Лукашенко обсудил с Мясниковичем перспективы евразийской интеграции

Интеграция: без понуждений и барьеров

Равные условия, единые рынки товаров и услуг, цены на энергоносители. Президент откровенно и принципиально обозначил позицию Беларуси по проблемам евразийской интеграции.



Глава государства встретился с председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаилом Мясниковичем. Разговор во Дворце Независимости шел о будущем евразийской интеграции. С учетом того, что наша страна в этом году председательствует в ЕАЭС, Александр Лукашенко четко расставил акценты и приоритеты. Ключевой посыл Президента состоит в том, что Беларусь готова к реальной равноправной интеграции на тех классических принципах, которые известны всему миру:

— Мы остаемся, как всегда, привержены реальной интеграции без понуждения к интеграции. Новый термин появился в союзе — «понуждение к интеграции». И странно, что началось это с понуждения к интеграции Беларуси…

Без посягательств на суверенитет и независимость

Президент неспроста вновь обращается к данной теме. Это особенно актуально в контексте последних событий в отношениях с Россией. Как отметил Глава государства, Россия, будучи ведущей страной, должна генерировать идеи и воплощать их в жизнь, быть в авангарде интеграционных процессов. На деле же происходит обратное. И это касается не только отношений с Беларусью, сказал Президент:

— Просто то, что происходит с Беларусью, более очевидно. Идет болтовня, различного рода накаты и пропаганда. Вы, наверное, читаете все эти средства массовой информации. Я уже напоминал, что за две недели взяли (публикации. — Прим. ред.) и Президенту России передали все, что пишут о Беларуси, белорусском Президенте и так далее. Но ладно, это их дело.

Александр Лукашенко напомнил, что еще вместе с Борисом Ельциным они инициировали реальную интеграцию наших государств, экономик и жизни людей, не посягая на суверенитет и независимость друг друга:

— При всех сложностях в те времена мы находили развязки по сложным вопросам. Когда разбогатели, особенно Россия, начались непонятная толкотня и возня.

Путь к цели — поэтапно

Глава государства убежден, что стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года должны стать серьезным документом без всяких оговорок. Стратегию планируется подписать в мае этого года в Минске. А работу по созданию общих рынков, убежден Президент, следует вести поэтапно:

— Чтобы не получилось так, что в декабре 2024 года соберемся и, как обычно, о чем-то не договорились, кто-то не готов работать по единым принципам рынка нефти, газа, аграрной, алкогольной продукции. И начинаем потом изъятия выдумывать какие-то или оставлять ограничения и так далее. Поэтому надо до 2025 года идти поэтапно. Если мы говорим о едином рынке нефти, газа (для нас это важно, поэтому я беру этот пример), значит, в 2021 — 2024 годах должны поэтапно подойти фактически к единым принципам ценообразования.


Убирать препятствия

Белорусский лидер недоволен и тем, как реализуется в ЕАЭС принцип свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Причем в характеристиках был прям и откровенен:

— Это фундамент строительства нашего союза. Мы до сих пор этого не имеем. И знаете почему? Пофигизм, основывающийся на каком-то безразличии отдельных государств. Другие видят себя в другом союзе, просто телепаются в ЕАЭС и ждут какого-то удобного момента, чтобы выскочить из него. Или же просто так: пусть, и дальше будем телепаться. Поэтому должны быть реализованы хотя бы классические, единые принципы. Этого пока нет.

Не иначе как нонсенсом выглядит тот факт, что до сих пор в ЕАЭС действуют 14 изъятий, 37 ограничений и 15 барьеров. По словам Президента, их давно надо было снять:

— В противном случае что нас держит в этом союзе, если кругом препятствия, барьеры и изъятия?

Важны равные условия

И уж совсем не вписывается в союзный тренд отсутствие равных условий для предприятий и людей. Критические оценки Президента по этому поводу прозвучали жестко:

— С тех пор как начали строительство союза (он уже пять лет существует), мы все больше и больше отходим от этих равных условий. Более того, начинаются непонятные требования и принуждения, монополизм.

В качестве примера Александр Лукашенко привел поставки в Беларусь природного газа:

— Нам говорят, 127 долларов — это благо. Вы знаете, по сколько Польша сегодня получает американский газ, который надо превратить в жидкое состояние, привезти сюда, регазифицировать и по трубе поставить? 90 долларов! Мы россиянам говорим: «Давайте, как в прошлом году. С учетом перетаможки нефти было 110 — 111 долларов». «Нет, давайте 127». На бирже сегодня уже ниже 100 долларов торгуется газ. Это что, нормально? Это что, понуждение к интеграции?

То же самое касается и ценообразования на нефть. В частности, необоснованных требований российских компаний, которые продают нам сырье фактически по мировой цене и вдобавок требуют заплатить дополнительные премии за каждую тонну:

— Так премию платят тем, кто покупает. Если мы покупаем товар, мотивируйте, вы нам премию дайте, — отметил Александр Лукашенко. — Нет. Почему? Потому что нет нормальных правил. Право силы — наклонить, заставить. Это ненормально. И в СМИ предпринимаются каждый день атаки: Лукашенко чего-то хочет. Да я уже ничего не хочу, кроме того, о чем мы договорились.

Надо разобраться

Со справедливым возмущением Глава государства отметил: некоторые российские министры по-своему трактуют недавние договоренности с Президентом России Владимиром Путиным о том, что Россия компенсирует Беларуси потери от снижения экспортной таможенной пошлины на нефть:

— Если, например, мы миллиард долларов получали от пошлины в прошлом году, а сегодня 700 миллионов, то 300 миллионов Россия компенсирует. Нам все равно за счет чего. Не успели об этом договориться, вечером уже министры по-своему трактуют договоренности двух Президентов. Беру запись разговора: четко, черным по белому была договоренность, что разницу нам компенсируют. То есть финансово мы останемся на уровне прошлого года. Этого нет. Ну что это за союз такой?

Отсутствие единой промышленной и аграрной политики также не добавляет привлекательности ЕАЭС в глазах наших соседей, бывших советских республик. И Президента это не может не беспокоить:

— Вместо того чтобы договориться и работать, объединяться, показывать пример тем, кто не вступил в наш союз, мы устроили какую-то канитель и возню, доходящую до «мордобоя». Кто же будет хотеть в такой союз вступать, если мы сами не можем в этом разобраться — три крупных государства, которые создали этот союз, и присоединившиеся Кыргызстан и Армения?

Учитывая значимость и остроту существующих проблем, Александр Лукашенко убежден: скрывать ничего не надо. Наша страна на правах председателя намерена настойчиво и принципиально подходить к делу, вносить свои предложения по развитию интеграции. Конечно, дело каждого — принимать их или нет. Права вето в ЕАЭС никто не отменял. Но Александр Лукашенко и здесь призывает своих коллег к честности и открытости:

— Мы должны на фундаментальных принципах наконец-то начать строительство этого союза, если хотим его построить. Если нет, не надо пудрить друг другу мозги. Каждый будет искать свое направление развития и думать, где ему быть.

Что касается отношений Беларуси и России, то это стержень всего ЕАЭС. При этом наша страна ничего не просит ни у своего главного союзника, ни у других партнеров. Мы сами способны все заработать, своим умом и трудом. Еще со времен СССР Беларусь всегда больше отдавала в союзный бюджет, чем оттуда получала. В таком же направлении, честно и порядочно, готовы работать и сейчас. Главное, чтобы это желание было взаимным.

Не допустить дезинтеграции

После встречи с Главой государства Михаил Мясникович тепло приветствовал журналистов, которые впервые после назначения политика в ЕЭК смогли предметно с ним пообщаться. Первый вопрос — так есть ли сегодня та интеграция в союзе, которая должна быть?



Михаил Мясникович заметил: в таких делах невозможно сказать, что вся работа сделана и можно почивать на лаврах. Это постоянный и непрерывный процесс, и, помимо подписанных документов, нужны и конкретные действия:

— Для того чтобы почувствовали это люди, бизнес-сообщество и, конечно, государство. Если кто-то начинает доминировать из стран в союзе, это вредно сказывается на ситуации в целом. Я понимаю, и на это с обеспокоенностью обратил внимание Александр Григорьевич, что мы не должны даже допустить никаких элементов, направленных на дезинтеграцию. Нам надо укреплять и укреплять на всех уровнях ЕАЭС. И Беларусь не только в год председательства, но и всегда демонстрировала, как сказал Президент, и будет в дальнейшем демонстрировать конкретный вклад в развитие интеграции наших государств.

Принять четкое решение

Среди актуальных и острых вопросов, которые предстоит решать всем членам «пятерки», — барьеры в торговле. Возможно, поставить окончательную точку в различных спорах и торговых войнах сможет и новый документ. Михаил Мясникович напомнил, что в высокой степени готовности находится проект Стратегии развития Евразийского экономического союза до 2025 года. Сейчас он проходит финальную стадию согласования.

— В отличие от других документов, принятых в ЕАЭС, стратегия предполагает устранение барьеров и препятствий в нашей внутренней торговле, чтобы реализовывалось право всех четырех свобод. Президент поддержал мое предложение о том, чтобы одномоментно принять решение — все страны отменяют барьеры и ограничения и дают установки не порождать новые. Но это может быть решение только глав государств. Мы проанализировали: эти барьеры, по сути, не являются определяющими в торговле, но создают массу ненужных препятствий для бизнеса и для людей. Таким образом, формируется негативное мнение, что союз ничего не дает.

По оценке Михаила Мясниковича, две трети барьеров созданы всеми членами ЕАЭС. Причем возникают различного рода «регуляторы», которые преследуют не столько государственные, сколько корпоративные цели и этим самым создают определенные проблемы.

— Я думаю, мы преодолеем барьеры. Есть самое главное — политическая воля глав государств на углубленную интеграцию. А всех остальных будем подтягивать.

Маркировать с умом

При обсуждении темы барьеров в торговле, возник еще один момент, который сегодня волнует бизнес. Речь об обязательной маркировке товаров в ЕАЭС. Михаил Мясникович эту идею не поддерживает.

— Я считаю, это надуманный вопрос. Я лично против этих маркировок. Вроде дело благое — маркировки направлены, чтобы исключить из оборота некачественный товар и тот, который поступил на общий рынок нелегально. Но, может быть, надо устранить первопричину? На пакете молока будет еще бирка висеть, что это легальное молоко. Мы так можем дойти до абсурда.

Фото Сергея Лозюка.

Михаил Мясникович привел негативный пример с белорусской обувью «Белвест» на российском рынке, где «дочки» белорусской компании пока не смогли получить знаки маркировки, однако, по заверениям партнеров, решение должно появиться в ближайшее время.

— Союз — это как семья. Мы в этой семье должны доверять друг другу, — резюмировал Михаил Мясникович.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ


Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам:

— Позиция, которую Президент в очередной раз обозначил на встрече с председателем Коллегии ЕЭК, задает принципы формирования Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Белорусская сторона предлагает обсудить и согласовать правила игры, по которым будут действовать все страны, входящие в ЕАЭС. Они будут одинаковы для всех, сформируют основу нашего совместного существования в экономической, политической, социальной и других сферах. Любые же диспропорции, сиюминутные решения, выгодные какой-то одной стороне, закладывают мину замедленного действия под евразийскую интеграцию. В этом плане интеграционные подходы Беларуси являются наиболее выигрышными для формирования сильного и устойчивого союза, который будет максимально эффективно обеспечивать в дальнейшем процветание всех вошедших в него народов. Такой подход важен, потому что закладывает основу существования ЕАЭС даже не на десятилетия, а на столетия вперед. Ситуация в мире не внушает оптимизма. Впереди ожидается увеличение числа локальных конфликтов. Мир делится на разные полюса силы. Этот процесс будет сопровождаться и серьезными экономическими потрясениями, кризисом. В таких условиях качество интеграционных решений будет очень сильно влиять на нашу способность с этими вызовами справляться. А белорусский лидер как государственник, который видит на десятилетия вперед, хочет с самого начала заложить прочную основу для нашего общего дома.


Александр Шпаковский, директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция»:

— Зачастую в СМИ, особенно в российских, ситуация подается таким образом, что якобы Российская Федерация на Беларусь давит в направлении так называемой углубленной интеграции, а Минск от этой интеграции всячески дистанцируется. Так вот, следует напомнить, что интеграция — это в первую очередь наш, белорусский, интерес. Потому что именно белорусы инициировали эти процессы в середине 90-х годов, это даже закреплено у нас референдумом. Речь про Союзное государство. Если же мы берем интеграцию в рамках ЕАЭС, то снова Беларусь выступала в качестве одной из стран-основательниц данного интеграционного образования. И сегодня осуществляет председательство в нем.

Если не анализировать сплетни разного рода, а оценивать документы и предложения, которые поступали с белорусской стороны в разные годы, то сразу видно, на чем всегда настаивала Беларусь: на создании единых рынков, единых правил и равных условий хозяйствования. А также на усилении полномочий Евразийской экономической комиссии и создании наднациональных органов арбитража — чтобы, если те или иные национальные государства нарушают ранее заключенные договоренности, были возможности воздействия на них, возможность вернуть их в правовое поле. Об этом говорила Беларусь, и это как раз и является нашими интеграционными предложениями.

Я неоднократно принимал участие в заседаниях Экспертного совета при председателе Евразийской экономической комиссии, и могу сказать, что некоторые государства, особенно наш основной партнер и стержневое государство ЕАЭС, имеющее самый большой рынок — Российская Федерация и ее правительство, — фактически постоянно торпедирует ранее заключенные договоренности. Это связано с тем, что отдельным коммерческим субъектам невыгодна равная конкуренция, они могут конкурировать на своем рынке в основном с помощью административных барьеров или собственных лоббистских возможностей. Стратегически, на уровне высшего руководства, Россия за интеграцию и развивает ее. А тактически, на локальном уровне, разного рода чиновники всячески вставляют палки в колеса. В итоге мы так и не можем приблизиться к созданию единых рынков и обеспечению тех самых четырех свобод: движения товаров, людей, услуг и капиталов.

За всем этим очень внимательно наблюдают другие страны, которые потенциально могли бы присоединиться к нашему союзу (тот же Узбекистан), но понимают, что в этом сегодня нет совершенно никакого смысла.

Поэтому белорусское председательство — это, может быть, последняя надежда вывести евразийскую интеграцию из плоскости риторики, политических заявлений, сделать ее реально работающим экономическим союзом, в котором выиграем мы все.

И, как мне кажется, именно это и пытался донести Глава государства. Потому что уж кто-кто, а Александр Лукашенко точно является поборником восстановления политэкономического единства постсоветского пространства.


Кирилл Коктыш, доцент Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России:

— К сожалению, и в рамках Союзного государства, и в рамках Евразийского экономического союза мы столкнулись с проблемой, когда прежняя повестка дня себя исчерпала, а новая еще не сформулирована.

И в этом плане крайне важно сейчас генерировать новые идеи и новые планы: что мы собираемся делать совместно, какие смыслы эти союзы будут реализовывать?

Такие смыслы могут и должны быть найдены. С тем чтобы ЕАЭС и Союзное государство превратились в производящую силу, чтобы прошла в них цифровизация промышленности, чтобы они реализовались как промышленные центры. Именно такие задачи и нужно ставить. Ведь без этого мы получаем — и Александр Лукашенко совершенно прав — только «бухгалтерию». Но всегда нужно понимать: а что мы имеем общее, какую цель мы реализуем за счет этих средств? Без таких смыслов, которые Беларусь, пользуясь своим правом председательства в ЕЭК, обязательно должна проталкивать на повестку дня, дело будет двигаться ни шатко ни валко. Превратить Евразийский союз в интересное и выгодное для всех объединение — наверное, это возможно. Если Минск начнет такие предложения генерировать, есть шанс, что все их услышат.

osipov@sb.by

konon@sb.by


Фото: БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter