Репортер «СОЮЗа» своими глазами увидела, как делают знаменитые могилевские лифты

Идут на подъем

В особой презентации могилевские лифты, наверное, не нуждаются. Их надежность проверена временем и жителями многоэтажек не только в Беларуси, но и в России. Более 80 процентов производимой продукции ОАО «Могилевлифт­маш» идет на экспорт. Основной рынок сбыта — Российская Федерация, куда в прошлом году отгрузили 9000 подъемников. Продукцию могилевчан знают от Калининграда до Владивостока. После введения санкций завод сумел быстро перестроить логистику, выработав четкую модель развития: только гибкость и мобильность позволяют двигаться вперед и… вверх. Нынешние и потенциальные возможности предприятия, в том числе и в работе на российском рынке, оценила на месте, в производственных цехах, наш корреспондент.

Курс на обновление «Могилевлифтмаш» взял еще на старте нулевых.

Сразу охватить все взглядом невозможно. Каждый лифт — это несколько тысяч деталей. И кабина, кстати, — не самый трудоемкий и технологичный узел. Сложнее изготовить лебедку и систему управления — «мозг» и «сердце» лифта, как называют их сами лифтостроители. И здесь были необходимы импортные комплектующие, выпуск которых пришлось налаживать своими силами. Как вышли из ситуации, рассказывает генеральный директор ОАО «Могилевлифтмаш» Сергей Чертков:

— Начали работать над диверсификацией, смотреть, что из комплектующих можно производить у себя. Несмотря на некоторые заявления о том, что лифтовая отрасль не справится с поставленными задачами в связи с уходом с рынка западных производителей, наше предприятие преодолело все трудности, возникшие на первоначальном этапе. Да, ранее производители лифтового оборудования Союзного государства в разной степени зависели от поставок импортных деталей. У нас такая зависимость была минимальной, ведь предприятие — полного жизненного цикла. Сырье и комплектующие, которые приобретались в западных странах, в максимально возможные сроки были замещены собственными. Так, например, новая разработка востребованной в настоящее время безредукторной лебедки, которая используется в том числе и при производстве высокоскоростных лифтов, уже запущена в серийное производство.

История предприятия начинается в 1966 году, когда в Советском Союзе стали активно строить многоэтажные дома, которые необходимо было оборудовать лифтами. И если в начале 1990‑х изготавливалось только две модели, практически не отличающиеся друг от друга, то сегодня в широкой номенклатуре предприятия их более 180: грузовые, панорамные, больничные, коттеджные…

Январь 1973 года. Такие подъемники могилевский завод выпускал 50 лет назад.
LIFTMACH.BY

Работать гибко, выпускать товары под заказ позволяет современное оборудование. Курс на обновление «Могилевлифтмаш» взял еще на старте нулевых, внедряя в том числе и новейшие технологии. Была, например, полностью заменена линия покраски. Усовершенствовали и механическую часть производственного процесса, установив мощные современные машины. На одной из таких оператором станка ЧПУ работает Игорь Глинкин. Парень отучился в Могилевском государственном политехническом колледже, по распределению попал на лифтовый. Глинкина поставили на ответственный технологический этап в производстве — обработку корпуса лебедки. В цехе все контролирует компьютер, нужно лишь правильно выставить настройки на пульте управления.

— К нам детали поступают из литейного цеха. Корпус лебедки надо отшлифовать, чтобы отдать деталь для дальнейшего производственного цикла, — объясняет сложный процесс Игорь. — В машинах такого типа разбираюсь, к тому же отучился на заочном отделении Белорусско-Российского университета на инженера. Во время учебы было много практики, изучали принцип работы подобного оборудования. Стал лучше разбираться в узлах станка, гидравлике, механике, программах.

Эксклюзив в деталях

В механосборочном цехе изготавливают детали для редуктора, другие элементы будущих лифтов. Больше 30 лет здесь работает токарь и оператор станков ЧПУ Вячеслав Мартыненко. Хорошо помнит, как развивался завод:

— Мне было 16 лет, когда попал на предприятие. В то время здесь работал мой отец. Начинал с того, что сколачивал тару для готовых изделий. А после армии попал с механосборочный цех. За столько лет работы застал разные этапы модернизации, появлялось современное оборудование. Ушло много элементов ручного труда. А это не только комфорт, но и качество самой продукции. Раньше как? Один сверлит, второй растачивает. Могли быть нестыковки. Теперь резку выполняют лазеры, детали штампуют станки.

Современный лифт — это несколько тысяч деталей.

Вячеслав изготавливает щиты для редуктора, шестерни, подшипники скольжения — одни из самых важных элементов редуктора. Они отвечают за бесшумный ход кабины. А вот сама кабина начинается с рулонов металла. Они раскручиваются, нарезаются под нужные параметры на заготовительные листы. Каждый день — детали разной величины, исходя заказов. Пробивка, лазерная резка — все сложные процессы выполняют машины. За операторами — контроль. Финальный этап — сборка в тару. Заказчику лифты поступают, как конструктор лего, в разобранном виде.

Раньше на «Могилевлифтмаше» выпускали подъемники, которые двигались со скоростью 1,6 метра в секунду, сейчас она увеличена до 2,5 метра в секунду. Новая разработка предназначена для использования при строительстве высотных зданий — до 45 этажей. Грузоподъемность этой линейки составляет 1400 килограммов. В выставочном павильоне предприятия самые последние разработки: панорамные лифты для торговых центров, кабины с декоративными панелями в космическом стиле. Такой образец доставляет пассажиров с этажа на этаж в Могилевской областной детской больнице. По соседству — эксклюзивный вариант с декором из натурального камня. Конструкторы могут воплотить самые необычные решения заказчиков. К примеру, лифты для коттеджей, которые отличает компактность. Могилевские лифты курсируют в здании Верховного Суда Беларуси и Мирском замке, в здании Санкт-Петербургского горного университета и на Ингури ГЭС в Грузии. Для успешной деятельности на рынке России «Могилевлифтмаш» создает и развивает совместные сборочные предприятия. К примеру, основные такие производства — в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.


На проходной на информационном табло — до плана нужно изготовить 153 лифта. К слову, в месяц на отгрузку идет около 1300 готовых подъемников. Несмотря на трудности, предприятие чувствует себя на рынке уверенно. Об этом говорят и объемы производства: за январь-август 2023 года изготовлено почти 9000 лифтов и платформ.

Говоря о перспективах, Сергей Чертков называет ориентиры для роста:

— Санкции, как ни странно, открыли для нас новые возможности. Иностранные предприятия, которые решили уйти с рынка, освобождают ниши, и мы их активно занимаем. Но конкуренция по-прежнему жесткая. Значит, нужно постоянно развиваться. Именно поэтому активно включились в производство парковок нового класса. Это возможность не только заявить о себе, но и занять свою нишу на рынке с таким продуктом. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск уже заинтересовались новинкой. Летом к нам приезжали российские губернаторы — их впечатлили наши разработки. Надеемся, вскоре будут новые заказы.

КСТАТИ

700 лифтов в год для рынка Казахстана — с таким бизнес-проектом вернулись могилевские лифтостроители с недавней международной промышленной выставки «Иннопром. Казахстан».

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter