Бывший военный создал в деревне под Слуцком уникальный музей в память о малой родине

«Главное — есть кому передать»

Тюмень, Дальний Восток, бескрайние монгольские степи, пустыня Гоби… Подполковника в отставке Леонида Гапановича родом из Безверховичей Слуцкого района судьба поносила по миру. А в итоге вернула на малую родину, где энтузиаст создал уникальный музей, в котором благодаря сарафанному радио побывали уже тысячи гостей — в том числе иностранцы и журналисты.


Вышедший нас встречать хозяин дома мне напомнил коласовского дядьку Антося. И не только образом в льняном крестьянском строе XIX века, соломенной шляпе, но и располагающей открытостью, простотой, юмором, самоиронией — всем тем, за что мы полюбили одного из самых ярких народных героев белорусской классики.

— А по жизни я Плюшкин, посколько с детства любил все собирать, — шутит экскурсовод. — Сначала были фантики, затем монетами увлекся…

Леонид Александрович окончил местную восьмилетку, а после средней школы в соседней деревне Селище решил связать жизнь с армией. Для поступления в Калининградское военно-авиационное училище не хватило баллов, а вот в Тюмени его приняли. Помотавшись по просторам СССР, в 1986‑м офицера Гапановича направили в Слуцк, в учебную дорожно-строительную бригаду командиром роты. Тогда и стал интересоваться оставшимся от предков наследием: фотографиями, документами, грамотами и тем, что многим кажется отслужившим свое хламом.


Все связанное с жизнью земляков былых поколений находило живой отклик у Леонида Александровича. Друзья и знакомые, узнав о таком хобби, дарили находки с дедовских чердаков и из бабушкиных сундуков. Любопытные вещи коллекционер покупал на рынках, а кто-то сам приносил тот или иной семейный артефакт. Например, родственники из Крупок выслали расписной головной платок с полуторавековой историей.
Когда вся веранда на даче была заставлена, Леонид Александрович построил во дворе для своих сокровищ отдельное помещение. Так в Безверховичах, вроде как ничем не примечательной пригородной деревне, семь лет назад появилась своя достопримечательность — музей Елизаветы:

— Назвал в честь одной из моих внучек, — объясняет экскурсовод. — Еще у меня есть библиотека Софии и пруд Мишуткин. А внуков у меня семеро — будут здесь отдыхать и деда вспоминать.


В первой комнате, которая погружает в атмосферу XIX — начала XX века, знакомимся с предметами домашнего обихода, орудиями труда, ремесел.

— А вот в этой деревянной коляске на рессорах, которая в два раза старше меня, катал по деревне внучку, — обращает внимание на экспонат собеседник. — Один сельчанин ее нашел на чердаке. Вещь по тем временам дорогущая. Видимо, семья была зажиточной. Как и та, что владела этим троном (показывает на старинный, резной, с высокой спинкой стул). Один из гостей, коллекционер, заверял, что это самый ценный экспонат — в его ножках раньше многие хозяева делали тайники и прятали там золотую заначку.

Следующая комната «Дедовский куток» — летопись родной деревни. Тут и фото выпускников местной школы, и альбомы, и грамоты, и удостоверения, и старые публикации в районке, много семейных реликвий Гапановичей. И дня не хватит, чтобы все пересмотреть. В третьей комнате определенно понравится любителям военной истории, музыки и техники — можно бесконечно рассматривать старые инструменты, патефоны, радиоприемники, кинопроекторы, фотоаппараты…


В книге отзывов музея более полутора тысяч записей с фото. И здесь у хозяина есть свой ритуал: запечатлеть на камеру каждого гостя. Тех, кто возвращается, ждет распечатанный снимок на память.
Леонид Александрович всегда готов предоставить экспонаты работникам культуры для различных мероприятий. Предлагали ему оформить музей официально, и даже включить в туристический маршрут, но пенсионер не видит в этом необходимости. Тем более продолжает работать в военной части мастером производственного обучения. И многие из его подопечных тут тоже побывали.


У музея Елизаветы нет определенных дней и часов работы. Гапанович готов каждому гостю уделить время, даже тем, кто приходит без предупреждения:

— А если какой завал, даю возможность самим походить. Да и не только посмотреть, можно что-то примерить, сфотографироваться. И даже включить патефон или чай попить из старого самовара.

Во время нашего визита пожаловала в музей детвора. Они заодно решили заглянуть в мини-библиотеку. Под эти цели изобретательный Леонид Александрович приспособил списанный газетный киоск, за который рассчитался металлоломом. В библиотеке Софии — самообслуживание. Если хозяина дома нет, то можно воспользоваться ключом, который он оставляет соседке. Народная тропа к даче добродушного Гапановича не зарастает никогда. И даже те, кого случайно занесло в эти края, останавливаются сделать фото у желтого домика с барельефами Маркса и Энгельса и двухметровой статуей Ленина.


— Это ведь тоже часть нашей истории, — говорит подполковник в отставке. — К слову, гости любят с ним фотографироваться.

Леонид Александрович задумывается о том, чтобы пойти на заслуженный отдых и больше времени проводить на даче в родительском доме:

— Тогда можно будет и живность какую завести, если жена позволит, — рассуждает он. — Иногда вторая половина не очень довольна тратами из семейного бюджета на экспонаты, но без этого хобби я уже себя не представляю.
Счастлив, что дети, двое из которых военные, понимают, поддерживают, сами интересуются историей. Может, еще и внуков сагитирую присмотреться к профессии защитника Родины. Главное, что есть кому передать свой скарб. И значение всех этих старых вещей не в их стоимости, а в том, что они не дают забыть, кто мы и откуда.

Не случайно дедовский музейный уголок венчают строчки Василя Витки:

Ёсць на зямлі такі куток,

З якім навек я злучаны,

Адкуль ступіў свой першы крок,

Мая радзіма — Случчына.

zakharov@sb.by









Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter