Как справляются с трудностями уборочной помощницы комбайнеров

Говорят, не женское дело?

Сегодня уже не редкость увидеть на посту помощника комбайнера представительницу прекрасной половины человечества. И, как показывает практика, половины отнюдь не слабой и способной развенчать гендерные стереотипы. В этом убедились наши корреспонденты.

Смешанные экипажи КСУП «Дзержинский-агро»: Татьяна и Андрей Бухмиллер, Наталья и Владимир Горбач, Вячеслав Ильковец с дочкой Алиной.

Поля вместо степей

В ­КСУП «Дзержинский-агро» из-за погоды приступили к уборочной позже, чем в прошлом году, текущие результаты оценивают сдержанно, но положительно. Убран 51 процент площадей, намолочено 4160 тонн зерна. Средняя урожайность пока составляет 37 центнеров с гектара. За увеличение этих показателей плечом к плечу борются и мужчины, и женщины.

У помощницы комбайнера Татьяны Бухмиллер этот сезон третий в одной кабине с любимым мужем Андреем. Вместе они уже не одно десятилетие, пережили многое. 12 лет назад этнические немцы из Казахстана решили кардинально поменять свою жизнь и переехали в Беларусь. Татьяна объясняет:
— Перебрались потому, что в Беларуси жить лучше. Есть хорошая работа, стабильная зарплата, красивая природа. Дети выросли фактически здесь, создали свои семьи и теперь назад не хотят ехать ни при каких условиях.
 Переехали поближе к родственникам в агрогородок Ровенская Слобода, где Андрея, комбайнера с 18-летним стажем, отмеченного за свой труд многими наградами, тут же взяли в местное хозяйство. Татьяна работала в школе, а потом тоже устроилась в «Дзержинский-агро».





— Три года назад муж предложил мне попробовать себя в роли помощника — прибавка к семейному бюджету хорошая, да и мы с супругом уже многие годы как хорошо сработанный экипаж. Я научилась и в ключах разбираться, чтобы вовремя подать мужу нужный, и комбайн чистить. Первое время было страшно, а сейчас привыкла.

Супруги действительно сработались. В прошлом году стали тысячниками — их чествовали на областных «Дажынках», домой уехали с кучей подарков. Планы и на этот сезон большие. Не могу не спросить:

— Вы живете вместе, работаете вместе, причем в маленьком замкнутом пространстве… Не спорите, не ссоритесь?

Татьяна и Андрей только улыбаются в ответ:

— Нет, нам делить нечего, у нас все общее.


«С женщиной веселее!»

Совершенно не страдают от совместной работы и семейные отношения Натальи и Владимира Горбач. В одном комбайне они работают первый сезон, а в одном хозяйстве — с 2009 года. Ветврач Наталья попала сюда по распределению.

— Хозяйство нас и свело. Здесь, можно сказать, не только хлеб родится, но и семьи! В этом году муж предложил поработать с ним на уборочной. У нас есть секрет успешной совместной работы: днем он начальник, а вечером дома — я, — смеется Наталья. — Не понимаю, как можно по неделе не разговаривать. Мы друг на друга посмотрим, улыбнемся — и никакой ссоры уже не помним.

Утро у четы Горбач начинается одинаково рано, только Владимир отправляется на мехдвор, а Наталья становится к плите — готовить для двоих детей, за которыми пока присматривает ее мама. А сами супруги питаются в поле: хозяйство кормит дважды в день.

— Суп, котлеты, курица, гуляш, макароны, картошка, чай, булочки — девчата в столовой хорошо готовят. Я бы вкуснее не сделала! Воду хозяйство привозит холодненькую, внутри кабины маленький холодильник и кондиционер. Так что жару переносим нормально.

До этого сезона Наталья к комбайну не подходила и близко, а сейчас уверенно проводит для нас ликбез:

— Колосья проходят через жатку, потом через барабан на грохот, решето, зерно попадает в бункер, а солома остается сзади. Кроме помощи в ремонте и чистке, я хожу по полю и смотрю, чтобы потерь не было. К нагрузкам привыкла — у ветеринаров тоже и график ненормированный, и работа нелегкая.

У Владимира уже есть опыт работы с помощницей-женщиной.

— В прошлом сезоне с нашей кумой, она воспитательница, в одной кабине сидел. Разницы между мужчиной-помощником или женщиной особой нет, все на дело заточены. А вот по общению — с женщиной как-то веселее!

Родные и знакомые семьи Горбач на смену работы Натальи отреагировали спокойно.

— Мы на селе к любой работе нормально относимся. Говорят, не женское дело? Так это смотря какая женщина! Кому-то тяжело, бывает, что и не каждый мужчина справится. А вот наш 11-летний сын уже считает дни, когда ему разрешат быть помощником: «Я тоже хочу с папой ездить!»


Маникюр: испытание уборочной

Алина, красивая миниатюрная 17-летняя девушка, дочка механизатора Вячеслава Ильковца, тоже трудится помощником комбайнера. Для нее это первая жатва, для отца — девятнадцатая.

Вячеслав говорит, что такая совместная работа — хороший воспитательный момент:

— У нас в семье уже стало традицией работать с отцом в одном экипаже. Старшие сыновья прошли через это. Константин и Эдуард с 17 лет, как и Алина, начинали. Если не научишь работать с детства, потом не заставишь. А так я сразу показал детям, что такое труд, причем труд не из легких.

Алина окончила школу, но с профессией еще не определилась: одинаково привлекает и работа с детьми, и отрасль красоты. А пока есть время, решила помочь отцу.

— Конечно, я знала, что работать в сельском хозяйстве очень непросто, но, когда папа позвал, решила попробовать. Моя задача — убрать, помочь, подать. И делать все, что скажет папа. А он руководитель нестрогий, но четкий. Голос ему повышать не требуется — достаточно посмотреть отцовским взглядом. Гайки уже крутила. Папа показал — я повторила, силы хватает.

Подружки, делится Алина, узнав, где она работает, распахивают от удивления глаза: «На комбайне?!» Девушка в ответ только пожимает плечами: «Ну и что тут такого? Просто большая красная машина». Недоумение окружающих где-то объяснимо: рядом с мощным механизмом нелегко представить красивую блондинку с хорошим маникюром. Алина смеется:

— Мастер у меня неплохой. Сделала фото до, потом сделаю после уборочной. Посмотрим, выдержит ли маникюр тяготы полевого труда!

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter