"Формула-1". Гран-при России. Кто сказал, что в Сочи скучно?

Российский автодром в Олимпийском парке в Сочи частенько критикуют за якобы сложности с обгонами.  За то, что результат здесь можно прогнозировать, исходя из рейтинга пилотов. И что за всю 8-летнюю историю трассы победы здесь одерживала лишь команда "Мерседес".

Фото носит иллюстративный характер.

Отчасти из-за такого имиджа автодрома недавняя новость о переезде через год Гран-при "Формулы-1" на новую питерскую трассу была встречена многими без большого сожаления. Лично мое отношение к сочинской трассе  отличается от обобщенного мнения. И, по правде говоря, меня это известие сильно расстроило. Ладно бы еще Россия добилась проведения двух этапов в сезоне или хотя бы чередования трасс через год. А вот решение о том, что в следующем году город Сочи будет принимать Большие призы по нынешнему контракту в последний раз, на мой взгляд, больше политическое и конъюнктурное, чем обоснованное якобы скучными гонками.

Российский этап  в прошедшее воскресенье вновь выиграл представитель команды "Мерседес". Льюис Хэмилтон одержал свою 100-ю победу в карьере и 5-ю на этой трассе. Но по интриге и драматичности событий этот Гран-при России наверняка войдет в число самых интересных в современной истории "Формулы-1".  

Сюрпризы в квалификации

Сочинское небо в субботу утром словно прорвалось, вылив на трассу тонны дождя. Все утренние гоночные мероприятия были отменены, шли разговоры, что даже квалификацию придется перенести на воскресенье. Но, к счастью, природа сжалилась над приехавшими сюда на черноморское побережье гостями, и даже выглянуло из-за туч солнце.

Организаторы Гран-при и руководство гонки поспешили воспользоваться милостью природы, и квалификация началась на подсыхающем асфальте. С каждой минутой покрытие становилось все более быстрым, и под занавес заключительного сегмента квалификационных заездов все решила тактика команд. В выигрыше остались те, кто первым рискнул поставить слики. Среди счастливчиков оказалась вся первая тройка стартовой решетки: Ландо Норрис (“МакЛарен”), Карлос Сайнс (“Феррари”) и даже Джордж Рассел (“Уильямс”). Такого присутствия легендарных команд в лидерах на старте история "Формулы-1" не знавала с далекого уже 2004 года

Доминировавшие на протяжении пятничных свободных заездов пилоты "Мерседес", увы, не успели за один круг прогреть свои шины. В результате Вальттерри Боттас был лищь 7-м.

Что до Льюиса Хэмилтона, то здесь к месту будет выражение "чемпион начудил". Все началось с того, что его главный конкурент за чемпионский титул Макс Ферстаппен вместе со своей командой “Ред Булл” приняли решение о полной замене силовой установки на машине голландца.

То есть получалось, что при любом исходе квалификации Макс будет стартовать с  последнего ряда. И уже не в первый раз получается, что когда Ферстаппен “сходит с дистанции”, у Льюиса обязательно что-нибудь идет не так. Словно он нарочно, не хочет принимать такой подарок от соперника и старается себе создать массу дополнительных трудностей, чтобы хоть как-то уравнять шансы.

Яркий пример тому был в Баку, когда из-за прокола колеса и последовавшей за ним аварии голландец сошел с дистанции. Напомню, Льюис тогда совершил глупую ошибку на ре-старте, и в итоге финишировал за пределами “очковой зоны”.

В этот раз ситуация была не столь драматичной, но тем не менее явно свидетельствовала о психологическом стрессе британского чемпиона. Перед завершающей попыткой он ошибся в пилотировании и врезался в ограждение на въезде на пит-лейн, а затем еще допустил разворот и по ходу быстрого круга на сликах. 

Времени, показанного до этого на промежуточных шинах, хватило Льюису лишь для 4-го места.

Кстати, уместно будет напомнить, что Льюис во время подъезда к боксам в этот гоночный уик-энд еще и сбил своего механика. Обошлось без больших травм, но сам этот факт явно говорит о стрессовом состоянии британского чемпиона. 

Все ради победы 

Если Шарль Леклер и Макс Ферстаппен были отправлены своими командами в хвост пелотона из-за вынужденной замены силовых установок, то вот Вальттерри Боттаса руководство «Мерседес» отправило в группу аутсайдеров, на мой взгляд, умышленно.  Финскому гонщику решено было поменять лишь двигатель внутреннего сгорания и турбину. Потеря 10 мест для Боттаса означала старт на 17-й позиции, то есть впереди Макса Ферстаппена. И расчет Тотто Вольфа был на то, что голландец надолго застрянет за финном, для которого была отведена роль обеспечивать «безопасность» Хэмилтону в переднем эшелоне. 

По правде сказать, расчет был не совсем верным. Первая же  попытка Макса обойти машину “Мерседес” в гонке увенчалась  успехом. Да, не без риска. Да, слегка авантюрно, но в этом и есть весь Ферстаппен. Хотя, просматривая повторы этого обгона, не могу не отметить, что Боттас явно и  не собирался придерживать лидера чемпионата. 

Вперед, молодежь!  

Старт Гран-при в Сочи, проходивший на сухом асфальте, был весьма аккуратным и профессиональным. Не то, что первые этапы сезона, когда гонщики еще не вошли в свой ритм после зимних каникул.  Обошлось без столкновений, но это не помешало наиболее напористым и удачливым улучшить свои стартовые позиции.

Ландо Норрис отлично стартовал, сохранив свое лидерство, но в быстрой связке первых поворотов он слишком увлекся защитой своего места от пристроившегося к нему в хвост Льюиса Хэмилтона. В итоге Карлос Сайнс объехал британца. А тот в свою очередь, помешал действующему чемпиону сохранить даже свое 4-е стартовое место. Впереди Хэмилтона оказались помимо лидирующей тройки еще Лэнс Стролл, Даниель Риккиардо и Фернандо Алонсо. Испанцу, правда пришлось срезать траекторию второго поворота, чтобы не столкнуться с молодежью, яростно сражавшейся за лидирущие позиции. Но поскольку пилот “Рено” обогнал своего бывшего напарника по команде “МакЛарен” еще до начала поворота, то испанцу не пришлось возвращать позицию Льюису.

Кругом спустя Хэмилтону удалось-таки пройти испанского ветерана, чтобы затем начать свой долгий прорыв в авангард пелотона.

Удачно стартовал и Шарль Леклер, поднявшись с последнего ряда прямо на 12-ю позицию за неполный первый круг. Стартовавший рядом с ним Макс Ферстаппен был куда менее успешен в дебюте гонки. Впрочем, к 20-му кругу голландцец уже ехал на 6-й позиции, а монегаск следом за ним. А Льюис Хэмилтон все еще никак не мог обогнать пару пилотов "МакЛарен", уверенно мчавшихся к своему, казалось на тот момент, такому реальному дублю.

20 кругов спустя благодаря ошибке механиков “МакЛарен” на пит-стопе, продержавших больше положенного времени  машину Риккиардо у боксов, Льюис  был уже на втором месте. Однако впереди него по-прежнему маячил болид Ландо Норриса, уверенно отражавшего попытки действующего чемпиона перехватить лидерство. Карлос Сайнс, сумевший после своего раннего пит-стопа вернуться в тройку лидеров, ехал следом за Хэмилтоном, наблюдая за борьбой двух подданных британской короны перед собой.

В свою очередь, Фернандо Алонсо сумел пройти Макса Ферстаппена в борьбе за 6-ю позицию. До финиша оставалось менее трети гонки, и в объявленном по интернету голосованию за звание Гонщика дня лидировал, естественно, Ландо Норрис.

"Дождевая лотерея"

За 7 кругов до финиша начался дождь. Сочинское небо, словно заскучав от происходящего под ним на трассе однообразия, решило проверить команды, а заодно и пилотов, на "дождевой" тест. Никто не мог с уверенностью сказать, насколько сильными будут осадки и как быстро намокнет асфальт. Началось гадание, а точнее  "дождевая лотерея".

Ведь переобуйся раньше времени со сликов на промежуточную резину, значит, потеряешь не только свою позицию, но и уничтожишь покрышки за пару кругов на еще не очень влажном покрытии. С другой стороны, прозеваешь момент перехода со сликов на дождевые шины, и можешь запросто закончить гонку в отбойниках. К слову сказать, разнообразие принимаемых командами решений продемонстрировало самые разные варианты последствий.

Имея большой отрыв от преследователей, ни Ландо , ни Льюис не хотели упустить возможность победы в гонке. И оба отказались ехать в боксы, когда с командных мостиков соответственно "МакЛарен" и "Мерседес" им было рекомендовано совершить внеплановый пит-стоп. Причем, Норрис, не скрывая своих эмоций, чуть ли ни прокричал свое "нет" в ответ на настойчивую  просьбу своего инженера.

В итоге Хэмилтон все же поехал за дождевыми покрышками, а Ландо решил остаться на трассе. Юный британец так хотел одержать свою первую в формульной карьере победу, что пренебрег даже самыми элементарными требованиями безопасности.

Потерянное на обслуживание в боксах время Льюис быстро отыграл у своего земляка. Более того, за пару кругов до финиша дождь настолько стал сильным, что сопротивление очевидному со стороны Норриса стало уже бесполезным. Он несколько раз вылетал с трассы, и в очередной свой вылет едва не разбил машину. Хэмилтон с легкостью проехал мимо пытающегося вернуться в гонку Ландо.

Пилот "МакЛарен" едва смог добраться до боксов. При этом на въезде на пит-лейн ему пришлось даже нарушить правила и пересечь белую сплошную линию, за что при всех иных обстоятельствах ему грозил бы штраф с потерей позиций. Стюарды в этот раз были милосердны к британцу, посчитав, что в момент пересечения сплошной линии Ландо просто уже не мог ехать по-иному. В общем, вместо победы или гарантированного места на подиуме Норрис финишировал лишь 7-м, обогнав для этого на последнем круге "Альфа Ромео" Кими Райкконнена.

А на подиум вместе с Льюисом поднялись Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс. Безусловно, в дождевой лотерее самый счастливый билет достался голландскому пилоту "Ред Булл". Ведь стартовал он с последнего места. И если бы не дождь, то у него были бы шансы лишь на 5-ю позицию в самом лучшем случае. Второе место Макса позволило ему до минимума сократить отставание от Хэмилтона. И основных претендентов на чемпионский титул сейчас отделяют лишь 2 очка в пользу британского гонщика.

Даниель Риккиардо, Вальттерри Боттас и Фернандо Алонсо дополнили престижную первую "шестерку" Гран-при России.

Следующая гонка пройдет в Турции через две недели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter