Как в Беларуси будут решать проблемы инклюзии детей с особенностями развития

Интеграция в жизнь

Дети с особыми диагнозами особенны лишь тем, что им требуются иные условия для образования, а в остальном они такие же, как и все. И независимо от особенностей поведения должны иметь возможность комфортно интегрироваться в социум и работать на благо страны. Для этого в нашем обществе должна быть выработана культура принятия инклюзии. Как этого достичь, обсуждали в четверг на диалоговой площадке в верхней палате Парламента, которая проходила под руководством председателя Совета Республики Национального собрания Натальи Кочановой.

Наталья Кочанова.

Впрочем, изначально данное мероприятие заявлялось как совещание по вопросам создания условий для обучения, реабилитации, социальной адаптации и физического развития детей с расстройствами аутистического спектра. Однако спикер настояла: это должна быть широкая диалоговая площадка. И на ней — честный и откровенный разговор. Наталья Кочанова пояснила, что за последнее время к ней не единожды обращались родители, воспитывающие детей с подобными диагнозами, было такое обращение и во время недавнего личного приема председателя Совета Республики. Поэтому на встречу пригласили не только представителей министерств, общественных организаций, специалистов в этой области, но и родительскую общественность.

— Для нашей страны дети — это приоритет социальной политики, — обратилась к участникам диалоговой площадки Наталья Кочанова. — И все, что делается для них в Беларуси, законодательно урегулировано и достойно всякого уважения: это и обучение, и лечение детей, открытие центров коррекционного развития — они есть в каждом городе и районе. Это та помощь, которая оказывается государством семьям, воспитывающим таких детей. Но вместе с тем при общении с родителями мы видим, что не всегда на местах эти вопросы решаются так, как трактует наше законодательство и как должна быть выстроена эта деятельность. А ведь мы приняли Кодекс об образовании, в котором четко определено понятие «инклюзии». 
Дети с аутизмом должны быть интегрированы в наше общество, учиться в школе, в вузах с обычными детьми, а в дальнейшем работать вместе с нами и приносить пользу стране.
По оценкам Минздрава, количество детей с аутизмом в стране станет только возрастать. Министр здравоохранения Дмитрий Пиневич сообщил, что за последние пять лет общее число детей с расстройствами аутистического спектра, находящихся под наблюдением специалистов, выросло в 2,4 раза.

Дмитрий Пиневич.

— С учетом изменившихся мировых подходов к ведению и лечению пациентов с расстройствами аутистического спектра разработаны изменения в действующие клинические протоколы диагностики и лечения, — рассказал министр. — Принято решение о перепрофилировании Республиканского детского центра медицинской реабилитации для оказания реабилитационной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими психическими расстройствами.

Наталья Кочанова согласилась с тем, что меньше таких детей не становится. Однако, по ее словам, это заболевание — не приговор, это жизнь. Спикер призвала всех включиться в эту деятельность, особенно работников образования:
— Это святая обязанность каждого педагога. Я считаю, что если у тебя как педагога есть такие дети, то ты должен быть счастлив и делать все, что от тебя зависит, чтобы класс стал дружной семьей и каждый мог подставить друг другу плечо.
Министр образования Андрей Иванец сказал, что данная тема постоянно находится в поле зрения министерства, отметив, что только в нынешнем году прошли два семинара по этой проблематике:

Андрей Иванец.

— Более половины обучающихся с расстройствами аутистического спектра получают специальное образование в условиях интегрированного обучения и воспитания. Около 15 процентов из них предоставляется общее среднее образование в обычных группах и классах, а при необходимости оказывается коррекционно-педагогическая помощь. Еще у 10 процентов обучающихся организовано образование на дому в силу медицинских показателей. Остальные обучаются в специальных учреждениях.

Однако проблема интеграции детей с различными диагнозами и особенностями — это не столько вопрос их качественного лечения и обучения, сколько принятия этих граждан нашим обществом. Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Марина Ильина высказала мнение о том, как можно воспитать культуру принятия инклюзии:

Марина Ильина.

— Если каждый из нас пропустит через себя, станет участником этого инклюзивного процесса, тогда общество потихоньку начнет меняться. Даже с учетом того, что в стране уже многое сделано, нужно продолжать рассказывать о возможностях инклюзивного образования, создании в учебных классах среды, где будет комфортно всем, и каждый ребенок сможет развиваться в своем темпе. 

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter