обработка алмазов, как варят мыло? Информация об этом есть максимум на сайтах предприятий, но она слабо афишируется в других источниках. Мы со своей стороны предлагаем распространять их печатный раздаточный материал на выставках, участвовать в наших рекламно-информационных турах. Сегодня турист пришел на экскурсию и посмотрел, как делается продукт, а завтра купил его в магазине.

valchencko@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter