Дизайнер Марина Бонифатьева — о модных цветах нынешнего лета, орнаментах, белорусском льне и работе для церкви

Хидринская пастораль

Марина Бонифатьева — известный дизайнер из Кобрина. Уже не одну льняную коллекцию она представила на столичных подиумах и за рубежом. Но встретились мы с ней не в мастерской, где она создает наряды на праздник и каждый день, а в церкви святого пророка Иоанна Предтечи в агрогородке Хидры Кобринского района. Здесь ее юные ученицы расписывают церковные своды.

Анна Баран, Марина Бонифатьева и Вика Мироновская. 

С первых шагов — в вечность

— Девчонки, заканчивайте работу! — мы вошли в церковь, и Марина позвала своих учениц спуститься с лесов. Выпускницы Кобринского политехнического колледжа Вика Мироновская и Анна Баран расписывают уже вторую арку в храме. Работа для них новая. И очень ответственная, тем более что делается на века.

— Я ведь тоже начинала с заказов для церкви, — вспоминает Марина. — Шила мужу облачение, затем принялась за одежду для деток на крещение.


Храм в Хидрах новый. В 2007 году с поручением строительства был назначен настоятель — Андрей Бонифатьев. В 2013‑м состоялась первая божественная литургия, а в начале 2016‑го храм освятили.

— Возвели церковь усилиями местного хозяйства и прихожан. А дальше предстояло заняться внутренним убранством. Как видим, дело потихоньку движется, — Марина окинула взглядом стены, которые ждут росписи.

Хоругви в храме — дело ее рук. Иконостас от кобринского резчика Михаила Зубилевича. Троицу на куполе расписал пинский художник Андрей Русско. Для него работа на тот момент тоже была незнакомая. Для вдохновения он даже спал на лесах...

А как под сводами храма оказались две 18‑летние девушки? Марина рассказала, что ходила в колледж и присматривалась к молодежи:

— Преподаватели Алена Синяк и Анастасия Якубец, которые были руководителями у девочек, посоветовали обратить внимание на Анну и Вику. Вначале мы взяли их на практику — и не ошиблись.

Вика призналась, что работа в храме ей так понравилась, что в будущем намерена заняться реставрацией. Аня оказалась не такой многословной, но, по мнению Марины, девушка обязательно заявит о себе в дизайне.

Интересуюсь, как подбирается орнамент для письма на арках храма. Марина не скрывает: пользовались подсказками из интернета, а потом добавляли некоторые элементы — кресты, к примеру.

— Традиционно изображается лоза — это один из символов Христа, который сказал: «Я есмь виноградная лоза, а вы — ветви». Ветви — это ученики, а лоза и виноградные гроздья — вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа. Мир создан Творцом по законам гармонии, потому в оформлении храма эти законы тоже должны быть соблюдены.

Родное ближе

По периметру церковного забора здесь красуется лавандин — растение, полученное скрещиванием лаванды широколистной и узколистной. Пока мы общались, ветер осторожно гулял в пышных кустах, наполняя сельскую округу сказочным ароматом.



— Лавандовый цвет не входит в десятку актуальных оттенков сезона весна/лето‑2023, — протягиваю Марине распечатанный список, в котором огненно‑красный, свекольно‑фиолетовый, ярко‑оранжевый, люминесцентный желтый…

Бонифатьева с раскладкой Института цвета Pantone знакома, но две новые коллекции на это лето создавала без оглядки на рекомендации американских дизайнеров:

— Первую назвала «Родное». Цвета природные — неба, криничной воды, майской зелени, пшеничного поля, спелой вишни. Лен наш, оршанский, — ему я не изменяю.  
Лен всем к лицу, одежда из него всегда в тренде — экологичная, удобная. И что важно — с национальным белорусским колоритом. Вторая коллекция — «Мы родом из детства». Платья для девочек дошкольного возраста вышиты и разрисованы.



Подобный симбиоз Бонифатьева использовала впервые. А помогали ей с идеями и росписью Вика и Аня. Задумка украсить детские платья в дополнение к вышивке еще и росписью — давняя мечта Марины:

— Эту идею я вынашивала много лет. Алена Синяк из колледжа посоветовала помощниц, ей хотелось раскрыть потенциал девочек, — Марина учениц хвалит, а юные таланты скромно стоят в сторонке. — У них была возможность самовыразиться. Я не мешала. В итоге получилось красиво и радостно, как в моем советском детстве.

В свое время Марина собирала образцы для вышиванок по деревням, покупала либо принимала в дар старинные платья, фартуки, рушники. Много раз бывала в Малоритском районном центре народного творчества, где возродили традицию старинного ткачества. Копировала, зарисовывала образцы, чтобы потом ввести в программу вышивальной машины. И сейчас советует:
— Носите белорусское. В орнаментах, которые использовали наши предки (сейчас вышиваем с дополнениями на современный лад), заложен генетический код белоруса. Этническая мода — своего рода оберег.
...Из агрогородка Хидры мы уезжали с охапками ароматного лавандина. Год назад кусты гибридной лаванды вокруг храма собственноручно посадила матушка Марина Бонифатьева и сейчас с радостью срезала нам букеты. Это правда, что талантливый человек талантлив во всем.

Предложение с иголочки

Международный форум «Содружество моды» ищет дизайнеров

Форум пройдет 9 — 10 ноября в Таврическом дворце Санкт‑Петербурга. Чтобы представить на нем свои работы, нужно пройти конкурс дизайнеров. Главное условие — наличие готовой коллекции из 10 образов. Заявки принимаются на официальном сайте форума. Кстати, в этом году он удваивает масштабы: деловая программа будет включать 20 круглых столов, в экспозиции планируется представить производственные компании государств Содружества. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter