«Формула-1». Гран-при Бахрейна. Сквозь пламя к жизни

«Формула-1». Гран-при Бахрейна. Сквозь пламя к жизни

Гран-при Бахрейна, который состоялся в прошедшее воскресенье на автодроме в Сахире, едва не закончился страшной трагедией. Французский гонщик Роман Грожан, зацепив задним колесом своего болида «Хаас» машину соперника, на скорости 221 км/ч врезался в металлические отбойники ограждения. От удара болид разорвало на две части, а вспыхнувший бак с бензином охватил огнем капсулу, в которой находился пилот.


По счастливой случайности француз, объятый пламенем, сумел в считанные секунды покинуть болид и перепрыгнуть через искореженное от удара заграждение навстречу вовремя подоспевшим пожарным и дежурному врачу гонки.

В результате гонщик команды «Хаас» отделался лишь несколькими легкими ожогами рук и лодыжек в местах повреждения термозащитной одежды и перчаток. Он был немедленно отправлен в местный военный госпиталь Бахрейна, но, судя по заключению врачей, состояние здоровья Романа может даже позволить ему вернуться в гонки уже через несколько дней.



Естественно, что звание Гонщика дня в Бахрейне бесспорно досталось самому заметному в этот раз пилоту – пострадавшему французу. Тест на экстренное покидание болида он сдал на отлично. И главным вознаграждением ему за это была его собственная жизнь.

Дополнительные меры безопасности, принятые FIA после трагической аварии в 2014 году и смерти другого французского пилота Жюля Бьянки, уже не первый раз спасают гонщиков от смертельных последствий столкновений в «Формуле-1». И тем не менее, произошедшее в Бахрейне стало еще одним ярким подтверждением тому, насколько опасен автоспорт.

Вальттерри Боттас снова не у дел

Старт с первого ряда – это всегда престижно и волнительно. Особенно когда рядом с тобой, пусть даже и чуть-чуть впереди, твой напарник и действующий чемпион. Есть шанс в первом повороте оказаться впереди него, а там потом лишь бы не было ошибок. Глядишь, и гонку можно выиграть. Но есть и риск допустить пробуксовку, поскольку твоя сторона трассы чуть погрязнее, чем у напарника. И тогда, главное, сильно не провалиться. А то ведь по соседству соперники не простят ни малейшего промаха.



В общем, на старте в Сахире шанс свой Вальттерри не использовал. Более того, он действительно допустил небольшую пробуксовку и в результате откатился к середине круга на 6-е место. Именно в этот момент гонка и была остановлена почти на полтора часа красными флагами, потребовавшимися для восстановления после аварии Грожана защитных барьеров.

Руководство Гран-при приняло решение новую стартовую решетку для рестарта формировать по отсечке, где машины проехали треть круга. Можно сказать, что Боттасу еще повезло, и ему вернули две позиции, так как Элбон и Риккиардо обогнали финского пилота уже после этой отметки. Но на этом его везенье в этот день закончилось. На первом после возобновления гонки круге его «Мерседес» пробивает колесо, наехав на кусок какого-то оставшегося обломка, и Боттасу приходится ехать на незапланированный пит-стоп. В итоге он оказывается в самом хвосте пелотона. Прорыв оттуда мог бы, наверное, украсить гонку, будь финн чуточку поагрессивнее или поэффективнее. Но Вальттерри в итоге удалось к финишу добраться лишь до 8-го места, финишировав на котором, он позволил Максу Ферстаппену сократить отставание от него в борьбе за вице-чемпионство до 12 очков.

Льюис Хэмилтон – спокойствие и безошибочность

Обладатель поул-позишн Льюис Хэмилтон и после рестарта остался лидером. Из явных конкурентов у него вблизи остался лишь Макс Ферстаппен. Именно атакующих действий со стороны голландца и опасался британский гонщик на протяжении всей оставшейся гонки.



Но отдадим должное действующему чемпиону. На протяжении всего Гран-при он сохранял спокойствие и демонстрировал безошибочное пилотирование. Когда во время второго рестарта после ухода машины безопасности пилот «Ред Булл» откровенно прессинговал Льюиса, стараясь попасть в слип-стрим машины британца и совершить обгон, то нервы чемпиона не дрогнули. Ошибки он не допустил. Став еще на прошлом этапе досрочно семикратным чемпионом «Формулы-1», Хэмилтон и в этот раз никому не дал повода усомниться в своем преимуществе. Он одержал 11-ю победу в сезоне и уже 95-ю в своей формульной карьере, начавшейся с его дебюта в 2007-м году в команде «МакЛарен-Мерседес».

Даниил Квят как соучастник двух аварий

После относительно хорошей квалификации российский пилот рассчитывал провести хорошую гонку. Старт с 10-го места при том, что машина напарника перед тобой, дает реальные шансы на то, чтобы финишировать, заработав очки обоим. Но старт Даниилу Квяту не очень удался. Надо сказать, что в последнее время россиянину редко удается хорошо стартовать.

Вот и в Сахире к четвертому повороту его «Альфа Таури» обошел даже Роман Грожан, начинавший гонку с последних рядов. Отвлекшись на впереди маневрирующих перед ним соперников, француз напрочь забыл о том, что справа от его болида осталась машина Дани, которую он только что обогнал. Эта невнимательность и сыграла злую шутку с пилотом «Хаас». Уходя резко вправо, Роман зацепился задним колесом за переднее колесо машины Квята и уже на неуправляемом болиде улетел в отбойники.



Понятно, что вины Дани в этой аварии не было, хотя информационные сообщения несколькими минутами спустя этой аварии запестрели заголовками с упоминанием фамилии россиянина. Дирекция гонки также не усомнилась в собственной ошибке Грожана, поэтому инцидент даже не был взят в рассмотрение.

Когда полтора часа спустя гонка возобновилась и был дан сигнал рестарту, то комментаторы вновь вернулись к упоминанию фамилии Дани. Стартовав на этот раз с 15-го места, на какое-то мгновение Квят оказался перед очередным поворотом позади «Рэйсинг Поинт» Лэнса Стролла. Канадец лихо ушел на внешний радиус, оставив чуть ли не три четверти полосы своим соперникам на внутреннем. Однако затем, достигнув своего апекса, Лэнс резко пошел в атаку на внутреннюю часть поворота, фактически перерезая траекторию преследователям.



Говоря на гоночном жаргоне, Стролл сначала не просто «открыл калитку», а прямо «распахнул ворота», а когда туда устремились соперники, то он их резко попытался «захлопнуть».

Дане уже некуда было деваться, всеми четырьмя колесами он выехал на поребрик, чтобы избежать столкновения с агрессивным канадцем, но машины все равно соприкоснулись. Дальнейшие события были весьма зрелищными. «Рэйсинг Поинт» взметнулся к верху и, сделав пируэт, приземлился вверх колесами. Система ХАЛО и дуга безопасности, расположенная позади головы пилота, обеспечили канадскому пилоту так называемую неприкосновенность. Едва машина замерла в непривычной для себя позе на асфальте, как Лэнс, отстегнувшись от ремней безопасности, стал выбираться из-под нее. Все обошлось благополучно.

Инцидент был взят судьями в рассмотрение, и спустя всего несколько минут был вынесен жесткий вердикт: Даниил Квят виновен в столкновении, он обязан отбыть 10-секундный штраф на пит-лейне, и заодно российский гонщик получил еще и два штрафных балла.

Несколько раз пересмотрев со всех ракурсов этот инцидент, не могу полностью согласиться с судьями. Тот факт, что Стролл был полностью впереди, не давал ему права резко резать траекторию в повороте, что на гоночном языке как раз и называется «закрывать калитку». Точнее сказать, право выбора собственной траектории у него-то было, но не оставить сопернику ни сантиметра трассы – это значит подставить в первую очередь себя, так как избежать столкновения в тот момент пилот «Альфа Таури» уже не мог.



И опытные пилоты в такой ситуации, оставляют место сопернику, пусть даже и не на всю ширину болида. Это вынуждает преследователя уходить на поребрики, замедляя его маневр и фактически исключая обгон. А вот более горячие юные головы, частенько слишком самоуверенно «подрезают» конкурентов, становясь сами жертвой своего же маневра. Да, Квята наказали, но больше всего Лэнс наказал себя сам. Ведь с его машиной, по праву считающейся третьей или даже второй в пелотоне по скорости, у канадца были шансы заработать много очков и даже подиум.

Сам же Квят продолжил гонку. Отбыв штраф во время смены шин, он неплохо проехал остаток дистанции, финишировав 11-м, в шаге от «очковой зоны». Учитывая, что его напарник Пьер Гасли был на финише шестым, оба болида «Альфа Таури» должны были зарабатывать очки на автодроме в Сахире.

Элбон и Перес, удача и несчастье

Пилот «Ред Булл» пропустил вперед своего соперника на «Рэйсинг Поинт» еще на стартовой прямой. Серхио Перес красивым маневром объехал и Александра Элбона, и Вальттерри Боттаса, которые стартовали с четной стороны трассы. И затем фактически всю гонку мексиканец уверенно приближался к своему очередному подиуму. Важность этого высокого места недооценить было сложно. Чуть больше недели осталось до момента объявления командой «Ред Булл» своего состава на следующий сезон. И именно от решения австрийской «конюшни» зависит, чем будут заниматься в следующем сезоне Серхио и Алекс. Два кандидата на одно место в машине.

И хотя по опыту и своему мастерству мексиканский гонщик выглядит посильнее тайского, соотечественники Элбона, владеющие контрольным пакетом акций концерна «Ред Булл», по-прежнему не хотят никого другого видеть в этом болиде.



Не знаю, как там уж тайские боги договаривались на небесах с их мексиканскими коллегами, но за пару кругов до финиша машина Серхио Переса вдруг замедлилась, задымилась и вынуждена была сойти с дистанции из-за проблем с силовой установкой. Понадобилась даже помощь пожарных, которым уже в третий раз пришлось за гонку показывать свое мастерство по устранению возгорания на трассе.

В итоге на подиум вместо мексиканского пилота в компанию к Льюису Хэмилтону и Максу Ферстаппену поднялся Александр Элбон. И пусть все прекрасно понимали, что тайский пилот сильно проигрывает своему напарнику как в квалификации, так и в гонке, статистика в данном случае слегка «приукрасила» ситуацию. По всей видимости, придется Серхио провести следующий сезон в отпуске, дожидаясь, что кому-то понадобятся его услуги как гонщика в «Формуле-1».

Интрига не утеряна

Финиш пары пилотов команды «МакЛарен» у подножья подиума обострил борьбу за 3-е место в Кубке конструкторов. Еще накануне преимущество «Рэйсинг Поинт» в 5 очков выглядело если не успокаивающим, то вполне конкурентноспособным. Теперь же, когда Ландо Норрис и Карлос Сайнс за один Гран-при принесли в копилку команды 22 (!) очка, канадской «конюшне» понадобится титаническое усилие, чтобы наверстать упущенное.

И все же главной интригой на оставшиеся две гонки считался до сегодняшнего дня вице-чемпионский титул. И пусть, по заявлению самого Макса Ферстаппена, его такой успех мало интересует, если нет возможности стать чемпионом «Формулы-1», на самом деле это не так. Ни в одном из чемпионатов с открытыми колесами голландцу еще не удавалось добиваться столь высокого результата. И лукавить на этот счет не следует, в оставшихся гонках лидер команды «Ред Булл» будет делать все возможное для победы в Гран-при.

Когда материал уже был готов к публикации, пришло известие, что у Льюиса Хэмилтона обнаружено заболевание COVID-19. Это означает, что, скорее всего, британский чемпион пропустит не только ближайшую гонку, но и следующий за ней через неделю финальный этап в Абу-Даби.

Интрига, как говорится, появилась на пустом месте. Но от этого она не стала менее значимой. Заменит ли Льюиса бельгиец Стоффель Вандорн, вице-чемпион «Формулы-Е» этого сезона и бывший гонщик команды «МакЛарен-Хонда»? Если да, то как он поедет на фоне Вальттерри Боттаса , имея такой же болид, но несравнимо меньший опыт езды на нем? А если Вандорн не поедет, то смогут ли в «Мерседес» пригласить в команду на пару гонок Джорджа Расселла из команды «Уильямс»?

И еще одна замена, пусть и не столь яркая, ожидается на следующий этап. Внук знаменитого бразильского чемпиона «Формулы-1» Эмерсона Фиттипальди заменит в предстоящий уик-энд Романа Грожана. Пьетро значится резервным гонщиком команды «Хаас».

Следующий, предпоследний этап сезона, пройдет на этом же автодроме Сахир в воскресенье, только по измененной конфигурации трассы.

Положение в чемпионате:

1. Льюс Хэмилтон – «Мерседес»                                      332

2. Вальттерри Боттас – «Мерседес»                                201

3. Макс Ферстаппен – «Ред Булл»                                   189

4. Даниель Риккиардо – «Рено» »                                    102

5. Серхио Перес – «Рэйсинг Поинт                                  100

6. Шарль Леклер - «Феррари»                                             98

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter