Личный автомобиль или арендованный: проверили, что выгоднее

Катись оно все шерингом

Несколько месяцев назад сцепление моего 1,8‑литрового «немца» приказало долго жить. Вариантов не было, кроме как отдать круглую сумму на новое. Ждать, к слову, пришлось около недели: в Минске был дефицит запчастей. Заодно заменил стойки стабилизатора, свечи зажигания и некоторые расходники. В итоге накапало что-то в районе среднемесячной зарплаты по стране. Сумма немалая. Но чего не сделаешь ради своего автомобиля? Пока машина находилась в ремонте, присоединился к клубу юзеров шеринговых авто. И вот что хочу рассказать.

Своя рубаха ближе к делу

Услуга поминутной аренды авто в Минске набирает обороты. Сегодня ее предоставляют три крупных игрока. И в парке каждого — более 500 машин. Выбор на любой вкус и кошелек: от бюджетных VW Polo до Dodge Challenger. Ценителей «электрички» тоже не обидели: от бюджетных BYD до премиальных Tesla ModelX. Пока услуга доступна в столице, но уехать можно в любую точку страны. Правда, авто придется вернуть в Минск. Хотя чаще всего каршеринг используют для недолгих поездок по городу: средняя продолжительность — около 25 минут.

Проще простого

Чтобы пользоваться каршерингом, необязательно иметь двухлетний стаж вождения. Один из сервисов предлагает услуги даже тем, кто только что получил права. Вот только выбор для пользования невелик: всего две модели. И есть нюанс, о котором надо помнить. Абсолютно все без исключения шеринговые машины в Минске — на автомате.

Сперва нужно скачать приложение (это можно сделать в Play market или AppStore) и зарегистрироваться. Понадобятся паспорт и водительское удостоверение. Плюс нужно сделать селфи с правами, чтобы компания могла убедиться, что регистрируетесь именно вы. И финальный этап — привязываем банковскую карточку. Процесс идентификации занимает не более получаса. Все, можно смело искать машину и пользоваться сервисом. Кстати, цифровой договор заключается онлайн. Так что в офис компании ехать не придется, как в случае с традиционной арендой.  
Главное отличие от классического проката в том, что оплачивается лишь фактическое время использования автомобиля, с точностью до секунды.

В ответе за тех, кого арендовали

При регистрации в шеринговых сервисах вы подписываете договор присоединения. В нем прописаны все права и обязанности сторон. В том числе и ответственность арендатора. Речь о штрафах, предусмотренных за невыполнение условий договора. А они, признаться честно, заоблачные.

Для понимания — простой пример. Вы неопытный водитель и хотите диагонально запарковать машину. Для этого просите помочь, к примеру, супруга. Он по неосторожности задевает другой автомобиль. Как думаете, какой будет штраф? Помимо административного взыскания в ГАИ придется раскошелиться на 30 базовых величин (1110 рублей) в пользу каршеринговой компании и возместить в полном объеме ущерб. Это один из пунктов договора, который гласит, что такую сумму нужно выплатить в случае передачи прав управления автомобилем любым третьим лицам. А если окажется, что человек, которого вы попросили помочь, бесправник или был в состоянии опьянения, то сумма возрастает до 204 базовых величин. А это, на минуточку, 7548 рублей. Для любителей дрифта на каршеринге сумма штрафа — 10 базовых. В круглую сумму выйдет штраф, если по вашей вине на каршеринговом авто произойдет авария. О какой цифре может идти речь, узнали в службе поддержки одного из белорусских сервисов.

— Если вы не виноваты в ДТП, то никакую ответственность не несете, — рассказала оператор Анастасия. — А если виновны, ответственность предусмотрена. Все индивидуально и зависит от обстоятельств ДТП и размера ущерба.  
Штраф до 30 базовых величин. Плюс придется возмещать простой автомобиля — это время, которое потребуется на его ремонт. Простой оплачивается по режиму стоянки на минутном тарифе. От 13 до 29 копеек за каждые 60 секунд в зависимости от машины.

Цена вопроса

Если сравнивать, что выгоднее, каршеринг или личное авто, нужно понимать одну вещь. Свою машину надо полностью обслуживать: от заправки до замены расходников и ремонта. Помним и про страховку, транспортный налог и так далее. Но есть огромный плюс: свой автомобиль — это комфорт и безграничные возможности использования.

Что касается финансовой стороны, здесь каршеринг выгоден для непродолжительных поездок на короткие дистанции. Цены, тарифы и условия у всех игроков рынка почти идентичные. В среднем минута использования стоит около 45 копеек. Например, из Минска в аэропорт стоимость поездки составит около 20 рублей. На такси эта же поездка обойдется в 36 — 50 рублей. За бензин на личном авто при расходе семь литров на 100 километров придется заплатить около 5 рублей. А вот для длительных поездок на приличные расстояния стоимость каршеринга может превышать цену авиаперелета.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

Первый каршеринг появился в Европе еще в 1948 году. Одним из первопроходцев стал швейцарский Цюрих. Постепенно началось развитие аренды автомобилей по всему миру, своего пика тренд достиг в 1960‑е. В СССР прокат автомобилей появился с 1956‑го, однако он имел ряд ограничений и невысокое качество услуг. К тому же специальные стоянки с прокатными автомобилями были только в крупнейших городах. Поэтому уже в 1974 году аренда автотранспортных средств в СССР прекратила существование.

Чтобы не уснуть за рулем

ГАИ напомнила о мерах безопасности во время продолжительной поездки


Долгая поездка по трассе притупляет бдительность, отметили в ГАИ. В дорогу, особенно дальнюю, следует отправляться хорошо отдохнувшим и выспавшимся. Необходимо заранее спланировать места для остановок на отдых, перекус и ночлег. Каждые два-четыре часа останавливайтесь, чтобы отдохнуть. Можно выйти из машины и размяться, можно немного подремать. А еще помните: на автомагистралях останавливаться следует только на специальных площадках.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter