Что ожидает молодых педагогов в сельских школах Гомельской области на их первом рабочем месте

И снова Рассвет

Бывшие выпускники сельских школ готовятся к первому уроку. Но уже по другую сторону стола

Коллектив наставников небольшого сельского детского сада — школы в деревне Рассвет Октябрьского района только что пополнился еще одним молодым специалистом. Алина АЛЕХНО (на снимке) когда-то сама училась в этой школе, а чуть позже, будучи студенткой Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, проходила здесь практику. Вспоминает это время с особой теплотой: «В 10-м классе, где было всего 4 ученика, преподавала химию и биологию. Но мне кажется, что это неплохо. В таких небольших группах можно уделить больше внимания каждому ученику».


Родом молодой педагог из соседней деревни Моисеевка, где и сейчас базовая школа. А старшеклассников отсюда подвозили на автобусе в Рассвет. Еще в 10-м классе Алина сделала свой выбор, причем твердо решила: после вуза обязательно вернется на малую родину. В университет поступала по целевому направлению, а потому куда распределиться вопросов не возникало. И вот сейчас она учитель химии и биологии в Рассветовской школе. 

 Биологией увлеклась еще в детстве. Это ведь так интересно — изучать строение клеток, виды живых организмов. Мечтала стать преподавателем именно этого предмета. Мне повезло дважды — и вернулась в свою школу, и с коллегами нашла общий язык: коллектив сплоченный и все как одна семья. Меня сразу приняли, могу обратиться и к опытным наставникам по любому вопросу, и к нашему директору Оксане Геннадьевне Галчинской. 

Алина считает, что возможность реализовать себя, если любишь свое дело, есть везде и в сельской школе можно получить уникальный опыт:

— Еще на практике увидела, как много в глубинке талантливых ребят. Главное — помочь им раскрыться. Окрыляет их интерес к знаниям и желание узнать что-то новое. 

Директор Рассветовской школы Оксана Галчинская, которая в системе образования четверть века, довольна, что бывшая выпускница вернулась в родную школу уже педагогом. 

— Алина и практиканткой себя очень хорошо зарекомендовала, — рассказывает Оксана Геннадьевна. — Молодой педагог подает большие надежды, у нее есть потенциал. А потому нагружать ее будем уже с сентября. У нас есть музей «Спадчына», у которого три направления: «Беларуская хатка», «Природа» и «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны». И Алина Валерьевна будет, помимо предметов, еще вести факультативы по эковоспитанию. Много лет проработав в сельской школе, могу сказать, что педагог — это призвание или даже образ жизни. Однако работа должна строиться не на одном лишь энтузиазме, поэтому молодым специалистам уделяем повышенное внимание. Это и ежемесячные доплаты, и премирование за успехи, и создание максимально комфортных условий. В целом коллектив поддерживает их и словом, и делом. 

Кстати, жилищный вопрос перед Алиной Алехно не стоял: 

— Живу с родителями в Моисеевке. Планирую ездить на работу и обратно с ребятами на школьном автобусе. Кроме того, буду отвечать за подвоз учеников. Уже сейчас понимаю: любовь к профессии, поддержка опытных коллег помогут справиться с любыми трудностями.

МОЛОДОЙ педагог-дефектолог Анастасия Лапатина после окончания Мозырского педуниверситета прибыла на свое первое рабочее место в Стреличевский ясли-сад Хойникского района еще 14 августа. Практику проходила в школах Мозырского района, но знала, что после окончания вуза вернется в родной агрогородок Стреличево. Анастасия уже приступила к работе:

— Коллектив принял очень хорошо. Ну а лично для меня очень важно жить и работать на родной земле.

Из Могилевской области в Кормянский район после окончания Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины прибыли 2 молодых специалиста — Ангелина Андрейковец и Кристина Авдеева. Кристина сразу попросилась в сельскую школу. Она единственный учитель немецкого языка в самой крупной школе района — Хизовской. Здесь учится 120 ребят из 11 близлежащих деревень. Сейчас молодой педагог с энтузиазмом обустраивает кабинет немецкого языка ко Дню знаний. А первым рабочим местом Ангелины стала гимназия в горпоселке Корма, где будет преподавать белорусский язык и литературу. К слову, в этом и прошлом году Ангелина помогала убирать хлеб родному хозяйству ОАО «Говяды-Агро» Шкловского района. 

В общей сложности в Гомельской области 842 молодых специалиста в этом году переступят порог учреждений образования. Больше всего их поступило в Жлобинский, Гомельский, Речицкий и Рогачевский районы. Процент закрепления молодых специалистов, тех, кто остается трудиться на месте обязательной отработки, варьируется. Есть районы, где этот показатель больше 60 процентов, а в некоторых — почти 95. Больше половины из них остаются — уже неплохо. Один из важных пунктов закрепления в сельских школах — возможность быстрого карьерного роста. Есть примеры, когда директорами школы становятся едва ли не сразу после статуса молодого специалиста.

Особенность Гомельщины — районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому молодым специалистам, приступившим к работе в школах и детсадах в зонах с правом на отселение, полагается единовременная выплата в 200 базовых величин (5100 рублей) при заключении контракта на 5 лет, а для парней еще и отсрочка от армии на весь период работы.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Жанна ЖДАНОВИЧ, заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома:

— Для молодых специалистов предусмотрены бонусы: ежемесячные надбавки к зарплате от 10 до 50 процентов, частичная компенсация затрат на аренду жилья и проезд, оказание материальной помощи. Кстати, 158 учителей в этом году получили образование на условиях целевой подготовки. Многие возвращаются в родные школы учить следующие поколения земляков, а это важно с точки зрения закрепления. Стоит говорить не только о целевой подготовке. В сельских школах учителя знают, куда поступают их ученики. Если они идут на педагогические специальности, школы ориентируются на своих выпускников, предлагают им пройти практику, а нередко предоставляют и место работы. 

vakulich@sb.by

Фото Натальи ЕВЕНКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter