25 мая Большому театру Беларуси исполнится 90 лет. Мы собрали редкие фотомоменты из его почти вековой истории

Кадры прошлого и настоящего

Сегодня Большой театр Беларуси отмечает 90‑летие. На сцене в этот вечер — опера «Кармен», с которой началась история Большого

Всю неделю Большой театр Беларуси принимает поздравления. Формально 90‑й сезон начался, как и положено, в сентябре, продолжился масштабным гала-концертом в прошлую пятницу, но груз юбилейной ответственности театр снимет с себя только сегодня, 25 мая, — в день, когда в 1933 году в Минске официально был открыт Государственный театр оперы и балета. Несмотря на цифры и богатую биографию, Большой по-прежнему молод душой и полон премьерных планов. Впереди — сочная летняя новинка от итальянского режиссера Альдо Тарабеллы, который поставит «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини, и три дивных вечера в Несвиже на фестивале «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов». Билеты уже в продаже, торопитесь!

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

Однако солидный юбилей — это не только возможность выслушать дежурные признания в любви и поговорить о будущем, но и повод вспомнить об общем славном прошлом. Накануне праздника наши корреспонденты заглянули в театральный архив и выбрали редкие фотомоменты из почти вековой истории Большого.

Лариса Александровская в роли Кармен, 1933 год


С этого спектакля 90 лет назад началась история театра — им же она и продолжается по сей день. В роли Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе на сцену Большого выйдет нынешняя безусловная прима Оксана Волкова. Однако в памяти театралов лучшей Кармен, блиставшей на нашей сцене, была и остается великая Лариса Александровская. Популярность оперы с ее участием была ошеломляющей: спектакль шел едва ли не каждый вечер.

Первый национальный балет — «Соловей». В роли Марыльки — Бася Карпилова, Сымон — Семен Дречин. Снимок 1951 года


Конец 1930‑х выдался для артистов и художественно-творческого состава ударным: помимо классического репертуара, были поставлены три национальные оперы и первый белорусский балет — «Соловей» Михаила Крошнера, основанный на одноименной повести Змитрока Бядули. За сценографию отвечал будущий народный художник Беларуси Павел Масленников. До начала Великой Отечественной «Соловей» был одним из главных балетных хитов — и после войны его восстановили в числе первых. В спектакле танцевали главные тогдашние звезды Бася Карпилова и Семен Дречин, но продержался он в репертуаре лишь до конца 1950‑х и более никогда не попадал на афиши Большого…

Премьера оперы «Алеся» Евгения Тикоцкого, 1944 год


20 декабря 1944 года в газете «Советская Белоруссия» было опубликовано небольшое объявление: «Белорусский государственный ордена Ленина театр оперы и балета приглашает на премьеру оперы «Алеся» Е. Тикоцкого в 4 действиях. Начало в 19 часов 30 минут». И примечание: спектакль состоится в помещении Окружного Дома Красной армии. К тому моменту коллектив чуть менее полугода как вернулся из эвакуации в освобожденный Минск. В здании Большого возможности выступать не было: в технических помещениях и театральных гримерках жили рабочие, которые занимались восстановлением города. Реанимировали они, конечно же, и Большой. Архитектор Иосиф Лангбард лично контролировал ход реконструкции. Благодаря «Алесе» (главная роль досталась Ларисе Александровской) артисты быстро вернулись в форму, и театр вновь вошел в число ведущих лидеров культурного пространства СССР.

Первая в Советском Союзе женщина-дирижер Татьяна Коломийцева, 1960‑е

В 1944 году наполнять музыкой разрушенный город приехала Татьяна Коломийцева. Говорят, профессор Одесской консерватории Александр Павленко, узнав о ее желании стать дирижером, расхохотался так, что его услышали далеко за пределами аудитории... Но Павленко все же позволил Коломийцевой рискнуть — и она смогла! Стала первой в Советском Союзе (и одной из двух в БССР) женщиной-дирижером.

А еще в театре до сих пор вспоминают историю о том, как однажды Татьяна Михайловна, покупавшая каждое утро в одном и том же месте мороженое, заменила продавщицу, которой срочно понадобилось сбегать позвонить. Она попросила Коломийцеву постоять за прилавком буквально пару минут... Но пока ее не было, к мороженице подошла делегация немцев, приехавших в Минск по делам. Цены Татьяна Михайловна знала, немецким владела свободно — словом, отпустила мороженое как ни в чем не бывало. А вечером заняла свое место за дирижерским пультом (в тот день давали «Лоэнгрин»), повернулась к залу — и увидела в первом ряду вытянувшиеся лица гостей, купивших у нее утром мороженое…

Художник Евгений Лысик, композитор Андрей Петров и хореограф Валентин Елизарьев во время работы над спектаклем «Сотворение мира», 1976 год


Новаторские взгляды Елизарьева, его смелые, полные метафор постановки до сих пор с восторгом принимаются во всем мире. «Сотворение мира» — его второй после «Кармен-сюиты» спектакль на сцене Большого, появившийся в 1976‑м и восстановленный в 2019 году.

До белорусского Большого «Сотворение мира» уже было поставлено на нескольких сценах, в том числе в тогдашнем Кировском театре, где партию Адама танцевал Михаил Барышников. Но специально для Минска композитор Андрей Петров создал новую музыкальную редакцию спектакля, дописав некоторые фрагменты. Спектакль имел феноменальный успех как в Беларуси, так и за ее пределами. На гастролях в Польше после окончания спектакля к Елизарьеву подошел кардинал Кароль Войтыла, пожал ему руку и кратко сказал: «Спасибо вам за Бога». А через некоторое время его избрали Папой Римским, которого сегодня весь мир знает как Иоанна Павла Второго.

Премьера балета «Витовт», 2013 год


«Витовт», поставленный в 2013 году народным артистом Юрием Трояном на музыку Вячеслава Кузнецова, стал событием, без преувеличения, национального масштаба. Драматический сюжет, сплетенный из мифов родной истории, западающая в душу музыка и сложнейшая хорео­графия — и все это силами и творческим даром отечественных мастеров. Неудивительно, что создатели грандиозного произведения, прочно обосновавшегося на сцене Большого, получили за него десяток весомых наград, в том числе премию ­­Президента Беларуси «За духовное возрождение».

Оперетта «Летучая мышь», 2019 год


В 2019‑м, спустя более полувека, на сцену Большого вернулась оперетта. Блестящее сочинение Иоганна Штрауса (сына) в постановке венгерского режиссера Миклоша Габора Кереньи и дирижера Джанлуки Марчано кардинально отличалось от привычной трактовки, что, конечно же, сначала вызвало у публики неоднозначную реакцию. Но зрелище, надо признать, получилось впечатляющим: одних только эффектных костюмов для спектакля пошили свыше 200, их создавала художница Агнеш Дярмати, которая работала в оскароносном фильме «Мефистофель» Иштвана Сабо. Сегодня к «Летучей мыши» публика уже привыкла. Знает: порция здорового смеха и хорошее настроение после ее просмотра гарантированы!

Премьера спектакля «Дикая охота короля Стаха», 2021 год


Два года назад на родную сцену вернулся оперный шедевр Владимира Солтана, ставший к этому моменту уже национальной музыкальной классикой. Ставку режиссер спектакля Анна Моторная сделала не столько на мистический сюжет, сколько на историческую реконструкцию: в спектакле есть и узнаваемые элементы эпохи, и бережно воссозданные народные обряды. Сегодня «Дикая охота короля Стаха» — один из самых популярных оперных спектаклей Большого. Постановка образца 1989-го, к слову, тоже имела оглушительный успех. Премьера и дальнейшие показы спектакля шли при полных аншлагах, во время которых у театра даже дежурила конная милиция.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентин Елизарьев, народный артист СССР и Беларуси, художественный руководитель Большого театра:


— Наш театр — национальное достояние, лицо страны, и задача современного поколения — сберечь его, сохранить историю и обеспечить возможности для творческого роста. То, каким мы делаем Большой театр Беларуси сегодня, — залог его будущего, а следовательно, и будущего всей нашей культуры. С юбилеем, Большой!

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter