Формула-1. Гран-при Италии. «Долой чемпионов!»

"Вперед, дети Родины!" – эти слова французского гимна "Марсельеза" не звучали на подиуме "Формулы-1" больше 24 лет в честь гонщиков, победивших на Гран-при. Тем ценнее выглядит победа, которую в прошедшее воскресенье на итальянской трассе в Монце одержал французский пилот Пьер Гасли. 


Для Италии, очень ревностно относящейся к событиям на их главной формульной трассе, тоже нашелся большой повод для праздника. Ведь победитель гонки выступает под знаменами команды "Альфа Таури", строящей свои спортивные болиды всего в каких-то 2,5 часа езды по автобану от этого автодрома в маленьком городишке с романтическим названием Фаенца. Да-да, именно это местечко дало название знаменитому фаянсу. 

Несмотря на то что в нынешнем пелотоне гоняются три чемпиона мира, никому из них места на подиуме в этот раз не досталось. Правда, двое из них, хотя и имели на своих машинах моторы "Феррари", на это и не претендовали, оказавшись после квалификации в самой глубине стартовой решетки. А вот действующему чемпиону Льюису Хэмилтону, уверенно шагающему к своему очередному седьмому титулу, просто не повезло. Не заметив при въезде на пит-лейн запрещающий знак, британец грубо нарушил существующие правила и был наказан штрафом "стоп-энд-гоу", который отбросил его на середине дистанции на пол-минуты назад. 

Конечно, последовавший затем прорыв лидера команды "Мерседес" со множеством обгонов украсил события на трассе, но выше 7-го места Льюису подняться не удалось. В итоге мы получили самый "юный" подиум в истории "Формулы-1". Средний возраст его участников составил 23,7 года. Но давайте детальнее поговорим о том, что на самом деле происходило на безлюдном автодроме в Монце в это воскресенье. 

"Феррари" на устах

Быть на гонках в Монце и не произносить слово "Феррари" невозможно. Правда, поводы и контексты к этому бывают разные. Понятно, что для местных болельщиков "тиффози" приятнее упоминать это в связи с победами, как это бывало во времена Михаэля Шумахера. Но на этот раз память великого итальянского автомобильного романтика Энцо Феррари тревожилась всуе упоминаниями о нем в связи с неудачами.

Для начала был ошеломляющий провал в квалификации машин, на которых установлены моторы этой легендарной гоночной марки. Лучшим из всех таких болидов был "Феррари" Шарля Леклера, но и то речь шла лишь о 13-м месте. Единственное утешение мог представлять лишь тот факт, что все шесть таких машин на стартовой решетке дружно и в полном составе занимали три ряда –с 7-го по 9-й. Тут уж никак нельзя назвать случайностью столь провальное выступление болидов с двигателями итальянской скудерии.

Но на этом информационные поводы "о грустном" не закончились. Не проехав и шести кругов, Себастьян Феттель вернулся в боксы команды, перед этим красочно проехавшись по зоне безопасности, сбивая машиной барьеры из пенопласта. Огонь, вылетавший из-под дисков задних колес немецкого чемпиона, однозначно указывал на проблемы тормозной системы на его машине. 

Боттас пытается обойти напарника во втором повороте. Фото из архива.

Следующим был Кевин Магнуссен. На 17-м круге из-за механических проблем на его "Хаас", под капотом которого также стоял мотор "Феррари", датчанин вынужден был запарковать свой болид недалеко от въезда на пит-лейн. Упрекнуть гонщика в неправильной парковке было бы смешно, любой из пилотов в подобной ситуации до последней возможности пытается добраться до боксов своей команды. Но именно это обстоятельство сыграло злую шутку с лидирующим на тот момент в гонке Льюисом Хэмлтоном. Руководство гонки приняло решение о выпуске на трассу "машины безопасности" и о … закрытии пит-лейна, поскольку неисправный "Хаас" решено было эвакуировать в боксы, а не в зону безопасности, возле въезда в которую он остановился. 

Подобное решение так редко используется в "Формуле-1", что ни команда "Мерседес", ни сам лидер гонки не обратили внимание на этот запрет. К тому же он визуально выглядел, как два оранжевых креста сбоку от трассы, а не как красные фонари на въезде в пит-лейн. С командного мостика этого панно не видно, а Льюис в тот момент был занят считыванием информации с дисплея своей машины, чтобы не превысить строго рекомендованную скорость в режиме "сэйфети-кара".

В результате этого нарушения Льюис был, как уже говорилось ранее, оштрафован. И после отбытия наказания, для чего ему понадобилось дополнительно еще раз заехать на пит-лейн и простоять там 10 секунд напротив своих боксов, надежды на победу в гонке для него были утеряны. 

Кстати сказать, и здесь не обошлось без упоминания о "Феррари". Ведь еще одной жертвой незамеченного "закрытия пит-лейна" оказался Антонио Джовинацци, на машине "Альфа Ромео" которого также стоит итальянская силовая установка. Итальянцу пришлось отбывать подобное наказание и в результате финишировать последним. 

И на старуху бывает проруха 

Вряд ли кто ожидал, что сразу у двоих явных претендентов на победу случатся проблемы на старте в Монце. Обычно здесь либо все проходит аккуратно, гладко, и лидирующая группа сохраняет свои места после первого поворота. Либо доходит до столкновения, и выживает, как говорится, сильнейший. До нынешнего сезона места на специальной трибуне для журналистов и фотографов в первом повороте Монцы мы старались занимать заранее, чтобы гарантированно иметь красивые снимки стартовых коллизий. 

Ощущения, прямо скажу, невероятные. Словно 20 самолетов на бреющем полете приближаются к повороту на огромной скорости, затем торможение, и глаза не успевают даже отследить через объектив фотокамеры, что в точности происходит с теми или иными болидами. Настолько все стремительно. Доверяешь лишь объективу, «отстреливая» кадр за кадром. Это уже потом в спокойной обстановке выбираешь лучшие снимки, рассматривая их и восстанавливая по кусочкам эпизоды борьбы машин в повороте. 

Словенский фотограф снимает подиум в сложных условиях. Фото из архива.

В этом году, увы, пандемия, а точнее сильно преувеличенный страх перед ней, сломал все наши традиционные представления о гонках и рабочих моментах журналиста-фотографа. С болью приходилось смотреть во время трансляции Гран-при, что на этой излюбленной всеми трибуне для аккредитованных фотографов, был всего один наш коллега. Не удивительно. Ведь на восьми прошедших этапах FIA выдавала лишь по 25 (!) аккредитаций. 

Определенные послабления режима начнутся со следующего этапа в Муджело, где на трибунах появится около двух тысяч зрителей, и, возможно, увеличится слегка числа аккредитованных журналистов. Итальянцы все же сумели под свой Гран-при 1000-й гонки "Феррари" перехватить смелую инициативу российского автодрома в Сочи и заявить о проведении первой гонки со зрителями. И пусть их будет здесь в Италии в 15 раз меньше, чем в России, главное сам факт: "Формула-1" потихоньку возвращается в свой режим. Хотя, судя по тому, что до сих пор на командных мостиках и в боксах команды работают в масках, несмотря на то, что у них действует санитарный режим "закрытого пузыря", с трудом представляется полноценный возврат к прежней жизни паддока в ближайшем будущем.


В Монце впервые в этом сезоне награждение было на настоящем подиуме, а не на временных раздельных ступенечках, окрашенных под подиум. И даже шампанским обливалась молодежь на подиуме после награждения почти по-настоящему. Только немного мешали маски, чтобы глотнуть долгожданного напитка разгоряченными от переполняющих эмоций губами. Осталось дождаться, чтобы упразднили еще одну нелепость этих мер пандемии. Это когда кто-то из известных комментаторов, чаще всего знаменитых гонщиков, берет интервью прямо перед подиумом после финиша. В этот раз пилотов "допрашивал" чемпион мира Дженсон Баттон. Собеседники находятся в этот момент на расстоянии больше трех метров, и при этом они обязаны быть в масках. Ну, разве это не глупость? Закрытые лица, приглушенные материей голоса, отсутствие эмоций. Глядишь, скоро рекламные баннеры будут не с портретами пилотов, а с их масками, за которыми смело ставь "двойника" и будь уверен, что никто не догадается о контрафакте. 

Ликующая Монца. Долгожданная победа. Фото из архива.

Извините за лирическое отступление. Болит душа по работе, откровенно скучаю по своему присутствию на Гран-при. А смотреть гонку "Формулы-1" по экрану ТВ, да еще зная, что и комментаторы далеко за многие тысячи верст от реальных событий сидят в своих домашних студиях, просто не хватает терпения.

Авиапарад в цветах Италии. Фото из архива.

Возвращаясь к старту. На этот раз все прошло спокойно, почти всем хватило места в первом повороте. Вот только интрига начала гонки была сразу же уничтожена ошибками Вальттерри Боттаса и Макса Ферстаппена. Оба явно провалили старт. Финский гонщик пропустил вперед себя сразу четырех соперников. Создалось впечатление, что у него прокол колеса, и его уже были готовы принимать механики в боксах. Но затем оказалась, что волнения напрасны. Темп к Боттасу вернулся, правда, не в полной мере. По словам финна, машину почему-то тянуло вправо, и ему не хватало привычного для "Мерседес" преимущества в скорости, чтобы вернуть себе свою вторую позицию позади лидирующего напарника.

А на его месте спокойно ехал Карлос Сайнс. Испанца не надо было уговаривать, чтобы он возглавил группу пилотов, преследующих Льюиса Хэмилтона. Конечно, преследованием это было назвать сложно. Британский чемпион спокойно наращивал отрыв, катясь к своей, казалось, очередной легкой победе. Это скорее Карлоса преследовала большая группа гонщиков. Его напарник Ландо Норрис на "МакЛарен", Серхио Перес на "Рэйснг Поинт" и Даниель Риккиардо на "Рено". Удивительное дело, Боттас не то чтобы активно пытался вступить в борьбу, а временами и вовсе создавалось впечатление, что он едва успевает за своими обидчиками на старте. 

У Макса Ферстаппена дела шли ненамного лучше. Он пропустил в стартовых перипетиях троих соперников, стартовавших позади него, и опустился на восьмую позицию. Лишь на третьем круге ему наконец-то удалось отыграть одно место, обогнав "Рэйсинг Поинт" Лэнса Стролла. О борьбе "колесо в колесо" с машинами "Мерседес", о чем мечтал Макс перед гонкой и давали обещания Доктор Хельмут Марко и Кристиан Хорнер, не могло уже идти и речи. 

Удар, еще удар…

Шарль Леклер, последовав примеру Пьера Гасли, также рано сменил шины на своем "Феррари". Следом за ним счастливый билет вытащил и Кими Райкконнен. Его "Альфа Ромео" переобулась буквально перед тем, как у Магнуссена случились проблемы. Последовавшие затем несколько кругов в режиме машины безопасности при закрытом пит-лейне фактически вывели всех этих пилотов в группу лидеров. Когда пит-лейн открылся и все их конкуренты уехали на смену комплектов шин, Гасли, Леклер и Райконнен оказались позади Хэмилтона и Стролла. Канадец вообще решил не менять шины, а британец ждал уже объявления ему наказания за игнорирование запрета на въезд на пит-лейн. 

После ре-старта Шарль Леклер ринулся в бой, пытаясь настичь идущего впереди него Пьера Гасли, и чуть подальше Лэнса Стролла. Его "Феррари" на несколько минут "забыла", что она в это воскресенье значится в Монце в числе аутсайдеров. Казалось, неожиданная птица удачи совсем рядом. Лишь протяни руку. На новых шинах Шарль должен был ехать уже до финиша. А поскольку Льюису объявили штраф, то Леклер становился сразу третьим, а там можно было бы "пободаться" с "Альфа Таури" Гасли или даже "Рэйсинг Поинт" Стролла. И главное, что поблизости не было ни "Мерседес", ни "Ред Булл".


Увы, на холодных шинах монегаск не проехал и двух кругов. Прямо на входе в знаменитый поворот "Параболика" он теряет машину, и она скользит по гравию на огромной скорости под 270 км /ч в отбойники из автомобильных покрышек. Удар был сильным, но техника не подвела. Пилот фактически не пострадал. Лишь красные флаги остановили гонку, чтобы убрать такую же красную разбитую машину. 

Удар "Феррари" о стену был не менее сильным, чем удар по репутации скудерии. Фактически не проехав и половины дистанции, обе итальянские машины сошли с дистанции. И это у себя на домашней трассе.

Если сильно повезет 

Стоя на пит-лейне в ожидании, пока уберут разбитый автомобиль, гонщики ждали рестарта. Но удивительное дело: по правилам, если гонка остановлена на время красными флагами, то с машинами можно делать любые манипуляции, в том числе заменить элементы кузова или даже шины. Трудно быть объективным, оценивая такое правило. Но при нем всегда окажется тот, кому повезло больше, чем другим. 

Лэнс Стролл стал таким вот счастливчиком. Для его единственного пит-стопа команда не потеряла ни секунды, так как его провели во время нахождения в колонне, ожидающей сигнала выезда на трассу. И зная, что Льюс откатится в конец пелотона после обязательного отбытия штрафа в течение первых трех кругов, канадец наверняка уже мечтал о возможности победы. Недаром же машины "Рэйсинг Поинт" так часто сравнивают с "Мерседес", а руководство команды уже даже заплатило огромный штраф за излишнее сходство с болидом заводской команды. 

Но Фортуна в тот день, похоже, говорила по-французски с парижским, а не канадским акцентом. Назначенный рестарт с места выровнял шансы преследователей Стролла. И в первый поворот вслед за Льюис Хэмилтоном первой вошла машина "Альфа Таури" Пьера Гасли. Он и победил затем в гонке. Вторым был Карлос Сайнс, сумевший обойти Лэнса Стролла, но недотянувшийся совсем чуть-чуть до болида победителя.

Пьер Гасли в Монце, 2015 г. Еще не в "Формуле-1". 

А Боттас так и не сумел даже приблизиться к подиуму. Четвертым в очередной раз был на своем "МакЛарен" Ландо Норрис. Финн в конце гонки скорее уже думал об обороне своей позиции от накатывающего сзади Даниеля Риккиардо, чем об атаке на британца. В общем, финский вице-чемпион, даже имея в распоряжении такую быструю машину, как "Мерседес", не смог в отсутствие лидера чемпионата даже подняться на подиум. Чего уж тут говорить о том, что Вальттерри сможет составить конкуренцию Льюису в борьбе за титул. Хорошо еще, что сошел с дистанции Макс Ферстаппен. Иначе вряд ли бы Боттасу удалось вернуть себе вторую позицию в личном зачете чемпионата. 

Фото автора и Рейтер.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter