Эксперт — о тонкостях инклюзивного обучения в Беларуси

Инклюзия — запрет на ограничения


Понять и принять человека таким, какой он есть, протянуть руку помощи, поддержать, научить — для этого порой не нужны колоссальные финансовые средства. Важно желание. В Беларуси выстроена четкая, слаженная система для реализации программы инклюзивного обучения. И результат оправдывает усилия.

Несколько слов о работе Регионального ресурсного центра инклюзивного образования, созданного год назад на базе нашего университета. Заключены договоры и дорожные карты с учреждениями специального образования. В перечне наиболее масштабных мероприятий — обучающие семинары, тренинги, практикумы, мастер-классы, концерты, круглые столы, конференции, посвященные вопросам психолого-педагогического сопровождения людей любых нозологических групп нарушений, формирования толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.

Очень важно научить педагогов, воспитателей, родителей правильно расставлять акценты в общении, обучении таких мальчиков и девочек. Изучаем на конкретных примерах, предлагаем новаторские идеи. В направлении инклюзивного образования университет работает не один десяток лет, накоплен колоссальный опыт, который передаем другим.

Причем само понятие «инклюзия» не ограничено вопросами социализации, адаптации людей с особенностями психофизического развития. Это только вершина айсберга, привлекающая внимание своей новизной. Основная часть проблем скрыта под маской привычного, обыденного, их нужно изучать и решать. Например, работа с детьми, обладающими феноменом двойной исключительности.

Поясню, что это такое. Современная действительность, в которой, вернее, которая формирует поколение цифры, требует особых навыков и подходов к образовательному процессу одаренных и талантливых людей. Тех, кто без труда решает серьезные задачи фундаментальной области науки или превосходно исполняет сложные партитуры. Именно эти категории должны находиться в зоне пристального внимания.

В основе инклюзивного образования — идеология, исключающая любую дискриминацию. Задача — обеспечить равное отношение ко всем, причем создать комфортные условия для имеющих особые образовательные потребности. В этот список необходимо включить и одаренных ребят, обладающих феноменальными знаниями, умениями и в то же время испытывающих сложности в общении со сверстниками. Им неинтересно изучать школьную программу, они, выражая протест, несогласие, готовы порой на крайние меры. Например, затеять драку или, наоборот, спрятаться в мире своих фантазий, грез, стать безынициативными, поддаться депрессии.

Важно помнить и другое: признаки одаренности, проявляющиеся в раннем возрасте, могут постепенно исчезнуть. В детской психологии есть термин «затухание одаренности». Причины разные, но чаще всего это происходит, если такому ребенку не нравятся условия обучения, воспитания. Разрешить проблемную ситуацию может лишь грамотное поведение педагогов, родителей.

Есть и еще одна категория одаренных детей, которые имеют и способности, и особенности поведения, восприятия, переработки информации. Многие ребята не могут быстро читать, соответственно, у них возникают трудности, когда необходимо работать с большим объемом информации. Например, у Эйнштейна не было угловой извилины в левом полушарии, которая соответствует центру речи, поэтому не мог быстро читать. Он бросил школу и уже позднее поступил в колледж, где были неформальные требования к ученикам.

Термин «двойная исключительность» как раз и применяется для описания одаренных детей с проблемами в обучении. Ребята нуждаются и в развитии одаренности, и в коррекции проблем обучения.
Все эти важные аспекты отражены в государственной политике нашей страны в сфере образования. Предусмотрена большая поддержка одаренных и талантливых учащихся, детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, имеющих особенности психофизического развития. Оказывается содействие им в получении основного и дополнительного образования.
Огромные перспективы видим в изучении приоритетов дальнейшего развития инклюзивного образования и в реализации проекта Союзного государства «Технопарк «Центр инклюзивного образования». Пока он в стадии разработки, принимаем в этом активное участие.

Главная его цель — создать в приграничных регионах Беларуси и России, в частности в Витебской и Псковской областях, единый инновационный инклюзивный научно-технический комплекс с полноценными условиями для получения ребятами с особыми индивидуальными потребностями и возможностями среднего, высшего и дополнительного образования. Отдельный вопрос — подготовка высококвалифицированных специалистов по организации и сопровождению инклюзивного образовательного процесса.

Благодаря разработке и внедрению инновационной инфраструктуры образование станет доступно для незащищенных слоев населения, будут развиваться новые компетенции человеческого потенциала регионов.

Валентина БОГАТЫРЕВА, ректор ВГУ имени П. М. Машерова.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter