Формула любви к жизни

В поисках понятных ответов люди нередко идут в храм, надеясь найти там помощь и утешение.
В поисках понятных ответов люди нередко идут в храм, надеясь найти там помощь и утешение. Однако и сама Церковь в современном мире переживает трудные времена. Ей, как организму живому, развивающемуся, свойственно бороться с кризисами, терпеть поражения и пожинать плоды успеха...

Чем же сегодня озабочена самая многочисленная в стране конфессия - православие? Наша встреча - с главой Белорусской православной церкви, митрополитом Минским и Слуцким Филаретом.

- Ваше Высокопреосвященство! В выступлениях деятелей Церкви постоянно слышится тревога по поводу состояния человеческих душ. Что особенно остро волнует Вас как православного архипастыря, богослова и просто неравнодушного человека в морально-нравственной ситуации в обществе?

- Да, такое беспокойство, действительно, имеет место. Мы, а я имею в виду не только лидеров христианской Церкви, но и представителей других религиозных общин, обеспокоены духовным состоянием современного мира. Прежде всего, у нас общее волнение из-за пересмотра веками устоявшихся нравственных основ человеческого бытия, в первую очередь в отношениях мужчины и женщины, во взгляде на брак как основу общества, залог стабильности в нем.

По учению Церкви, союз мужчины и женщины, составленный добровольно, без принуждения, вечен. Он не подлежит разрыву, прекращению, особенно когда благословлен Церковью. В Ветхом Завете расторжение брака, измена супругов рассматривались как грех пред Богом, как беззаконие. Сегодня, когда понятие семьи выходит из нашей жизни, а в обиход вступают "партнерские отношения" между мужчиной и женщиной, это становится признаком духовно-нравственной катастрофы. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает", - гласит Евангелие (Мф. 19: 6).

Я уж не говорю о других аномалиях, например, проявлении нездоровых, болезненных симпатий людей одного пола друг к другу, что также понимается Библией как грех. За него были наказаны города Содом и Гоморра, где процветало это беззаконие. Теперь же подобные извращения становятся в общий ряд с правами свободного выражения личности. Это - болезнь, которую надо лечить, но вместо того ее пропагандируют. Такой взгляд проник даже в западные протестантские церкви, где сейчас под давлением общей распущенности нравов происходят ненормальные церковные бракосочетания. Наша забота - вернуть в сознание людей библейский смысл жизни человека на Земле. Людям сегодня как никогда нужны те десять заповедей, которые Господь передал через Моисея и о чем повествуется в Ветхом Завете.

Настораживает подчас непринципиальное отношение к возникшей проблеме в школах, где вводятся программы "полового воспитания" детей, развращающие, на наш взгляд, молодое поколение. Параллельно нам навязываются разные "философские системы", бесплатные методические разработки, различного рода лектории. С нашей точки зрения, это метод разрушения жизни славян, общего христианского православного мировоззрения, то есть тех качеств, которые всегда отличали наши народы: совестливость и чистота нравов.

- Какие же ваши предложения?

- Мы просим допустить Церковь в детские сады и начальные классы школы, когда человек и гражданин только начинает созревать, чтобы иметь возможность прививать малышам соответствующие нормы жизни. Люди ныне образованные, развитые, и в этом, как ни печально, кроется немало опасностей...

Пусть сначала наше участие в процессе воспитания будет экспериментальным, чтобы все убедились в его пользе. Мне известно, что в подобном эксперименте заинтересованы многие родители. Да и государство тоже, потому что оно видит те тупики, в которые может забрести общество, беспринципное в морально-нравственном отношении. Однако среднее звено государственных учреждений все еще твердо стоит на своих прежних секулярных позициях. Тем временем нарастают молодежная преступность, наркомания и алкоголизм, распутный образ жизни. Порок продолжает выдаваться за добродетель, зло - за добро, позор - за честь. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть вечернюю программу телевидения.

Некоторые видят выход из положения и даже в каком-то смысле панацею от всех бед в том, чтобы повсеместно в светских учебных заведениях ввести предмет "Закон Божий". Думаю, это заблуждение. Любую проблему нужно решать комплексно и постепенно, осмотрительно.

Православная церковь на данном этапе пока еще не готова в полной мере обеспечить нужными кадрами учебные заведения. Вот и может получиться последнее горше первого. Не лучше ли начать с очищения кино-, аудио- и видеорынка от пошлости и грязи, ввести нравственный контроль за телевизионными и радиопрограммами, быть внимательными к содержанию отечественных и зарубежных печатных изданий. Думаю, если государство хочет иметь будущее, без этих первоначальных мер ему не обойтись. Затем необходимо облагородить школьную программу, особенно по гуманитарным дисциплинам: языку и литературе, музыке, изобразительному искусству, истории... Особенно если иметь в виду наше устремление к европейской культуре и процессам интеграции.

- Сейчас в стране активно идет строительство православных храмов, учреждаются новые приходы, организуются братства и сестричества. Как в связи с этим складываются отношения со светской властью?

- У нас складываются, слава Богу, нормальные отношения и с государственными, правительственными структурами, и с местной властью. Не без сложности, не без напряженности, но вопросы решаются: регистрируются новые православные общины, выделяются участки земли для строительства храмов, передаются помещения, которые мы приспосабливаем под нужды приходской жизни.

Православное церковное строительство совершается без горячки, мы не ускоряем процесс искусственно, ибо он должен быть естественным. Когда к нам обращаются люди с просьбой зарегистрировать православную общину, открыть храм, дать священника, всегда призываем их к реальности: а сможет ли ваша община, особенно если она находится в небольшой деревеньке, построить или отреставрировать храм, содержать священника? Ведь многие думают, обратись они в епархиальный центр и получи благословение, - и все будет делаться само собой. Ничего подобного! Епархиальное управление руководит процессом церковного устроения, подсказывает, как надо вести приходские дела. Но чтобы привести в порядок бывший в запустении храм или же возвести новый, даже чтобы переоборудовать какое-то помещение, требуются значительные средства. А экономическое положение общества сейчас очень непростое.

И все же, несмотря на трудности, у нас реализуются некоторые очень интересные и перспективные проекты. Например, возведение Дома милосердия в Минске, которым заинтересовались и в России, и в Украине. Так что духовное строительство совершается и приносит плоды.

- Удовлетворены ли Вы тем, как процессы религиозной жизни страны отражаются в белорусском законодательстве?

- Действующий Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" был принят в декабре 1992 года, когда мы еще не имели представления о таком явлении, как современное сектантство в его подлинном обличье. Многим тогда казалось, что оно не представит большой общественной опасности.

К сожалению, получилось иначе. Сегодня последователями неокультов становятся в первую очередь молодые люди, находящиеся в состоянии духовного поиска. В условиях прерванности нашей духовной традиции, религиозной неграмотности, а также повышенного интереса современного человека к неизведанным "знаниям", ощущениям и приключениям это приводит его в итоге в какое-нибудь экзотическое сообщество.

Закон 1992 года уже не вполне учитывает реально сложившуюся в обществе ситуацию. Он, с нашей точки зрения, уступает европейскому законодательству, особенно в деле защиты и сохранения духовного и культурного наследия народа. Если в европейских государствах существует понятие традиционной религии, церкви большинства либо даже государственной церкви, то в отечественном законодательстве бытует недифференцированный подход к вероисповеданиям.

Закон 1992 года не отражает изменений, произошедших в Конституции в 1996 году. Поэтому логичным явилось начало нового обсуждения проекта закона осенью минувшего года.

Законопроект содержит преамбулу, в которой констатируется роль пяти традиционных религий в истории и культуре Беларуси. Не в последнюю очередь это явилось причиной неудовольствия со стороны новых религиозных движений, появившихся у нас за последние 10 - 15 лет. Но чего им бояться, если в их деятельности нет ничего противозаконного? А тот факт, что они создают атмосферу нервозности вокруг нового законопроекта, наводит на мысль о том, что стремление к религиозному миру не простирается далее заявлений и деклараций.

В целом законопроект не только не ущемляет прав верующих, но, напротив, дает достаточные возможности для исповедания веры гражданами. При этом предполагается больше гарантий духовной безопасности детей, защиты от вторжения в личную жизнь граждан со стороны ряда неокультов. По свидетельству специалистов, проект сможет значительно приблизить белорусское законодательство о религии к европейским нормам.

Все традиционные конфессии в целом положительно относятся к законопроекту и одобрили его, так же, как и клирики и миряне Православной церкви.

- Для новых храмов и приходов требуются кадры священников. Что происходит в этой сфере?

- Неплохо работают духовные семинария и академия в Жировичах. Но мы озабочены тем, чтобы наша высшая школа - академия - находилась в столице, где больше доступ к другим научным, общественным и учебным центрам, библиотекам.

Для будущего православного духовного центра имени святителя Кирилла Туровского в Минске уже переданы строения рядом с кафедральным собором.

- Духовный центр - самое большое строительство?..

- Я бы сказал, самое трудное строительство, потому что там мы имеем дело с историко-архитектурным наследием.

- А как вообще складываются дела с возвратом Церкви ее прежнего имущества - памятников архитектуры, истории и искусства?

- Нам вернули многое. Хотя, конечно, бывают разные ситуации... Но и они решаются, не без трудностей, но решаются. Здесь нет каких-то непреодолимых препятствий ни с той, ни с другой стороны. Мы тоже понимаем возникающие сложности, и потому, например, три года ждали, пока консерватория освободит дом при соборе. Терпеливо ждали уже после того, как было принято решение о передаче.

- Что Вы можете рассказать о внешних связях Белорусского Экзархата?

- Мы являемся Церковью Московского Патриархата, но Белорусский Экзархат имеет определенное самостоятельное положение, что зафиксировано в соответствующих документах. Я, естественно, докладываю о нашей деятельности Святейшему Патриарху, на какие-то мероприятия беру благословение, но в целом действуем самостоятельно. И среди католиков, и среди евангеликов Германии, да и в Соединенных Штатах Америки у нас очень много добрых хороших друзей.

- Празднование двухтысячелетия Рождества Христова вызвало религиозный подъем в мире. Имеет ли он своим следствием реальное сближение позиций православия и католицизма?

- События, последовавшие сразу же за торжествами, разворачивались таким образом, что искренние души не могли понять происходящее: только что отпраздновали Рождество Христово - 2000 лет! - а у церквей опять начинается соперничество. Причиной тому - новая наступательная политика Ватикана на православный Восток, отнюдь не братские решения и поступки, нежелание советоваться и согласовывать свои действия. Договорились ведь когда-то Константинопольский Патриарх и Римский папа о так называемом "диалоге любви Церквей-сестер". Но сейчас в лоне Ватикана появился специальный документ, в котором пересматривается само понятие "Церкви-сестры". А это - шаг назад от достигнутых соглашений. Я откровенно говорю нашим инославным гостям о своем несогласии с политикой Ватикана. Но мы не должны терять нормальных человеческих христианских отношений на нашем уровне православно-католического общения. И потому будем продолжать диалог с инославием.

- Нынче очень много говорят о религиозном фанатизме как источнике конфронтации во всем мире. Что Вы вкладываете в понятие "религиозный фанатизм"? Существует ли оно для Вас вообще?

- Конечно, существует. Все грешат им, и православные в том числе. А как различить фанатизм и здоровый энтузиазм? Порою это трудно определить, а порою все совершенно очевидно. Фанатизм - отсутствие любви, той любви, которая движет нашей жизнью, жизнью всего мира. "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", - гласит христианский закон (Мф. 7: 12).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter