Испытание водой

Корреспондент “НГ” оказался в эпицентре паводка и узнал, как идет борьба со стихией на Полесье

Корреспондент “НГ” оказался в эпицентре паводка и узнал, как идет борьба со стихией на Полесье

Каждую весну полешуки встречают с особым трепетом. Вот и нынче жители Петриковского района поглядывают в сторону Припяти настороженно: уже вчера уровень воды в реке превысил критическую отметку на 24 см — составил 804 см. Без резиновых сапог пройти по огороду невозможно. Жители опасаются весеннего паводка и активно готовят лодки “к бою”. Власти со своей стороны делают все необходимое для минимизации последствий возможной большой воды: в подтопленные деревни подвозят продукты питания, людям оказывается необходимая медицинская помощь, в штатном режиме работают спасатели, есть и планы эвакуации с http://print-jet.ru/services/plany-evakuatsii.html на случай затоплений. Чем же сегодня живут полешуки и как противостоят водной стихии, узнавала корреспондент “НГ”.

Сельский аквапарк

— И что вас только сюда тянет? — удивленно спрашивает меня Михаил, упорно пытаясь выловить из воды какую-то посудину. — Нашли развлечение! Каждый год одно и то же. Хоть аквапарк открывай да с вас таких туристов деньги бери. Вот, глядишь, и окупятся все наши весенние страдания.

Деревня Голубица Петриковского района — один из тех населенных пунктов, которые принимают на себя удар весеннего паводка. Припять, которой местные жители так гордятся летом, разлилась, соединив свое русло с затонами и каналами, превратила все вокруг в сплошную зеркальную гладь.

— Вы плавать хоть умеете? А то у нас спасательные жилеты для купания не выдают, — продолжает иронизировать мой первый собеседник в Голубице.

Фундаментальный подход

Утро, 9 часов. Суббота. На улицах деревни тишина. На работу в выходной не надо, отправляться на огород даже самым добросовестным хозяйкам нет смысла, можно разве что устроить большую стирку прямо у порога или, того хуже, в самом жилище.

Татьяна Павловна и Алексей Захарович Шевель живут в Голубице более сорока лет. Алексей Захарович строил этот дом собственными руками и уже тогда учитывал своенравный характер красавицы-речки: фундамент заложили повыше. Однако и это не всегда спасало. Старики вспоминают 1979 год, когда уровень воды в доме достигал 20 сантиметров:

— Выручали нас только доски: из них мы делали мостики, по которым передвигались по дому. Ой, помню тогда и штукатурка поотпадала, и пол погнил. Мы уже привычные ко всему. И сейчас гадаем: прокрадется вода в этом году в хату или так и останется во дворе. А если что, то мы у сына спрячемся, — не унывает Татьяна Павловна, — он у нас в десятиэтажке живет. Там вода нас точно не достанет! Домашнее хозяйство? В случае чего, пять куриц “закинем” на чердак, насыплем корма на недельку-другую.

Последний всплеск моды

Прыгаю (в прямом смысле этого слова) по кладкам — дорожкам из досок.

— Это вам не по столичным дорогам рассекать, — кричит мальчишка лет пятнадцати, — давайте помогу.
Я протягиваю руку и прошу показать дорогу в магазин.

— А что вы там купить хотите? За хлебом и молоком лучше к обеду подходить — машина с продуктами обычно в такое время подъезжает.

...Около магазина стоит палатка с товарами. Подхожу к продавцу:

— Чего желаем? Сапожки? Какой у вас размер?

— А с чего это вы взяли, что я к вам за сапогами?

— А за чем еще?! — улыбаясь, спрашивает продавец, — здесь это самый ходовой товар. За три часа уже четыре пары продал.

Оглянувшись вокруг, понимаю, что явно пользуются спросом и лодки: около каждого дома можно увидеть водный транспорт. У некоторых даже по две лодки: одна около самого крыльца, вторая — у забора.

Все по плану

— Ежегодно комиссия по чрезвычайным ситуациям обсуждает наиболее острые вопросы, связанные с весенними паводками. Мы обходим подворья и собираем информацию о количестве проживающих, их возрасте, состоянии здоровья. Учитываем наличие построек, домашних животных, лодок, телефона и так далее. По прогнозам, в Петриковском районе может быть подтоплено 324 дома, в которых проживают 494 человека. 126 человек изъявили желание эвакуироваться, из них 115 планируют переехать к родственникам. И только 11 человек поселятся в случае беды в гостиницах, больницах, школах-интернатах и других подготовленных местах, — рассказал заместитель начальника Петриковского РОЧС Роман Полюков.

Домашние животные в случае сильного наводнения “поселятся” на двух ближайших фермах.

И все же полешуки надеются на милость матушки-воды, которая не подкинет лишней работы и не повторит 1979 или 1999 год, когда паводки напугали многих.

Рыбалка из окна

Открыть калитку следующего дома оказалось настоящим испытанием, с которым я так и не справилась. Навстречу мне вышла старушка, показала другой “вход” — пролезть через дырку в заборе, ступить на старую ржавую бочку и, разогнавшись, прыгнуть на самодельный мостик из тоненьких досок.

— У меня нет здесь огорода, — показывает на целое озеро во дворе Анна Павловна Юдько. — Вода просто не успевает сойти, когда картошку уже сажать надо. А осенью опять она подступает и не дает урожаю созреть.

Анна Павловна на повторяющийся вопрос, что будет делать, когда вода подберется совсем близко, всем отвечает: “Открою окно, заброшу удочку и буду рыбу ловить. Вот чудеса!”

Рыбалка рыбалкой, а о питании и медицинском обслуживании “людей на болоте” думают и местные власти:

— Продукты в магазины завозятся по обычному графику. Отлажена и работа бригад скорой помощи. Люди не должны чувствовать каких-то неудобств хотя бы с этой стороны, ведь повлиять на поведение природы мы не можем. Для нас это не катастрофа: из года в год мы встречаем весну с четко разработанным планом действий и стараемся все просчитать, — рассказал заместитель председателя Петриковского районного исполнительного комитета Анатолий Фурс.

На лодке по городу

Передвигаться на самом востребованном в это время года транспорте — лодке — мне пришлось по самому Петрикову. Добираться таким способом до своих домов жителям улицы Комсомольской проще всего. Леше одиннадцать лет, он с удовольствием соглашается доставить меня на другой берег. Но небескорыстно: “А вы про меня напишете, как я ловко умею управляться с веслом?”

Встречает меня у одного из домов женщина лет сорока.

— Вы осторожнее здесь, возьмите палку и держитесь за стенку, — стараясь уберечь меня от незапланированного купания, говорит она.

— Скажите, а вы не жалеете, что поселились здесь? Не возникало желания переехать в более спокойные места?

 — Этот дом достался мне от родителей. Знаете, ко всему привыкаешь — привыкли и мы к этой воде. Есть родственники, которые, если что, приютят. Все не так страшно. Мы как-нибудь переживем, а вот за хозяйство неспокойно. Слишком много хлопот с ним, тем более когда оно немаленькое.

Поблагодарив сотрудников МЧС, в целости и сохранности вернув обмундирование — сапоги, я ждала машину, которая увезет меня в сухие края. Напоследок обвела взглядом местность: жизнь идет своим, пусть немного и необычным, ходом. Мычание коров, звон ведер около колодца, веселые детские голоса. Полешуки не унывают. “Вы приезжайте к нам летом, — подошел ко мне Михаил, первый, кого утром встретила в деревушке Голубица. — Здесь настоящее раздолье будет — красота! А половодье мы переживем. И не такое видали!”

А тем временем

География подтоплений продолжает расширяться. В воскресенье талыми водами подтопило 23 жилых дома и подворья в деревне Вышемир Речицкого района. Добралась большая вода и до жилищ в деревнях Глинка Столинского района, Морозовичи Буда-Кошелевского района, а также Турова, Хойников, Гомеля и других городов и поселков. По данным МЧС, в результате подъема уровней воды в реках Припять, Горынь, Простырь, Уза, Уборть и Ведрич на территории Брестской и Гомельской областей вчера оставались подтопленными паводковыми водами 5 жилых домов, 256 подворий, 158 хозяйственных построек, 111 дачных домов и 5 участков дорог. Кроме того, талые воды подтопили 35 жилых домов, 88 подворий, 114 хозяйственных построек и 4 дачных дома.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter